МИНИ- МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ...
статья по окружающему миру на тему

Лобарева Алёна Владимировна

СТАТЬЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл СТАТЬЯ19.4 КБ

Предварительный просмотр:

    «МИНИ – МУЗЕЙ «ПОЧТОВАЯ ОТКРЫТКА», КАК РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДЕТСКОМ САДУ»

Лобарева А.В.

МДОУ «Брусничка» п. Тубинский                                              

     Сегодня посещением музея никого не удивишь. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства, науки и многие другие стали неотъемлемой частью нашей культурной жизни. Нередко люди специально приезжают в большие города, чтобы посетить знаменитые музеи. Многочисленные посетители всегда находятся даже у самого маленького музея, особенно если в нём собраны необычные экспонаты. Сложно найти человека, который хотя бы раз в жизни не посетил бы музей или картинную галерею. А что делать, если нет возможности посетить музей самому и со своим ребёнком? Просто потому, что в ближайших окрестностях его нет. К сожалению, такая проблема существует не только в отдалённых регионах, но и в больших городах с их большим количеством музеев. Не так - то просто  добраться с маленьким ребёнком до центра, где расположена основная часть музеев. Именно поэтому в нашем детском саду решили создать собственный музей, пусть и маленький. И сегодня мини – музей «Почтовая открытка» стал неотъемлемой частью развивающей среды в нашем детском саду.                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Мини-музей в детском саду это особый вид детского музея, который располагается непосредственно в дошкольном учреждении.
     Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их назвали  «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
     Важная особенность мини-музеев в  развивающей среде — участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.          
Мини – музей «Почтовая открытка».                                                                                                           Почтовая открытка в ХХI веке стала вдруг … актуальна. Коллекционеры, бизнес - центры, музеи – от Москвы до Красноярска – все обладатели коллекции старой почтовой открытки стремятся представить свое собрание – выставить, опубликовать. Наверное, это психологический феномен: человеку, обществу свойственно оборачиваться назад. И дело здесь не просто в ностальгии, а в желании в своем пошатнувшемся времени нащупать твердую почву под ногами во вчерашнем дне. Предназначение музея – не дать порваться связи времен. Всеми силами крепить эту связь. Удерживать. Хотя бы она была намечена пунктиром.  Данная проблема стала актуальна и мы решили создать в нашей группе мини – музей.                                                                                                     Сроки реализации:
февраль – май  2014 г.                                                                                             Цель: Эмоционально-эстетическое развитие ребенка.                                           Задачи:                                                                                                                                 • сплотить коллектив детей, воспитателей и родителей;                                                      • расширить представления о содержании музейной культуры;                                                     • создать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей;                                                                                                           • воспитывать интерес к праздникам своей страны.                                                   В основу решения этих задач положены следующие принципы:                                       Принципы функционирования музея:                                                                   1. Соответствие возрастным особенностям детей дошкольного возраста.              2. Наглядность, которая обеспечивает познавательный интерес и эмоциональное восприятие.                                                                                           3. Интерактивность и полифункциональность музейного пространства.                4. Психологическая комфортность и безопасность деятельности.                            5.Обеспечение необходимыми условиями поисковотворческой деятельности детей.                                                                                                                                    План работы по созданию мини-музея.                                                                   Подготовительный этап.                                                                                          - Родительское собрание январь 2014 г.                                                                          1. Озвучивание темы собрания и названия мини – музея (создать в группе мини – музей «Почтовая открытка»).                                                                                                                                                                                                                                                                                                          2. Выбор места для размещения мини – музея (слева у выхода с группы).                                                3. Подготовка необходимого оборудования для создания мини-музея (оформление стенда «почтовый ящик», подбор экспонатов – почтовых открыток).                                                                                                                        - Консультация «Значимость мини – музеев»                                                 Практический этап.                                                                                         1.Сбор экспонатов,  при помощи родителей, сотрудников детского сада -                                                                                                                                            почтовые открытки  (465 штук – современные и прошлого века).                                      2. Оформление выставок по темам: «Рождество», «Символ года»,  «Валентинки», «Праздник 8 марта», «Поздравляем!»,  «Моя открытка»,   «Образ животных в открытке».                                                                                                                                  