Экологический проект "Зимующие птицы"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Григорова Нина Ивановна

Направлен на развитие у детей знаний о зимующих птицах. Объясняет необходимость помогать птицам в зимний период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Разработала и провела: Воспитатель МКДОУ БГО «Детского сада №21

 комбинированного вида» Григорова Нина Ивановна

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта: творческий

Вид: групповой

Форма проведения: занятия, беседы, наблюдения, экскурсии, дидактические и театрализованные игры, досуги, опытническая и трудовая деятельность, чтение художественной литературы, просмотр телепередач, презентация с использованием ИКП.

Продолжительность проекта: средней продолжительности (2 месяца). Февраль – март 2015 года.

Место проведения: экологическая зона детского сада, музыкальный зал, группа, участок группы, семья.

Возраст детей: 5-6,5 лет.

Проблема: нет экологических знаний о зимующих птицах, не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Цель проекта: формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека природе.

Задачи проекта:

  • Развитие познавательных способностей;
  • Развитие творческого воображения;
  • Развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности:

  • Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • Развивать умение определять возможные методы решения проблемы самостоятельно;
  • Формировать умения применять методы, способствующие решению поставленной задачи с использованием различных вариантов.

Линии развития личности:

  • Познавательно-речевое развитие дошкольников;
  • Художественно-эстетическое развитие дошкольников;
  • Социально-личностное развитие дошкольников.

Ожидаемый результат:

  • Сформировать у детей систему знаний о зимующих птицах;
  • Научить детей самостоятельно решать экологические задачи, научить детей самостоятельно находить решения в сложных ситуациях;
  • Сформировать гуманное отношение к природе;
  • Развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке, аппликации, ручном труде.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Экологическое воспитание – это формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве» С.Н. Николаева.

Программа «От рождения до школы» (Н.Е. Вераксы) определяет следующие задачи познавательно-речевого развития дошкольников по формированию элементарных экологических представлений:

  • Анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе;
  • Знать 5-8 видов зимующих птиц;
  • Иметь представление о зимующих птицах и о помощи человека природе.

Дополнительная программа «Юный эколог» предусматривает умственное воспитание дошкольников через задачи художественно-эстетического развития, а именно:

  • Развивать способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, выделяя их свойства и качества (форма, величина, строение, цвет), отражая это в рисунке, лепке, ручном труде;
  • Учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы;
  • Приобщать детей к театральному искусству;
  • Развивать умения разыгрывать сценки по экологическим сюжетам;
  • Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, предоставлять возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями;
  • Совершенствовать умение согласовывать свои действия с товарищами, приучать детей правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей.

Содержание экологического воспитания включает два направления:

  • Экологические знания детей;
  • Отношение к предметам и явлениям окружающей действительности.

Для того чтобы научить детей дошкольного возраста правильно относиться к миру природы, необходимо, чтобы ребенок имел определенные знания о живой и неживой природе.

Воспитательно-образовательную работу по экологическому развитию детей дошкольного возраста может осуществлять педагог, который сам владеет определенными знаниями в области экологии. Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить в процессе интеграции разнообразных видов детской деятельности, занятий, наблюдений, экскурсий, опытнической и трудовой деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр, чтения художественной литературы, просмотра телепередач, использования ИКП, а также самостоятельной деятельности детей.

Большое значение при этом отводится работе с родителями воспитанников. Педагоги дошкольного учреждения проводят совместно с родителями праздники: «Птицы наши друзья», «Поможем птицам зимой», «Сохрани этот мир» и выставки художественного творчества детей и родителей.

Цель экологического проекта: формирование у детей элементарных экологических знаний о зимующих птицах, о правилах поведения в природе.

