«Наш город -Дзержинск»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области познавательное развитие, раздел образовательной программы «Ознакомление с окружающим»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_krysina_n.v.docx | 33.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3» компенсирующего вида
Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области познавательное развитие, раздел образовательной программы «Ознакомление с окружающим» к
V Всероссийскому конкурсу конспектов непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ с учётом национально-культурных особенностей родного края «Край родной».
(подготовительная группа)
«Наш город -Дзержинск»
Подготовила: воспитатель первой
квалификационной категории
Крысина Наталья Владимировна.
Дзержинск, 2014
Программное содержание:
Цель:
- приобщение детей к социальной культуре своего города, его духовным, материальным ценностям, знакомству с историей родного города.
Задачи:
Образовательные:
1. Обогащать и расширять знания детей об истории родного города
Дзержинска.
2. Познакомить со значением слов: «растяпа», «химия».
3. Познакомить детей с основными продуктами пищевой и химической промышлености города Дзержинска.
Развивающие:
1. Развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
1. Создание условий для формирования национального самосознания у детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения;
2. .Воспитывать интерес к истории нашего города.
3. Формировать уважительное отношение к людям труда.
- Оборудование: Предметные картинки А4 (изделия из пластмасс: посуда, вёдра, …; продукция канатной фабрики г. Дзержинска: канаты, верёвки; ювелирные изделия с драгоценными камнями, часы; чистящие и моющие средства; стиральные машинки и водонагреватели «Ока», снаряды для обороны страны, ива, колбасные изделия, хлебобулочные изделия); аудиозапись гимна г. Дзержинска, герб г. Дзержинска, мольберт; для проведения опыта вам понадобятся: половинка лимона, ватные палочки, чашка воды, 1\4 листа белой бумаги, настольная лампа; мультимедийный проектор, экран, презентация с фотографиями Дзержинска, разрезные фотографии школы и больницы с частями по количеству детей.
Предварительная работа:
Беседа о родном крае, о городе Дзержинске; отгадывание загадок о социальных и культурных объектах города; беседы с детьми о профессиях их родителей.
Ход занятия.
Организационный момент.
Восп.: Ребята, вы все знаете, что мы живём в одном большом городе, который называется … (Дзержинск). А мы жители, этого города называемся … (Дзержинцами). Стоит наш город на реке … (Оке).
- Город наш большой. Он второй по величине после Нижнего Новгорода. Как вы думаете, он таким был всегда? (высказывания детей)
- Если я предложу вам сейчас отправиться в прошлое нашего города на много-много лет назад, вы согласитесь? (высказывания детей)
- Оказаться там, помогут нам фотографии и иллюстрации тех лет. Вы готовы? Тогда начинаем.
Основная часть.
Включаем нашу машину времени - мультимедийную презентацию.
(картинка села XVII века)
-На месте современного Дзержинска ранее было село Растяпино. Как вы думаете, почему его так назвали? (высказывания детей)
Почему назвали село – Растяпино существует несколько преданий.
Первые упоминания о селе были 5 сотен лет назад. Тогда во главе нашего государства был царь и звали его Пётр I. Жил он в Москве, столице нашей Родины. Готовясь к военному походу, царь приехал Нижний Новгород, повелел заложить тут судоверфь для военных кораблей. Что это, такое? (высказывания детей)
- Судоверфь - это место, где строят корабли. Раньше их строили из леса. А соснового леса около реки Оки было много.
(картинка судоверфи)
Царь собственной персоной проезжал как-то мимо одного села и наткнулся при въезде на глухо закрытые ворота. «Растяпы!» – воскликнул в сердцах ожидавший более радушного приёма император. Ребята, как вы понимаете значение этого слова? (высказывания детей).
Восп.: Растяпа – это неловкий человек, делающий всё рассеянно и плохо.
Вот так появилось первое предание о названии нашего села.
Второе предание.
Название села произошло от “тяпания” топора, направляемого голосом бригадира: “Раз! Тяп! Раз! Тяп!”
- С давних пор известен наш край под названием Черноречье, получивший имя от небольшой лесной речки Черной, что протекала некогда здесь и впадала в полноводную Оку. Назовите, от каких двух слов образовалось новое сложное слово Черноречье?
(высказывания детей)
(фотография станции)
- Прошло много лет. Через наше село построили железную дорогу связавшую город Москву и Нижний Новгород. Станцию в селе Растяпино назвали «Чёрное».
Как вы думаете почему?
(высказывания детей)
(фотографии дачников на фоне домов того времени)
- Растяпино стало модным дачным местом. Здесь отдыхали знаменитые писатели, артисты, художники.
(фотографии первых предприятий Растяпино)
- В это же время здесь начинают работу и первые предприятия – сначала алебастро-гипсовый завод, затем канатная фабрика.
Когда в стране началась первая мировая война, то фронту потребовалось большое количество боеприпасов, медикаментов, в производстве которых без химии не обойтись. И тогда были построены первые химические заводы «Корунд» и «Завод им. Я.М.Свердлова». Как вы думаете, что такое химия?
(высказывания детей)
- Это целая наука, которая занимается получением новых материалов
используемых для изготовления различных предметов. Например: Разогревая речной песок, в огромных заводских печах люди получают стекло. Перерабатывая нефть - получают бензин, солярку, резину, пластмассу.
- А сейчас я предлагаю вам стать ненадолго химиками. Вы согласны?
(высказывания детей)
-Перед работой разомнём наши пальчики гимнастикой: «Города»:
«Каждый город,
Каждый дом
Создан радостным трудом.
Без работы.
Без труда.
Не построишь города.
