Конспект НОД по экологии в старшей группе «История одной капельки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Минаева Ирина Михайловна

Цель: Учить понимать необходимость бережного отношения к воде, как к природному ресурсу. Прививать навыки экологически грамотного поведения в быту.

Задачи: - Закрепить знания детей о различных явлениях природы и состоянии воды в окружающей среде ( дождь, роса, снег).

              - Активизация словаря: круговорот воды в природе, превращение, растворимость, геогра-фическая карта.

Предварительная работа: Рассматривание географической карты, глобуса; беседы о воде как природном ресурсе; опыты, знакомство с правилами пользования водой, бережного отношения к природе; экологические игры; отгадывание загадок.

Оборудование: карта мира, коллаж с картинками морей, рек, озер, ручейков; схема  круговорота воды в природе. Для опытов:  каждому по три стаканчика с водой ( обычная, соленая, сладкая),

Зеркало, салфетки, пипетка, зонтик, кассета с музыкальным сопровождением; натертая морковь и яблоко в тарелочках, иллюстрации к экологической сказке, по два прозрачных стакана ( молоком и водой), яркие картинки, «Капелька».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_ekologii_v_starshey_gruppe.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект   НОД  по экологии в старшей группе  «История одной капельки»

                                                                                                                   Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 16 «Радуга»

Цель: Учить понимать необходимость бережного отношения к воде, как к природному ресурсу. Прививать навыки экологически грамотного поведения в быту.

Задачи: - Закрепить знания детей о различных явлениях природы и состоянии воды в окружающей среде ( дождь, роса, снег).

              - Активизация словаря: круговорот воды в природе, превращение, растворимость, геогра-фическая карта.

Предварительная работа: Рассматривание географической карты, глобуса; беседы о воде как природном ресурсе; опыты, знакомство с правилами пользования водой, бережного отношения к природе; экологические игры; отгадывание загадок.

Оборудование: карта мира, коллаж с картинками морей, рек, озер, ручейков; схема  круговорота воды в природе. Для опытов:  каждому по три стаканчика с водой ( обычная, соленая, сладкая),

Зеркало, салфетки, пипетка, зонтик, кассета с музыкальным сопровождением; натертая морковь и яблоко в тарелочках, иллюстрации к экологической сказке, по два прозрачных стакана ( молоком и водой), яркие картинки, «Капелька».

Ход:

Дети сидят на ковре: Дети, к нам в гости пришла «Капелька», и она предлагает нам отправиться в небольшое путешествие, вы согласны?

- Посмотрите, пожалуйста, на карту мира. Что на карте мира изображено голубым цветом? ( моря, океаны, реки, озера)

-Вы  видите, что наша планета почти вся голубая. Это цвет воды. Назовите, какие вы знаете океаны, моря, реки. Только благодаря такому количеству воды на  планете возможна жизнь. На Земле нет ни одного живого организма, который мог бы прожить без воды.

Предлагаю игру « Что было бы, если бы не было воды»:

- земля  стала бы сухой,

- не выросли бы растени,

- не было бы животных, насекомых, рыб;

- не было бы морей , рек, озер;

- не было бы жизни на Земле.

Дети, в народе существует много пословиц и поговорок о воде, и многие из них вам уже знакомы. Я буду их начинать, а вы заканчивать:

            - Вода и мельницу… (ломает)

           -  Дождь прибивает, а солнышко …( поднимает)

           -  Каждая река к морю…  ( тянется )

           -  Рыбки гуляют только в воде, и не гуляют …( нигде)

            -  Река ведь не просто течет и течет, она интересной жизнью …(живет)

Предлагаю детям перейти к столам: Как вы думаете, есть ли вода в овощах и фруктах? Давайте проверим: Посмотрите, я заранее натерла морковку и яблоко.  Что вы видите? ( на тарелочках – жидкость) Это сок . В яблоке – яблочный, в моркови - … Значит, в овощах и фруктах есть вода.

Дети, вода – настоящая волшебница, она умеет превращаться и изменяться.

