Диагностика детей старшего возраста по разделу "Природный мир"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Диагностика детей
старшего возраста по разделу "Природный мир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_priroda_detey_starshego_vozrasta_po_razdelu_programmy.docx | 29.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Нижневартовск детский сад №80 «Светлячок»
Диагностика детей
старшего возраста по разделу "Природный мир"
Воспитатель:
Перевозчикова Альбина Акрамовна
Г. Нижневартовск
Диагностика детей старшего возраста по разделу программы "Природный мир"
Животные
Фамилия, имя ребёнка | 1. Умение различать животных разных классов | 2. Представления об образе жизни животных | 3. Умение определить стадии роста и развития животных | 4. Представления о животных, как о живых существах | 5. Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и приспособляемости к ним животных | 6. Умение работать с моделями животных |
Иванов |
|
|
|
|
|
|
Петров |
|
|
|
|
|
|
Сидоров |
|
|
|
|
|
|
Диагностические методики
Материал: картинки с изображением животных разных классов, а также с изображением стадий роста и развития кошки (рыбы, цыпленка), дидактическая игра "Зоологическое лото", модели понятий "птицы", "звери", "рыбы", "насекомые", "животные". Беседа по картинкам.
• Кто это? Составь группы "звери", "птицы", "рыбы", "насекомые". Почему ты объединил рыб (птиц) в одну группу ?
• Ребёнок самостоятельно справляется с заданием, даёт развёрнутые объяснения (например, все рыбы живут в воде; у всех есть плавники, хвост; дышат жабрами; покрыты чешуёй; рабы откладывают икринки и т. д.)
• Ребёнок составляет группы животных, называет отдельные признаки разных групп животных.
• Ребёнок составляет группы животных.
• Ребёнку предлагаются картинки с изображением цапли, крота, сома, стрекозы. Где живёт? Чем питается? Где и как добывает корм? Как передвигается? Как приспосабливается к сезонным изменениям? Как спасается от врагов?
• Ребёнок отвечает на вопросы с небольшой помощью взрослого.
• Ребёнок отвечает на вопросы с помощью взрослого.
• Ребёнок не справляется с заданием или справляется частично.
3. Разложи картинки с изображением стадий роста и развития животных. Что сначала, что потом?
• Ребёнок самостоятельно справляется с заданием, комментирует свои действия рассказом (например, сначала рыба откладывает икринки, потом из икринок появляются головастики, потом головастики вырастают, у них появляется хвост и плавники - ещё немного времени и они становятся рыбками).
• Ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.
• Ребёнок не справляется с заданием.
4. Можно ли отнести животных к живым существам? Почему?
• Ребёнок даёт утвердительный ответ, называет признаки живого (например, заяц растёт, питается, двигается, дышит, даёт потомство).
• Ребёнок называет 2 признака живого.
• Ребёнок называет 1 признак живого
• Что происходит с животными (медведь, ёж, заяц, лиса, волк, белка) зимой? Почему это происходит?
• Ребёнок даёт полный, развёрнутый ответ (например, насекомые спрятались под кору деревьев, под опавшие листья, в землю; перелётные птицы улетели, так как они питаются насекомыми; звери - лиса, волк, заяц - линяют, у них вырастает тёплая шерсть, изменяется её окраска; это спасает их от холода и от врагов; белка, ёж запасают корм впрок; медведь, ёж и другие звери залезают в берлоги, норы и засыпают).
• Ребёнок даёт неполный ответ, нуждается в помощи взрослого.
• Не справляется с заданием или называет отдельные связи.
• Найди модели к группам животных "птицы", "рыбы", "звери", "насекомые".
• Ребёнок из общего числа моделей, относящихся к основным группам животных, собирает определённые группы.
• Справляется с заданием с помощью взрослого.
• Не справляется с заданием.