( На каждое слово большой палец правой руки поочерёдно здоровается с другими пальчиками этой руки)
Опыт «Невидимые чернила»
1. Выдавим сок из лимона в чашку, добавим такое же количество воды.
2. Обмакнём ватную палочку или зубочистку с намотанной ватой в раствор лимонного сока и воды и напишем слово Дзержинск на бумаге.
3. Когда "чернила" высохнут, нагреем бумагу над включённой настольной лампой. На бумаге проявятся невидимые ранее слова.
(дети проводят опыт, дают бумаге высохнуть)
-С появлением химических заводов население Растяпино стало увеличиваться.
Людям требовалось жильё, магазины, большая больница, а для детей школа.
Как выглядели раньше школа и больница мы узнаем, собрав картинки.
Познавательно-двигательная разминка «Строители»
Дети делятся на две команды. Каждому ребёнку даётся часть изображения разрезной картинки. По команде, дети в порядке очереди подбегают к мольберту,
выкладывают изображение на контур объекта, возвращаются к своей команде, передают эстафету. Педагог подводит итоги.
-Какое было здание школы?
(высказывания детей)
-Какое было здание больницы?
(высказывания детей)
-Время шло. Власть в нашей стране поменялась в результате революции. Как вы думаете, что такое революция? (высказывания детей обобщает педагог). Царя не стало. К власти пришли люди, которые хотели построить новую жизнь, где не было бы бедных и богатых - все были равны, жили в красивых просторных домах, получали хорошую зарплату на своей работе, бесплатную медицинскую помощь и образование. Так люди стали строить новое государство – Советский Союз.
Наша страна тогда очень нуждалась в продукции химических заводов, которая была необходима для изготовления машин, строительных материалов, тканей, посуды… . Вот тогда на месте посёлка Растяпино стал строиться наш город Дзержинск, который было решено сделать крупным центром химической промышленности.
-Ребята, как вы думаете, почему назвали наш город Дзержинск?
(высказывания детей)
- Это память о человеке Феликсе Эдмундовиче Дзержинском, неутомимом труженике, борце за лучшую жизнь. Он хотел построить город будущего, где не было бы преступников, люди все работали, а их дети ходили бы в бесплатные школы и детские сады, жили в красивых современных домах и квартирах.
(фотография памятника Ф.Э. Дзержинского)
-Как и у каждого города у Дзержинска есть герб и гимн. Послушайте гимн. (картинка с изображением герба, запись гимна)
-В годы Великой Отечественной войны заводы Дзержинска работали на фронт.
Дзержинск отправлял на фронт взрывчатку, горючую смесь, снаряды для «Катюш», противотанковые мины.
(фотография завода того времени и советского вооружения)
В послевоенные годы дзержинские химические заводы вернулись к выпуску мирной продукции.
(педагог выставляет на наборное полотно картинки с продукцией заводов, дети называют, что там изображено)
Кроме химических заводов в нашем городе работали и работают по сей день предприятия пищевой промышленности, которые изготавливают продукты питания.
(фотография фабрики «Дэмка», «Хлебзавода»)
- Назовите, что выпускают на «Дэмке».
(показ педагогом картинок с продукцией предприятия)
Как это можно назвать одним словом?
(высказывания детей)
- Назовите, что выпекают на «Хлебзаводе».
(показ педагогом картинок с продукцией предприятия)
Как это можно назвать одним словом?
(высказывания детей)
- Ребята, посмотрите, как много всего необходимого выпускается в Дзержинске
для жизни людей в нашем родном городе и за его пределами.
(педагог указывает на наборное полотно с картинками)
Заключительная часть.
Наше путешествие по истории города Дзержинска заканчивается.
Вам понравилось оно? (высказывания детей)
Что вам больше всего запомнилось (высказывания детей)
В заключении хочется сказать ещё раз, любите свой город, уважайте его историю, берегите экологию и природу родного края!
Ребята, за то, что вы так хорошо занимались, я хочу сделать вам подарок. Но он тоже со смыслом. Это заготовка «растяпинской игрушки», которую нужно раскрасить. Мы с вами познакомимся с историей, создателем растяпинской игрушки, раскрасим ее, и она останется вам на память!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме: Проект «Наш родной город - Дзержинск».
Тип проекта: долгосрочный ( два года), внутригрупповой, исследовательский.Осуществляется внутри старшей и подготовительной группы МКДОУ совместно с семьями воспитанников.Участники пр...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром. "Мой родной город -Дзержинск"
Занятие для старшего дошкольного возраста.Направленно на воспитание любви к своей малой родине,красоте ее природы. Знакомство с промыслом - создании растяпинской игрушки.Ощущение себя,а также со...
Проект "Мой город Дзержинск"
Создание интереса к своей малой Родине - городу Дзержинску....
Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «Наш город -Дзержинск»
Программное содержание:Приобщение детей к социальной культуре своего города, знакомству с историей родного города. Обогащать и расширять знания детей об истории родного города Дзержинска. ...
Буклет: "Архитектура города Дзержинска"
Много в России красивых городов, больших и маленьких. Дзержинск имеет специфические и интересные исторические, культурные корни и традиции, которые находят отражение в песня...
Проект «Мой любимый город - Дзержинск» для старшего дошкольного возраста.
Описание проекта: В своём проекте были закреплены знания об истории города Дзержинска, о достопримечательностях города, о труде жителей города (химиков), об основных профессиях в городе Дз...
конспект занятия "Мой город - Дзержинск"
Знакомство с историей возникновения г. Дзержинска .расширять и закреплять знания и представленя о родном городе и его инфракструктуре ....