Показ схемы: - вода может быть жидкой, может быть в виде сосулек ( в твердом состоянии), в виде пара ( газообразное состояние)

Я загадаю загадки, а вы отгадайте, во что может превратиться вода:

- Что за звездочки такие: на пальто и на платке.

   Все сквозные, вырезные, а возьмешь –

   Вода в руке?

                                          -Утром бусы засверкали – всю траву собой заткали,

                                            А пошли искать их днем- ищем, ищем – не  найдем.  ( роса)

-Говорю я брату: «Ох!» С неба сыплется горох,

 Вот чудак, - ответил брат,- Твой горох – ведь это …(град)

                                          - Я и туча, и туман, и ручей, и океан,

                                             И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу . (вода)

-  Рассыпался горох на семьдесят дорог,

   Никто его  не подберет:

   Ни царь, ни царица, ни красная девица.     (град)

                                            - На дворе – горой, а в избе – водой.    (снег)

 - В огне не горит, в воде не тонет.       (лед)

                                            - Серебристой бахромой на ветвях висит зимой,

                                               А весною на весу превращается в росу.  (иней).

-  Много этого добра возле нашего двора,

   А рукою не возмешь,

   И домой не принесешь.  ( туман)

                                             - И в него льется, и из него льется,

                                                А сам по земле плетется . ( ручей)

Дети, а во что еще может превратиться вода? ( в лед) Проверим: наливаю воды в чашку и отношу в холодильник на пищеблок до конца занятия).

Показываю картинки с изображением тумана и инея. Итак, подведем итог: вода – волшебница, она  умеет превращаться в тума, иней, пар, лед, дождь, град, росу, снег.

Наша Капелька пришла не одна. Она привела с собой  своих подружек – капелек. Вы сейчас тоже будете капельками, а я – мама Тучка.

Игра на ковре «Ходят капельки по кругу»:

Веселым ручейком (по два человека).  Идите, капельки, отдохните, а потом быстрее к маме Тучке бегите. Звучит музыка, капельки прыгают по земле. Скучно им стало прыгать поодиночке. Собрались они все вместе и поплыли. Встретились ручейки и стали одной большой рекой (в одну цепочку). Текла – текла речка и попала в море (двигаемся по кругу). Плавали- плавали капельки и вспомнили, что их давно ждет мама Тучка. Тут выглянуло солнышко, пригрело их своими горячими лучами и   потянулись капельки к солнышку . И вот так вернулись к маме Тучке.

Таким образом, и происходит круговорот воды в природе, как на картинке.

Дети, наша Капелька приготовила для вас сюрприз

У вас на столе стоит 3 стаканчика, наполненные жидкостью. Что это? (вода).

При помощи схемы определите, какого цвета вода (прозрачная).

Опыт: на каждого ребенка по два прозрачных стакана, один  - с водой, другой  - с молоком.

На листок с цветной картинкой   поставим стакан с водой.

Что каждый из вас видит. Рассмотрев сверху стакана картинку. А теперь на то же место поставьте стакан с  молоком. Что вы обнаружили?

Вывод : (делают дети)  через воду рисунок виден, а через молоко – нет.

Итак,

Мы убедились, что вода прозрачная, она не имеет цвета, т.е. бесцветная.

- Как мы почувствуем запах? (при помощи носа) – без запаха.

- Определите температуру воду. Как её определить? (с помощью рук) – прохладная, холодная.

- А какая же вода на вкус? (при помощи языка).

Давайте сделаем вывод: вода прозрачная, без запаха, прохладная, на вкус простая  (бывает сладкая, солёная).

 - А теперь возьмите зеркальце. Держите его в руке. Я накапаю несколько капель на поверхность зеркала. Что получилось? (маленькое озеро).  

- Теперь наклоните его – речка потекла, а если наклонить зеркало сильнее, то получится водопад.

- Так и в природе: если речка течет с гор, то течет быстро. Если по равнине – медленно.

- А какой водой мы пользуемся дома и в детском саду?

