Проект для детей старшего дошкольного возраста "Огород на окне".
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Лысенко Татьяна Николаевна

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Огород на окне".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Огород на окне"

У ворот шумит народ.
Где тут необычный огород?
Говорят, что там растет
И цветочная рассада,
И салатик, и лучок.
Смотрят все на огород,
И уходят, открыв рот.

Актуальность проекта:

Педагогическая диагностика Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.

Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы.

Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.

Но в осенне-зимний период у детей угасает интерес к развитию растений, так как нет наглядности, а у детей наглядно-образное мышление. Для решения этой проблемы был создан “огород на окне”, который позволяет вести наблюдения за ростом и развитием растений, проводить экспериментальную работу по выявлению факторов, влияющих на рост и развитие растений и получение устойчивых трудовых умений и навыков по уходу за культурами огорода.

Характеристика проекта:

По типу – социальный (познавательный).

По виду – экологический, учебно-образовательный.

По длительности – среднесрочный (7 месяцев).

Цель исследования: Развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений.

Задачи:
– формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
– расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;
– привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;
– развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;
– воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
– активизировать речь и обогащать словарь детей;
– развивать эмоциональную отзывчивость;
– формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

Участники проекта: восптатели группы, дети, родители.

Продукты проекта: диагностические материалы, рисунки, выставки, семена цветов и овощей, горшочки, дневник наблюдения, фотографии.

Предполагаемые результаты:

знать строение растений и их многообразие, способы ухода за растениями, получение семян из растений;

уметь делать причинно-следственные умозаключения, отображать в рисунках результаты наблюдений, осваивать трудовые навыки по уходу за культурами;

появление стойкого интереса к развитию растений, бережного отношения к растениям.

Методы исследования: диагностика, наблюдение, моделирование.

Этапы реализации проекта:

1. Диагностический.

Входящая диагностика.

Выявление проблемы

2. Подготовительный.

Деятельность педагога:
– определение цели;
– определение задач;
– описание конечного результата;
– изучение дополнительной литературы;
– изготовление модели трудового процесса;
– изготовление схем и методических таблиц;
– подбор оборудования для проведения опытов;
– разработка планируемой деятельности;
– обрисовка общей сюжетной канвы.

Деятельность детей:
– вхождение в проблему;
– принятие задач
– вживание в ситуацию;
– объединение детей в рабочие группы.

3. Практический.

Деятельность педагога:
– направление и контроль за осуществлением проекта;
– проведение серий опытов на выявление потребностей растений во влаге, тепле и свете;
– проведение игр экологического содержания;
– проведение экологических занятий;
– словесное обсуждение и проигрывание ситуаций;
– проведение экологических досугов, праздников;
– наблюдение в мини-огороде и огороде.

Деятельность детей: 
– формирование специальных знаний, умений, навыков для достижения цели;
– посадка растений и уход за ними;
– экспериментирование;
– разные виды игр;
– стимулирование педагогом самостоятельной деятельности;
– создание проблемных ситуаций;
– задания для самостоятельных наблюдений;
– подготовка атрибутов, костюмов для праздников и развлечений.

Совместная деятельность взрослых и детей:
– рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы;
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику
– работа с календарем огородника, дневником наблюдения;
– работа с моделями;
– просмотр фильмов о растениях
– сбор коллекций семян;
– рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах;
– труд на огороде.

4. Итоговый.

Сравнение прогнозируемого с полученным.

Презентация проекта.

5. Распространение.

Ознакомление педагогов ДОУ  с удачно выполненной работой.

Оформление альбомов, буклетов, фотовыставок для родителей.

Формы и методы реализации проекта:

Экологические занятия; игры экологического содержания; словесные обсуждения и проигрывание ситуаций; трудовой отряд маленьких огородников; огородная библиотека; лаборатория юного огородника; инсценировки, театрализованные представления; наблюдения; опыты; выставка детских рисунков.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Месяц.

Тема.

Февраль.

 

 

 

 

Опыт “Нужен ли корешкам воздух?”.
Беседа “Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений”.
Посев семян лекарственных трав (настурция, календула, ромашка).
Составление рассказов о растениях по моделям.
Уход за растениями.
Спортивное развлечение “Дружные огородники”.
Чтение х/л.

Март.

Приобретение инвентаря, оборудования, семян.

Беседа об овощах.

Посев семян цветов, перца, помидоров, огурцов, фасоли, гороха, для выращивания рассады.
Посадка лука-севка.
Д/и “Чудесный мешочек”.
Наблюдение за всходами.
Уход за растениями.
Зарисовка в дневник наблюдений.
Беседа “Какие растения можно вырастить на подоконнике”.
Чтение х/л.

Апрель.

Посев семян календулы в горшочки.
Закрепление трудового процесса по уходу за растениями по моделям.
Составление рассказов из личного опыта “Я ухаживаю за огородом на окне”.
Уход за растениями.
Зарисовка в дневник наблюдений.
Беседа всё начинается с семечки
Чтение х/л.

Май.

Приготовление грядок для посадки рассады овощных культур.
Создание уголка лекарственных трав.
Раскрашивание картинок “Во саду ли, во огороде”.
Подготовка клумб для цветочной рассады.
Досуг “Чудеса в огороде”.
Чтение х/л.

Беседа «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений»

Июнь-июль.

Высадка рассады в огород, цветники.
Уход за посадками (полив, рыхление, прополка).
Оформление альбома “Наши наблюдения”.

Подготовка к экологическому празднику (изготовление атрибутов, костюмов).

Август-сентябрь.

Сбор урожая.
Сбор семян.
Оформление фотовыставки для презентации.
Выставка-ярмарка с участием родителей “Дары осени”.
Экологический праздник “Осенины”.
Презентация проекта.

Итог проекта.

-Оформление дневника наблюдений.

-Презентация «Огород на окне»

-Подведение итогов.

-Сравнение прогнозируемого с полученным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка психологического занятия с использованием арт-терапии для детей старшего дошкольного возраста «Волшебные окна»

Цель занятия: развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.Основные задачи:1.      Создание условий, обеспечивающих свободное выражение настроение ребенком;2....

Краткосрочный творческий проект в детском саду для детей старшего дошкольного возраста «Зимнее окно»

Задачи:Учить создавать коллективную композицию из вырезанных фигурок детей на зимней прогулке.Показать возможность создания снегирей, снеговиков и снежного пространства из ваты.Расширять представления...

Исследовательско – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Огород на окне»

Программное содержание: Формировать представления детей о разнообразии культурных растений и способах их посадки. Знакомить со способами вегета­тивного размножения растений. Учить высаживать рассаду р...

Познавательно-исследовательский, долгосрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста «Огород на окне»

Заканчивается  зима. Солнышко с  каждым днём всё  выше и выше, а день всё  длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду яв...

Проект для детей старшей группы "Огород на окне"

Тип проекта: информационно – творческий; групповой.По доминирующей в проекте деятельности: информационный, экспериментальный.По содержанию: обучающий.По числу участников проекта: групповой....

Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Огород на окне"

Данный проект необходим воспитателям ДОУ для решения проблем по экологическому воспитанию детей с целью использования наиболее эффективных методов и приемов в работе....

Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Огород на окне"

Исследовательский проект экологической направленности для старших дошкольников также решает задачи речевого развития в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР...