МИНИ- МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ...
статья по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
«МИНИ – МУЗЕЙ «ПОЧТОВАЯ ОТКРЫТКА», КАК РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДЕТСКОМ САДУ»
Лобарева А.В.
МДОУ «Брусничка» п. Тубинский
Сегодня посещением музея никого не удивишь. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства, науки и многие другие стали неотъемлемой частью нашей культурной жизни. Нередко люди специально приезжают в большие города, чтобы посетить знаменитые музеи. Многочисленные посетители всегда находятся даже у самого маленького музея, особенно если в нём собраны необычные экспонаты. Сложно найти человека, который хотя бы раз в жизни не посетил бы музей или картинную галерею. А что делать, если нет возможности посетить музей самому и со своим ребёнком? Просто потому, что в ближайших окрестностях его нет. К сожалению, такая проблема существует не только в отдалённых регионах, но и в больших городах с их большим количеством музеев. Не так - то просто добраться с маленьким ребёнком до центра, где расположена основная часть музеев. Именно поэтому в нашем детском саду решили создать собственный музей, пусть и маленький. И сегодня мини – музей «Почтовая открытка» стал неотъемлемой частью развивающей среды в нашем детском саду. Мини-музей в детском саду это особый вид детского музея, который располагается непосредственно в дошкольном учреждении.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их назвали «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность мини-музеев в развивающей среде — участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Мини – музей «Почтовая открытка». Почтовая открытка в ХХI веке стала вдруг … актуальна. Коллекционеры, бизнес - центры, музеи – от Москвы до Красноярска – все обладатели коллекции старой почтовой открытки стремятся представить свое собрание – выставить, опубликовать. Наверное, это психологический феномен: человеку, обществу свойственно оборачиваться назад. И дело здесь не просто в ностальгии, а в желании в своем пошатнувшемся времени нащупать твердую почву под ногами во вчерашнем дне. Предназначение музея – не дать порваться связи времен. Всеми силами крепить эту связь. Удерживать. Хотя бы она была намечена пунктиром. Данная проблема стала актуальна и мы решили создать в нашей группе мини – музей. Сроки реализации:
февраль – май 2014 г. Цель: Эмоционально-эстетическое развитие ребенка. Задачи: • сплотить коллектив детей, воспитателей и родителей; • расширить представления о содержании музейной культуры; • создать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей; • воспитывать интерес к праздникам своей страны. В основу решения этих задач положены следующие принципы: Принципы функционирования музея: 1. Соответствие возрастным особенностям детей дошкольного возраста. 2. Наглядность, которая обеспечивает познавательный интерес и эмоциональное восприятие. 3. Интерактивность и полифункциональность музейного пространства. 4. Психологическая комфортность и безопасность деятельности. 5.Обеспечение необходимыми условиями поисковотворческой деятельности детей. План работы по созданию мини-музея. Подготовительный этап. - Родительское собрание январь 2014 г. 1. Озвучивание темы собрания и названия мини – музея (создать в группе мини – музей «Почтовая открытка»). 2. Выбор места для размещения мини – музея (слева у выхода с группы). 3. Подготовка необходимого оборудования для создания мини-музея (оформление стенда «почтовый ящик», подбор экспонатов – почтовых открыток). - Консультация «Значимость мини – музеев» Практический этап. 1.Сбор экспонатов, при помощи родителей, сотрудников детского сада - почтовые открытки (465 штук – современные и прошлого века). 2. Оформление выставок по темам: «Рождество», «Символ года», «Валентинки», «Праздник 8 марта», «Поздравляем!», «Моя открытка», «Образ животных в открытке». 3. Индивидуальная работа с детьми: обучение детей проведению экскурсий, изготовление детьми собственных открыток. 4. Проведение экскурсии в мини – музей при МДОУ «Брусничка» педагогами и детьми: февраль – май 2014 г. Заключительный этап. - Смотр мини – музея: май 2014 г. Открытие мини-музея февраль 2014 г. - дети выступить в роли экскурсовода. Заключение: Музей – это дитя таланта и профессионализма. Организация музея – это своеобразный спектакль, который требует талантливого режиссера, который сможет охватить своим замыслом все слагаемые музея: суть, предмет, информацию, изображение и т.д. Ожидаемые результаты: 1.Сотрудничество с родителями и их активная роль позволит нам разнообразить мини – музей, расширить интересы детей, объединить одной идеей творчества в создании прекрасного вокруг детей. 2.Экспонаты в мини – музее будут доступны непосредственному восприятию детей. У детей формируется способность любоваться, наслаждаться экспонатами. Срок экспозиции не ограничивается одним днём и дети могут самостоятельно познакомиться с понравившимися экспонатами. 3.Будет проводиться НОД по закреплению впечатлений от увиденного, дети будут выражать свое эмоциональное отношение через рисунок, лепку, поделки, которые в дальнейшем будут неотъемлемой частью нашего музея. 4.Наш мини-музей будет вызывать большой интерес у детей и взрослых. А этот интерес побуждает детей говорить, рассуждать. Экспонаты будут приобретены или изготовлены руками родителей вместе с детьми. А в совместной деятельности формируются положительные партнёрские детско-родительские взаимоотношения. При посещении музея дети с удовольствием будут рассказывать историю открытки, сделанной своими руками: откуда она взялась, кто и как её делал, высказывать своё отношение к ней, выступать в роли экскурсоводов. Приложение: 1. Паспорт - Кем создан; - Характеристика помещения; - Какие документы имеются; - Оценка фонда; - Физическое состояние; - Учет и хранение; - Характеристика экспозиционной работы; - Перечень экспонатов музея; - Характеристика экскурсионно-массовой работы; - Принципы функционирования музея; 2. Книга «История возникновения почтовой открытки» 3. Книга «Книга отзывов» 4. Проект мини-музея «Почтовая открытка». 5. План работы музея. Литература: 1. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини – музей в детском саду. – ЛИАНКА – ПРЕСС МОСКВА 2008. 2. Рыжова Н. А. Развивающая среда детского сада. – ЛИНКА – ПРЕСС МОСКВА 2003. 3. Copyright © 2005-2014 ЗАО "Мир Поздравлений". История возникновения почтовой открытки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мини-музей в детском саду как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников».
Статья из опыта работы МБДОУ ЦРР детский сад №6 "Колокольчик" г. Луховицы. В статье рассказано о создании муни музеев в ДОУ усилиями сотрудников и родителей. Статья предназначена для тех, кт...
Мини музей в детском саду "На бабушкином дворе" На материала русского фольклора
"На бабушкином дворе"...
Мини-музеи в детском саду.
Уже не первый год в дошкольных учреждениях создают собственные музеи, пусть и маленькие. Это направление приобрело большую популярность, и сегодня мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей сред...
Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду
В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Музеи и мини-музеи в детском саду»
Расширить знания детей об окружающем мире....
Консультация «МИНИ – МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ. МИНИ – МУЗЕИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
Цель: Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями. Задачи: ·...