Опыты с воздухом.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Бокова Елена Аанатольевна

Знакомим детей со свойствами воздуха (прозрачность, может двигать предметы, находится везде подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас, дать представление о том, что ветер – это движение воздуха), на основе доступных для детей опытов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий непосредственно образовательной деятельности в средней группе

Тема НОД

 «Невидимка – воздух»

Форма НОД        

Экспериментальная деятельность

Основная общеобразовательная программа ДО

На основе примерной программы «Развитие+» Булычева А.И.

 Разработчик конспекта НОД        

Бокова Елена Анатольевна

Чупрова Эмилия Дмитриевна

Козлова Александра Николаевна

Классификация НОД в системе образовательных мероприятий        

НОД,  основана на деятельностном принципе - активное участие каждого ребенка в познавательной деятельности.

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация,

Форма организации детей

подгрупповая

Предварительная работа:

- наблюдения за ветром;

- эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка

Цель НОД        

Знакомство со свойствами воздуха

Материал:

- игрушка «Машенька»

- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);

- стаканчики с водой, коктейльные трубочки (по количеству детей);

- кораблики из пенопласта с бумажными парусами;

- сосуд – «море» для корабликов;

- салфетки бумажные (по количеству детей);

Задачи: 

- Познакомить детей со свойствами воздуха (прозрачность, может двигать предметы, находится везде подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас, дать представление о том, что ветер – это движение воздуха);

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, зрительное и слуховое восприятие;

- воспитывать  умение работать в коллективе и индивидуально во время опытов,

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: прозрачный, невидимый.

Ход НОД

Воспитатель с детьми играет в игру «Загадки и  отгадки»  Стук в дверь, появляется Машенька.

Машенька: Здравствуйте, ребята! А чем это вы тут заняты?

Дети: Отгадываем  загадки.

Машенька: Вот здорово  помогите и мне отгадать загадку. Мы с Мишей  не нашли ответ.

Послушайте:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Дети: Воздух!

Машенька: А что такое воздух? Кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я не верю! Хотя, Мишка, мне тоже так говорил, но доказать не смог. А вы, ребята сможете убедить меня?

Воспитатель с детьми: попробуем ребята?

Дети соглашаются и воспитатель предлагает всем пройти в специальную лабораторию для проведения опытов.

Воспитатель: Скажите, ребята, Маше, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Машенька: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!

Воспитатель: Погоди, погоди, Маша, не спеши! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

Машенька: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Маше, что воздух всё-таки есть!  Для этого пройдем в лабораторию и сделаем несколько опытов. Согласны?

Дети: Да.

Опыт № 1 «С полиэтиленовым пакетом»

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Смотри, Маша! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Машенька: Хорошо, хорошо.  Согласна, воздух  есть вокруг нас, и он не видим?

Воспитатель: Конечно, конечно, возьми, если он тебе поможет.

Маша: А вот интересно, а внутри человека воздух есть?

Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Опыт № 2 «Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой».

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Машенька: Ой, как интересно!  Вода в стаканах просто бурлит, как будто кипит! Почему так произошло? ( дети, говорят, что это выходил воздух из трубочки)


Машенька: Откуда вы взяли воздух, что бы дуть в трубочки?

( подвести детей к тому, что необходимо сначала вдохнуть воздух, а потом его выдохнуть в трубочку).
Воспитатель: Верно, сначала мы вдыхаем воздух через нос, он попадает к нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Вот видите! (демонстрирует) Вывод: значит, воздух есть внутри нас.

Машенька: Вот здорово: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит.

 Опыт № 3 «С салфеткой».

Машенька: А у меня к вам  еще вопрос. Вы выдыхаете воздух, значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?

Дети: Через нос?

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

Воспитатель: А с салфеткой видно?

Дети: Да.

Машенька:   Вот интересно, я обязательно это Мише покажу и расскажу.

Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?

Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

Игра « Кораблики»

Воспитатель: Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.

Машенька: Это вы дуете, воздух толкаете. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?

Маша: Все я поняла! Это вы дуете, воздух толкаете, и кораблик плывет!

Воспитатель: Ну что, Машенька, все запомнила? Сможешь рассказать Мише?

Машенька: Постараюсь , только бы не забыть!

 Воспитатель: Ребята, а давайте подарим Машеньке, те предметы которые понадобятся для проведения опытов с воздухом, тогда ей легче будет все рассказать  и показать Мише.

(Дарим атрибуты для проведения опытов и проговариваем кратко, как проводить)

Машенька: Спасибо ребятки, я побегу к Мише, пока не забыла.

Воспитатель: Давайте вспомним. Что мы делали? (исследовали воздух) Для чего? (помогали Машеньке) Как? (с помощью опытов) Теперь нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом!

Источники:

http://www.maam.ru/stati/konspekty-zanjatii-v-detskom-sadu/konspekt-zanjatija-v-srednei-grupe-nevidimka-vozduh.html

http://100-bal.ru/informatika/34906/index.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Сыктывкар 2014 год Опыты с воздухом Подготовили : Чупрова Э.Д Бокова Е.А. Козлова А.Н

Слайд 2

Опыты с воздухом Опыт № 1 «С полиэтиленовым пакетом»

Слайд 3

Пакет можно сложить в несколько раз, посмотрите какой он тоненький Набираем в пакет воздух, посмотрите он стал похож на подушку. Воздух занял все место в мешке.

Слайд 4

Опыт № 2 «Опыт с трубочкой и водой».

Слайд 5

Подуйте в трубочку опущенную в стакан с водой. Воздух проходит через трубочку, попадает в воду и вода начинает бурлить, образуются пузырьки.

Слайд 6

3 опыт «С салфеткой».

Слайд 7

А теперь вдыхаем и выдыхаем воздух. Салфетка шевелится как от ветра. Вдохнули воздух посильнее и салфетка прилипла ко рту.

Слайд 8

Игра «Кораблики».

Слайд 9

Вдыхая и выдыхая вы создаете поток воздуха, получается ветер. Ветер толкает легкий кораблик и он начинает передвигаться по воде.

Слайд 10

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое воздух? Опыты с воздухом.

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: "Что такое воздух? Опыты с воздухом."...

Экспериментальная лаборатория. Значение воздуха в нашей жизни.Опыты с воздухом

Мы занятие начинаемИнтересно здесь бываетПостарайтесь все понятьМного нужно вам узнать!Итак, ребята, начинаем наше занятие. Сегодня в наш детский сад пришло письмо, но почему - то оно без обратного ад...

Конспект занятия с использованием экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Что такое воздух? Опыты с воздухом»

Тема: «Что такое воздух? Опыты с воздухом»Цель: формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.Задачи:Образовательные:1. Учить детей устанавливать причинно-...

Конспект образовательной деятельности по экологии в старшей группе: «Нам нужен воздух». (Опыты с воздухом)

Цель: Развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.  Задачи: Закрепить представление детей о свойствах возду...

План-конспект проведения опыта с воздухом в подготовительной к школе группе по теме: «Воздух вокруг нас»

Конспект содержит полный ход оытно-экспериментальной деятельности с воздухом, прописанный от вводной до заключителньой части....

План-конспект проведения опыта с воздухом в подготовительной к школе группе по теме: «Воздух вокруг нас»

Конспект содержит полный ход опытно-экспериментальной деятельности, вплоть от вводной до заключительной части....

Картотека опытов и экспериментов для детей "Опыты с воздухом"

Способствует обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха. Расширяет представление о значимости воздуха жизни человека, животных и растений....