Растения
Фамилия, имя ребёнка | 1. Умение различать растения разных экологических систем | 2. Представления об органах растения и их функциях | 3. Представления о стадиях развития и роста растений | 4. Представления о потребностях растений | 5. Представления об особенностях ухода за комнатными растениями | 6. Представления о том, как и почему растения приспосабливаются к сезонным изменениям | 7. Представления о растениях, как о живых существах | 8. Умение группировать растения |
Иванов |
|
|
|
|
|
|
|
|
Петров |
|
|
|
|
|
|
|
|
Сидоров |
|
|
|
|
|
|
|
|
Диагностические методики
Материал: картинки с изображением цветника, огорода, луга, леса, поля; комнатные растения; картинки с изображением стадий роста и развития гороха, фасоли; модели понятий "травы", "кустарники", "деревья", "растения", "живая природа", "неживая природа". Беседа по картинкам.
• Ребёнку предлагается назвать растение, а также место его произрастания (цветник, огород, луг, лес, поле, комната).
• Ребёнок правильно называет все растения, а также верно указывает место их произрастания.
• Ребёнок не знает названий некоторых растений; неверно указывает места произрастания некоторых растений.
• Ребёнок не знает многих названий растений; не знает мест произрастания растений.
• Д/игра "Путаница". Задания:
расположи части растения правильно;
почему части растения нужно расположить именно так?
зачем растению листья, стебель, корни, цветки, плоды?
• Ребёнок имеет чёткие представления о строении растений; объясняет, почему именно так должны располагаться части растений; рассказывает о функциях листьев, стебля, корня и т. д.
• Ребёнок называет части растений; рассказывает о функциях некоторых частей растения.
• Ребёнок называет части растений.
• Разложи картинки по порядку: как растет горох, фасоль?
• Ребёнок верно выполняет задание, комментирует свои действия рассказом.
• Ребёнок выполняет задание с помощью воспитателя.
• Выполняет задание неверно.
4. Что нужно делать, чтобы растение росло?
• Рассказывает обо всех потребностях растений (влага, свет, тепло, воздух).
• Называет некоторые потребности растений.
• Называет одну потребность.
• Назови и покажи растения, которые любят много света, влаги?
• Верно называет растения.
• Ошибается, но самостоятельно исправляет ошибки.
• Не справляется с заданием.
• Что бывает с растениями осенью? Почему это происходит?
• Ребёнок даёт полный правильный ответ (например, осенью дни становятся короче, меньше света, снижается температура воздуха, часто выпадают холодные дожди; бывают заморозки, почва промерзает; дуют холодные ветры, иногда идёт снег. Деревья и кустарники сбросили листья, завяли травы; в земле остались корни растений, из которых вырастут новые растения).
• Ребёнок даёт неполный ответ, нуждается в помощи взрослого.
• Не справляется с заданием.
• Можно ли отнести растения к живым существам? Почему?
• Ребёнок даёт утвердительный ответ, называет признаки живого (растение дышит, питается, растёт, размножается).
• Ребёнок называет 2 признака живого.
• Ребёнок называет 1 признак живого.
• Детям предлагается картинки с изображением растений расположить по группам: "травы", "деревья", "кустарники".
• Ребёнок самостоятельно справляется с заданием.
• Ребёнок допускает ошибки, но исправляет их самостоятельно.
• Ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.
Схема изучения знаний о неживой природе
Воздух
Фамилия, имя ребёнка | 1. Представления о свойствах воздуха | 2. Представления о ветре | 3. Представления о вреде и пользе ветра | 4. Умение обнаружить ветер | 5. Представления о роли ветра в жизни растений |
Иванов |
|
|
|
|
|
Петров |
|
|
|
|
|
Сидоров |
|
|
|
|
|
Диагностические методики
Опыт с пакетом. Что в пакете? Какой воздух?
• Ребёнок говорит, что в пакете воздух и называет свойства воздуха: прозрачный, невидимый, воздух везде, мы им дышим.
• Называет не все свойства.
• Называет одно свойство.
Что такое ветер?
• Ребёнок самостоятельно даёт точный ответ: движение воздуха.
• Даёт ответ с помощью воспитателя.
• Не знает ответа на вопрос.
В чём польза и вред ветра? Как называется сильный ветер?
• Ребёнок даёт чёткий и ясный ответ: надувает паруса, вертит крылья мельницы, разгоняет тучи и т. д.; разрушает дома, ломает деревья и т. д.
