Экологический проект "Зимующие птицы"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Направлен на развитие у детей знаний о зимующих птицах. Объясняет необходимость помогать птицам в зимний период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt.docx | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Разработала и провела: Воспитатель МКДОУ БГО «Детского сада №21
комбинированного вида» Григорова Нина Ивановна
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта: творческий
Вид: групповой
Форма проведения: занятия, беседы, наблюдения, экскурсии, дидактические и театрализованные игры, досуги, опытническая и трудовая деятельность, чтение художественной литературы, просмотр телепередач, презентация с использованием ИКП.
Продолжительность проекта: средней продолжительности (2 месяца). Февраль – март 2015 года.
Место проведения: экологическая зона детского сада, музыкальный зал, группа, участок группы, семья.
Возраст детей: 5-6,5 лет.
Проблема: нет экологических знаний о зимующих птицах, не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Цель проекта: формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека природе.
Задачи проекта:
- Развитие познавательных способностей;
- Развитие творческого воображения;
- Развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности:
- Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- Развивать умение определять возможные методы решения проблемы самостоятельно;
- Формировать умения применять методы, способствующие решению поставленной задачи с использованием различных вариантов.
Линии развития личности:
- Познавательно-речевое развитие дошкольников;
- Художественно-эстетическое развитие дошкольников;
- Социально-личностное развитие дошкольников.
Ожидаемый результат:
- Сформировать у детей систему знаний о зимующих птицах;
- Научить детей самостоятельно решать экологические задачи, научить детей самостоятельно находить решения в сложных ситуациях;
- Сформировать гуманное отношение к природе;
- Развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке, аппликации, ручном труде.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Экологическое воспитание – это формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве» С.Н. Николаева.
Программа «От рождения до школы» (Н.Е. Вераксы) определяет следующие задачи познавательно-речевого развития дошкольников по формированию элементарных экологических представлений:
- Анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе;
- Знать 5-8 видов зимующих птиц;
- Иметь представление о зимующих птицах и о помощи человека природе.
Дополнительная программа «Юный эколог» предусматривает умственное воспитание дошкольников через задачи художественно-эстетического развития, а именно:
- Развивать способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, выделяя их свойства и качества (форма, величина, строение, цвет), отражая это в рисунке, лепке, ручном труде;
- Учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы;
- Приобщать детей к театральному искусству;
- Развивать умения разыгрывать сценки по экологическим сюжетам;
- Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, предоставлять возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями;
- Совершенствовать умение согласовывать свои действия с товарищами, приучать детей правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей.
Содержание экологического воспитания включает два направления:
- Экологические знания детей;
- Отношение к предметам и явлениям окружающей действительности.
Для того чтобы научить детей дошкольного возраста правильно относиться к миру природы, необходимо, чтобы ребенок имел определенные знания о живой и неживой природе.
Воспитательно-образовательную работу по экологическому развитию детей дошкольного возраста может осуществлять педагог, который сам владеет определенными знаниями в области экологии. Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить в процессе интеграции разнообразных видов детской деятельности, занятий, наблюдений, экскурсий, опытнической и трудовой деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр, чтения художественной литературы, просмотра телепередач, использования ИКП, а также самостоятельной деятельности детей.
Большое значение при этом отводится работе с родителями воспитанников. Педагоги дошкольного учреждения проводят совместно с родителями праздники: «Птицы наши друзья», «Поможем птицам зимой», «Сохрани этот мир» и выставки художественного творчества детей и родителей.
Цель экологического проекта: формирование у детей элементарных экологических знаний о зимующих птицах, о правилах поведения в природе.
- Задачи оздоровительной направленности:
- Учить детей понимать и правильно взаимодействовать с природой.
- Задачи образовательной направленности:
- Формировать элементарные экологические знания;
- Развивать экологические представления;
- Формировать начала экологического мировоззрения;
- Формировать умения решать самостоятельно различные экологические задачи;
- Учить детей самостоятельно находить решение в сложных ситуациях;
- Учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса:
- Познакомить детей с особенностями жизни птиц;
- Показать взаимосвязь растений и птиц со средой обитания: растения служат кормом для птиц, птицы распространяют семена.
