Игры по формированию основ экологичекой культуры
картотека по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Игры
Игра с мячом «Я знаю…»
Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребятам мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребенок, поймав мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей», перечисляет их и возвращает мяч воспитателю.
«Птицы, рыбы, звери»
Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово «птицы». Ребенок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например: «воробей», бросить мяч обратно. Следующий ребенок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».
Игра с мячом «Растения леса, сада, огорода…»
Проводится аналогично «Я знаю…»
Игра с мячом «Воздух, земля, вода»
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.
Возможен и другой вариант этой игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребенок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.
«Цепочка»
У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребенок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повторяться. Например: «белка» - животное, дикое, лесное, пушистое, рыжее, грызет орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.
«Кто где живет»
У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребенок должен определить, где оно обитает, и, если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
«Летает, плавает, бегает»
Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать на месте); при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полет птицы.
«Похожи – не похожи»
Цель игры: развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.
Материал: игровой лист («экран») с тремя «окнами-прорезями, в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты-полоски с с обозначением свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств.
Вариант 1. Ребенку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем «окне» разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором «окне». На начальном этапе освоения игры свойство задается взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое «окно» - яблоко, второе «окно» -круг, третье «окно» - мяч.
Вариант 2. Один ребенок устанавливает первое «окно», второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данный предмет обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму «окну». За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.
Вариант 3. Используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребенок загадывает «загадку» - выстраивает в первом и третьем «окне» изображения обладающие, общим свойством, при этом второе «окно» скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображенные предметы похожи. Ребенок, верно назвавший общее свойство, получает право открыть второе «окно» или загадать новую «загадку».
«У меня в огороде»
Дети по кругу называют овощи, которые могут расти в огороде на грядке (помидор, огурец, баклажан, морковь и т.д.).
Возможен и другой вариант этой игры: у детей картинки, на которых могут быть изображены как овощи, растущие на огороде, так и другие предметы живой и неживой природы. Например: подорожник, воробей и т.д. Ребенок должен обосновать, что эти объекты делают у него в огороде. Например: воробей – клюет гусениц с нашей капусты, подорожник я оставил, чтобы лечиться и т.д.
«Выбери нужное»
На столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое-либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зеленый» - это могут картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика, ящерицы и т.д. Или: «влажный» - вода, роса, туман, иней и т.д.
«Две корзины»
На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их разложить на две корзины. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твердости-мягкости, вкусу или даже запаху.
«Что это такое?»
Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дели его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет, но список признаков увеличивается. Например: «яйцо» - овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы.
«Береги природу»
На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок и дети должны рассказать, что произойдет с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убираем птицу, – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями
«Что будет, если…»
Воспитатель задает ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры, беречь природу. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под «колы», а два, а три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезет охапку подснежников? Две семьи? Все семьи города? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу? (Аналогично о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разоренном гнезде и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование этно-экологичекой культуры как условие личностного социального развития дошкольника
Приобщение детей дошкольного возраста к общекультурным и национально-значимым условиям, формирование национального самосознания....
« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»
Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1) Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...
Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста через игры и занятия краеведческй направленности
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использование игр и занятий краеведческой направленности, которые значительно повысят уровень сформированности эколог...
Народные подвижные игры в формировании основ национальной культуры у детей дошкольного возраста
В нашей стране повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры всех народов, населяющих нашу страну, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве и литературе, соде...
Исследовательский проект по формированию основ экологического сознания"Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников"
Проект по формированию основ экологического сознания."Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ эко...