• Самостоятельно называет 2-3 пункта, далее справляется с заданием с помощью взрослого.
• Самостоятельно не отвечает на вопросы, справляется с заданием с помощью иллюстративного материала.
Как можно обнаружить ветер?
• Ребёнок самостоятельно отвечает на вопрос: посмотреть на макушки деревьев, по флюгеру и т. д.
• Справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого.
• Справляется с заданием с помощью иллюстраций.
Как ветер помогает растениям?
• Самостоятельно рассказывает, что переносит семена растений.
• Справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя.
• Справляется с заданием, используя иллюстрации.
Вода
Фамилия, имя ребёнка | 1. Представления о свойствах воды | 2. Представления о роли воды в жизни растений, животных, человека. | 3. Представления о том, зачем воздух нужно беречь. |
Иванов |
|
|
|
Петров |
|
|
|
Сидоров |
|
|
|
Диагностические методики.
Что такое вода? Вода какая?
• Ребёнок самостоятельно отвечает, что вода - это жидкость и рассказывает о свойствах воды: прозрачная, без вкуса, нет запаха, жидкая, не имеет формы и т.д.
• Называет не все свойства.
• Называет несколько свойств.
Кому нужна вода и зачем?
• Ребёнок самостоятельно рассказывает, что вода нужна всем, чтобы жить; приводит какие-либо конкретные примеры.
• Справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя.
• Справляется с заданием с помощью иллюстраций.
Что загрязняет воздух? Нужно ли беречь воздух?
• Ребёнок самостоятельно даёт верные ответы: выхлопные газы, дым заводов, фабрик; чтобы дышать чистым воздухом и не болеть.
• Справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя и иллюстраций.
• Затрудняется ответить на вопросы.
Почва
Фамилия, имя ребёнка | 1. Представления об обитателях почвы, их роли в её формировании. | 2. Представления о значении почвы в жизни растений. |
Иванов |
|
|
Петров |
|
|
Сидоров |
|
|
Диагностические методики.
Что такое почва? (Верхний слой земли). Кто живёт в почве? (Дождевые черви). Как они помогают почве? (Рыхлят её).
• Ребёнок отвечает на все три вопроса; приводит примеры из личного опыта.
• Ребёнок не может ответить на первый вопрос.
• Отвечает на последние два вопроса с помощью иллюстративного материала.
Зачем растениям нужна почва? (Из неё растения получают необходимые питательные вещества).
• Ребёнок знает ответ на вопрос.
• Отвечает на вопрос с помощью воспитателя.
• Не справляется с заданием.
Уровни освоения программы.
ВЫСОКИЙ - Ребёнок различает и называет большое количество объектов природы, самостоятельно вычленяет характерные существенные признаки. Ребёнок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ и сезонными изменениями. Моделирует признаки объектов и связи. Познавательное отношение устойчиво.
СРЕДНИЙ - Ребёнок различает большое количество объектов природы, вычленяет (под руководством педагога) существенные признаки. Знает некоторые признаки живого. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями.
НИЗКИЙ - Ребёнок различает большое количество животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика детей старшего возраста по разделу программы "Природный мир"
Для определения результативности работы по данному направлению мною регулярно проводится обследование дошкольников по следующим направлениям:Выявление представлений детей о животныхВыявление представл...
Тесты для диагностики детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения
Тесты помогут воспитателям и родителям выявить знания детей по правилам дорожного движения...
Первичная диагностика детей старшего дошкольного возраста
Диагностика детей старшего возраста на начало года...
Педагогическая диагностика детей старшего дошкольного возраста
Педагогическая диагностика детей старшего дошкольного возраста...
Диагностика педагогического процесса индивидуального развития детей старшего возраста
Педагогическая диагностика - особый вид деятельности, направленный на изучение ребёнка дошкольного возраста....
Диагностика мышления у детей старшего возраста (5-6 лет)
Методика диагностики направлена на изучение особенностей развитияпознавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения и вниманияу детей дошкольного возраста. Ее использование даёт возмо...
Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».
Стартовая диагностика. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев». Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...