  1. Задачи оздоровительной направленности:
  • Учить детей понимать и правильно взаимодействовать с природой.
  1. Задачи образовательной направленности:
  • Формировать элементарные экологические знания;
  • Развивать экологические представления;
  • Формировать начала экологического мировоззрения;
  • Формировать умения решать самостоятельно различные экологические задачи;
  • Учить детей самостоятельно находить решение в сложных ситуациях;
  • Учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса:
  1. Познакомить детей с особенностями жизни птиц;
  2. Показать взаимосвязь растений и птиц со средой обитания: растения служат кормом для птиц, птицы распространяют семена.
  • Познакомить детей с Красной книгой.
  1. Задачи воспитательной направленности:
  • Продолжать формировать у детей бережное и ответственное отношение к миру природы;
  • Формировать эмоционально-доброжелательное отношение к птицам;
  • Воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление помочь товарищам, поддерживать их в трудную минуту.
  1. Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями:
  • Учить детей заботиться о зимующих птицах;
  • Учить делать кормушку для птиц из бросового материала.
  1. Задачи по оформлению эстетических суждений о природе через продуктивные виды деятельности:
  • Развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке и аппликации;
  • Учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  1. Сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах.
  2. Знание детьми внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.
  3. Вызвать постоянное желание детей помогать и заботиться о птицах зимой.
  4. Уметь сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия поведения, способы добывания пищи.
  5. Обогатить словарный запас детей.
  6. Научить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
  7. Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку.
  8. Приобщить к совместной деятельности родителей.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА

Раздел программы

Формы и методы работы

Познавательное развитие

Занятия: «Зимние гости», «Кто, как проводит зиму в лесу?», «Зимующие птицы», «Птицы – жители леса»

Экскурсия по экологической тропе (по участку детского сада)

Дидактические игры: «Меню для птиц», «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?», «Четвертый лишний», «Летает, плавает, бежит».

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры: «Парк птиц», «Больница для птиц»

Развитие речи

Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц, «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели», оформление детских книжек о птицах.

Дидактические игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Кто как голос подает?», «Один-много», «Большой-маленький», «Сосчитай птиц», «Угадай по описанию», «Чье это?».

Ознакомление с художественной литературой

Чтение: В.Бианки «Сова», И.Тургенев «Воробей», В.Бианки «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», А.Барков «Голоса леса», И.Поленов «Синичкины кладовки», Г.Серебрицкий «Берегите птиц», Е.Носов «Как ворона на крыше заблудилась», С.Вархирнцева «Птицы», загадки, стихи, скороговорки.

Художественное твоврчество

Конструирование

Занятия: «Изготовление кормушки из бумаги», «Изготовление кормушек из бросового материала»

Рисование

Занятия: «Синичка – птичка-невеличка», «Снегири на ветках», «Сказочная птица» - по мотивам гжельских мастеров.

Лепка

Занятие: «Вылепи любую птицу»

Аппликация

Занятия: «Снегири на ветках», «Сорока-белобока»

Театрализованная деятельность

Экологическая сценка «Доживем до весны»

Физическое воспитание

Подвижные игры «Совушка», «Собачка и воробьи», «Перелет птиц», «Сокол и наседка».

Опытно-исследовательская деятельность

Исследование различного оперения с помощью лупы. Наблюдение за поведением птиц во время кормления. Сходства и различия питания птиц зимой и летом, ведение дневника наблюдений, прилета птиц к кормушке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект: «Птицы»

Цель:Формирование начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста.Задачи:1.Способствовать развитию системного мышления познавательной активности.2.Уточнить и систематизировать...

Экологический проект "Птицы"

Экологический проект "Птицы" - информациолнно-практико-ориентированный, среднесрочный. Разработан и реализован в подготовительной к школе группе.Участниками являются дети, педагоги, родители....

Этапы разработки и проведения экологического проекта "Птицы"

Суть проекта заключается в том, чтобы во время прогулок по территории сада и в повседневной жизни дети получа...

Экологический проект "Птицы на кормушке".

Задача взрослых  - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, ...

Экологический проект "Птицы наши друзья"

Цель: Формирование основ экологической культуры у дошкольников среднего возраста....

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....