- Познакомить детей с Красной книгой.
- Задачи воспитательной направленности:
- Продолжать формировать у детей бережное и ответственное отношение к миру природы;
- Формировать эмоционально-доброжелательное отношение к птицам;
- Воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление помочь товарищам, поддерживать их в трудную минуту.
- Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями:
- Учить детей заботиться о зимующих птицах;
- Учить делать кормушку для птиц из бросового материала.
- Задачи по оформлению эстетических суждений о природе через продуктивные виды деятельности:
- Развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке и аппликации;
- Учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- Сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах.
- Знание детьми внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.
- Вызвать постоянное желание детей помогать и заботиться о птицах зимой.
- Уметь сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия поведения, способы добывания пищи.
- Обогатить словарный запас детей.
- Научить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
- Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку.
- Приобщить к совместной деятельности родителей.
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА
Раздел программы | Формы и методы работы | |
Познавательное развитие | Занятия: «Зимние гости», «Кто, как проводит зиму в лесу?», «Зимующие птицы», «Птицы – жители леса» Экскурсия по экологической тропе (по участку детского сада) Дидактические игры: «Меню для птиц», «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?», «Четвертый лишний», «Летает, плавает, бежит». | |
Игровая деятельность | Сюжетно-ролевые игры: «Парк птиц», «Больница для птиц» | |
Развитие речи | Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц, «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели», оформление детских книжек о птицах. Дидактические игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Кто как голос подает?», «Один-много», «Большой-маленький», «Сосчитай птиц», «Угадай по описанию», «Чье это?». | |
Ознакомление с художественной литературой | Чтение: В.Бианки «Сова», И.Тургенев «Воробей», В.Бианки «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», А.Барков «Голоса леса», И.Поленов «Синичкины кладовки», Г.Серебрицкий «Берегите птиц», Е.Носов «Как ворона на крыше заблудилась», С.Вархирнцева «Птицы», загадки, стихи, скороговорки. | |
Художественное твоврчество | Конструирование | Занятия: «Изготовление кормушки из бумаги», «Изготовление кормушек из бросового материала» |
Рисование | Занятия: «Синичка – птичка-невеличка», «Снегири на ветках», «Сказочная птица» - по мотивам гжельских мастеров. | |
Лепка | Занятие: «Вылепи любую птицу» | |
Аппликация | Занятия: «Снегири на ветках», «Сорока-белобока» | |
Театрализованная деятельность | Экологическая сценка «Доживем до весны» | |
Физическое воспитание | Подвижные игры «Совушка», «Собачка и воробьи», «Перелет птиц», «Сокол и наседка». | |
Опытно-исследовательская деятельность | Исследование различного оперения с помощью лупы. Наблюдение за поведением птиц во время кормления. Сходства и различия питания птиц зимой и летом, ведение дневника наблюдений, прилета птиц к кормушке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект: «Птицы»
Цель:Формирование начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста.Задачи:1.Способствовать развитию системного мышления познавательной активности.2.Уточнить и систематизировать...
Конспект занятия по экологическому воспитанию "Птицы нашего края" (подготовительная к школе группа)
Конспект занятия в помощь воспитателям...
Экологический проект "Птицы"
Экологический проект "Птицы" - информациолнно-практико-ориентированный, среднесрочный. Разработан и реализован в подготовительной к школе группе.Участниками являются дети, педагоги, родители....
Этапы разработки и проведения экологического проекта "Птицы"
Суть проекта заключается в том, чтобы во время прогулок по территории сада и в повседневной жизни дети получа...
Экологический проект "Птицы на кормушке".
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, ...
Экологический проект "Птицы наши друзья"
Цель: Формирование основ экологической культуры у дошкольников среднего возраста....
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....