Мы пользуемся речной водой, её очищают в специальном месте, которое называется водоочистным сооружением.

Стих о воде:

Вы не знали о воде? Говорят она везде,

В луже, в море, в океане и в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,

На плите у вас кипит, паром чайника шипит,

Без неё нам не умыться, не поесть и не попить.

Смею вам я доложить – без воды нам не прожить.

Сейчас в мире воды столько же. Сколько было всегда. Но на планете живет много людей, животных и все её используют. Мы должны беречь воду, чтобы её хватило на всех.

На ковре:

Сейчас я расскажу вам сказку:

«Жили-были старик со старухой у самого синего моря»

Из какой сказки эти строки? Правильно, из сказки А.С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке». Но дальше я продолжу рассказывать сказку на современный лад.

«Пошёл старик к морю закинул он невод – Пришёл невод с ржавыми банками и разбитыми склянками. Закинул он невод во второй раз – пришёл невод с рваными ботинками и дырявыми шинами.

Закинул старик невод в третий раз – пришёл невод с одной рыбкой золотой. Сжалился он над рыбкой, хотел отпустить её назад в море. Но взмолилась тут рыбка золотая, голосом молвит человечьим:

«Не отпускай меня ты, старче, в море, а лучше забери меня к себе домой и впусти в свой аквариум с чистой водой»

Вот такая печальная сказка. Какой же можно извлечь вывод из этой сказки?

Да, вы правы. Чистота водоёмов во многом зависит от людей.

Если мы с вами, и взрослые не будем её засорять отходами, мусором, то окружающая нас среда будет чистой и живущие в воде организмы не погибнут.

 - Давайте  вспомним правила пользования водой и бережного отношения к природе. Возьмите свой значок и прочтите правила пользования водой:

Закрывать кран с водой.

Не пускать воду сильной струей.

Набирать только столько воды, сколько необходимо.

Пользоваться для питья только чистой кипяченой водой.

Не засорять природные водоемы.

Содержать реки. Озера, пруды в чистом виде и порядке.

Принимать участие в делах, где человек помогает природе восстанавливаться.

        Останавливать тех, кто загрязняет воду, объяснять, почему этого делать нельзя.

        Обращать внимание на то, как человек помогает сохранять себе здоровье.

        Беречь природу – значит беречь своё здоровье.

Вот этот зонт оберегает нас от дождя в ненастную погоду. Пусть он останется для нас знаком – предметом, который будет напоминать нам о бережном отношении к природе, о правилах пользования водой.

Прикрепите знаки на зонтик и подойдите к «Капельке». Вам понравилось путешествие?

А «Капелька» приготовила для вас ещё один сюрприз (в шкатулке – снежинка  для каждого).

 

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ИСТОРИЯ ЛОЖКИ»

Познакомить с историей появления первой ложки, с ее назначением, активизировать речь новыми словами.Воспитывать чувство уважения к произведениям народных умельцев и чувство гордости за свой народ....

Конспект итогового занятия в подготовительной группе «История одной книги»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему "История одной книги"...

Конспект ОД «Познание» В старшей группе «История куклы»

Задачи образовательных областей: 1.Обучающие:- формировать у детей элементарные представления о том, в какие куклы играли их предки, из чего их изготавливали.- учить детей ориентироваться в прошлом и ...

Конспект беседы с детьми старшей группы «История возникновения Кубани»

Конспект беседы с детьми старшей группы «История возникновения Кубани»...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «История создания обуви»

Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему "История создания обуви", на которое была приглашена гостья - дизайнер обуви - роди...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «История происхождения бурят»

Цель: Познакомить детей с духовной культурой народов Сибири – бурят.Задачи: Формировать представления об обычаях, традициях бурятского народа. Закреплять знания о культуре, истори...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «История происхождения бурят»

Конспект интегрированного занятияв старшей группе№6 «Булаг»Тема: «История происхождения Бурят»Воспитатель: ГоряшинаС Н.Программное содержание:Цель: Познакомить д...