3. Индивидуальная работа с детьми: обучение детей проведению экскурсий, изготовление детьми собственных открыток.                                                             4. Проведение экскурсии  в мини – музей при МДОУ «Брусничка» педагогами и детьми: февраль – май 2014 г.                                                          Заключительный этап.                                                                                                           -  Смотр мини – музея: май 2014 г.                                                                                Открытие мини-музея февраль 2014 г. -   дети выступить в роли экскурсовода.                                                                                              Заключение:                                                                                                                      Музей – это дитя таланта и профессионализма. Организация музея – это своеобразный спектакль, который требует талантливого режиссера, который сможет охватить своим замыслом все слагаемые музея: суть, предмет, информацию, изображение и т.д.                                                               Ожидаемые результаты:                                                                                   1.Сотрудничество с родителями и их активная роль позволит нам разнообразить мини – музей, расширить интересы детей, объединить одной идеей творчества в создании прекрасного вокруг детей.                     2.Экспонаты в мини – музее будут доступны непосредственному восприятию детей. У детей формируется способность любоваться, наслаждаться экспонатами. Срок экспозиции не ограничивается одним днём и дети могут самостоятельно познакомиться с понравившимися экспонатами.                  3.Будет проводиться НОД по закреплению впечатлений от увиденного, дети будут выражать свое эмоциональное отношение через рисунок, лепку, поделки, которые в дальнейшем будут неотъемлемой частью нашего музея.                  4.Наш мини-музей будет вызывать большой интерес у детей и взрослых. А этот интерес побуждает детей говорить, рассуждать. Экспонаты будут приобретены или изготовлены руками родителей вместе с детьми. А в совместной деятельности формируются положительные партнёрские детско-родительские взаимоотношения. При посещении музея дети с удовольствием будут рассказывать историю открытки, сделанной своими руками: откуда она взялась, кто и как её делал, высказывать  своё отношение к ней, выступать в роли экскурсоводов.                                                                                                         Приложение:                                                                                                                 1. Паспорт                                                                                                                                         - Кем создан;                                                                                                                                          - Характеристика помещения;                                                                                                                  - Какие документы имеются;                                                                                                                                      - Оценка фонда;                                                                                                                                - Физическое состояние;                                                                                                                    - Учет и хранение;                                                                                                                        - Характеристика экспозиционной работы;                                                                                                              - Перечень экспонатов музея;                                                                                                 - Характеристика экскурсионно-массовой работы;                                                                                                 - Принципы функционирования музея;                                                                     2. Книга  «История возникновения почтовой открытки»                                         3. Книга «Книга отзывов»                                                                                                               4. Проект  мини-музея «Почтовая открытка».                                                         5. План работы музея.                                                                                   Литература:                                                                                                                                                                                    1. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини – музей в детском саду. – ЛИАНКА – ПРЕСС  МОСКВА 2008.                                                                           2.         Рыжова Н. А. Развивающая среда детского сада. – ЛИНКА – ПРЕСС МОСКВА 2003.                                                                                                               3.   Copyright © 2005-2014 ЗАО "Мир Поздравлений". История возникновения почтовой открытки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мини-музей в детском саду как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников».

Статья из опыта работы МБДОУ ЦРР детский сад №6 "Колокольчик" г. Луховицы. В статье рассказано о создании муни музеев в ДОУ усилиями сотрудников и родителей. Статья предназначена для тех, кт...

Мини-музеи в детском саду.

Уже не первый год в дошкольных учреждениях создают собственные музеи, пусть и маленькие. Это направление приобрело большую популярность, и сегодня мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей сред...

Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду

В современном обществе музеи продолжают свою культурную  и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...

Консультация «МИНИ – МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ. МИНИ – МУЗЕИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

Цель: Обогащение воспитательно-образовательного  пространства новыми формами работы  с детьми и их родителями. Задачи:     ·...