Опыты с воздухом.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Знакомим детей со свойствами воздуха (прозрачность, может двигать предметы, находится везде подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас, дать представление о том, что ветер – это движение воздуха), на основе доступных для детей опытов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие "Опыты с воздухом". | 130 КБ |
Презентация "Опыты с воздухом". | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий непосредственно образовательной деятельности в средней группе
Тема НОД | «Невидимка – воздух» |
Форма НОД | Экспериментальная деятельность |
Основная общеобразовательная программа ДО | На основе примерной программы «Развитие+» Булычева А.И. |
Разработчик конспекта НОД | Бокова Елена Анатольевна Чупрова Эмилия Дмитриевна Козлова Александра Николаевна |
Классификация НОД в системе образовательных мероприятий | НОД, основана на деятельностном принципе - активное участие каждого ребенка в познавательной деятельности. Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, |
Форма организации детей | подгрупповая |
Предварительная работа: | - наблюдения за ветром; - эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка |
Цель НОД | Знакомство со свойствами воздуха |
Материал: | - игрушка «Машенька» - полиэтиленовые мешочки (по количеству детей); - стаканчики с водой, коктейльные трубочки (по количеству детей); - кораблики из пенопласта с бумажными парусами; - сосуд – «море» для корабликов; - салфетки бумажные (по количеству детей); |
Задачи:
- Познакомить детей со свойствами воздуха (прозрачность, может двигать предметы, находится везде подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас, дать представление о том, что ветер – это движение воздуха);
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, зрительное и слуховое восприятие;
- воспитывать умение работать в коллективе и индивидуально во время опытов,
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: прозрачный, невидимый.
Ход НОД
Воспитатель с детьми играет в игру «Загадки и отгадки» Стук в дверь, появляется Машенька.
Машенька: Здравствуйте, ребята! А чем это вы тут заняты?
Дети: Отгадываем загадки.
Машенька: Вот здорово помогите и мне отгадать загадку. Мы с Мишей не нашли ответ.
Послушайте:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Дети: Воздух!
Машенька: А что такое воздух? Кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я не верю! Хотя, Мишка, мне тоже так говорил, но доказать не смог. А вы, ребята сможете убедить меня?
Воспитатель с детьми: попробуем ребята?
Дети соглашаются и воспитатель предлагает всем пройти в специальную лабораторию для проведения опытов.
Воспитатель: Скажите, ребята, Маше, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Машенька: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!
Воспитатель: Погоди, погоди, Маша, не спеши! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!
Машенька: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
Воспитатель: Ребята, давайте докажем Маше, что воздух всё-таки есть! Для этого пройдем в лабораторию и сделаем несколько опытов. Согласны?
Дети: Да.
Опыт № 1 «С полиэтиленовым пакетом»
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Смотри, Маша! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Машенька: Хорошо, хорошо. Согласна, воздух есть вокруг нас, и он не видим?
Воспитатель: Конечно, конечно, возьми, если он тебе поможет.
Маша: А вот интересно, а внутри человека воздух есть?
Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?
Опыт № 2 «Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой».
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Машенька: Ой, как интересно! Вода в стаканах просто бурлит, как будто кипит! Почему так произошло? ( дети, говорят, что это выходил воздух из трубочки)
Машенька: Откуда вы взяли воздух, что бы дуть в трубочки?
( подвести детей к тому, что необходимо сначала вдохнуть воздух, а потом его выдохнуть в трубочку).
Воспитатель: Верно, сначала мы вдыхаем воздух через нос, он попадает к нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Вот видите! (демонстрирует) Вывод: значит, воздух есть внутри нас.
Машенька: Вот здорово: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит.
Опыт № 3 «С салфеткой».
Машенька: А у меня к вам еще вопрос. Вы выдыхаете воздух, значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?
Дети: Через нос?
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Воспитатель: А с салфеткой видно?
Дети: Да.
Машенька: Вот интересно, я обязательно это Мише покажу и расскажу.
Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?
Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?
Игра « Кораблики»
Воспитатель: Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.
Машенька: Это вы дуете, воздух толкаете. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?
Маша: Все я поняла! Это вы дуете, воздух толкаете, и кораблик плывет!
Воспитатель: Ну что, Машенька, все запомнила? Сможешь рассказать Мише?
Машенька: Постараюсь , только бы не забыть!
Воспитатель: Ребята, а давайте подарим Машеньке, те предметы которые понадобятся для проведения опытов с воздухом, тогда ей легче будет все рассказать и показать Мише.
(Дарим атрибуты для проведения опытов и проговариваем кратко, как проводить)
Машенька: Спасибо ребятки, я побегу к Мише, пока не забыла.
Воспитатель: Давайте вспомним. Что мы делали? (исследовали воздух) Для чего? (помогали Машеньке) Как? (с помощью опытов) Теперь нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом!
Источники:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Опыты с воздухом Опыт № 1 «С полиэтиленовым пакетом»
Пакет можно сложить в несколько раз, посмотрите какой он тоненький Набираем в пакет воздух, посмотрите он стал похож на подушку. Воздух занял все место в мешке.
Опыт № 2 «Опыт с трубочкой и водой».
Подуйте в трубочку опущенную в стакан с водой. Воздух проходит через трубочку, попадает в воду и вода начинает бурлить, образуются пузырьки.
3 опыт «С салфеткой».
А теперь вдыхаем и выдыхаем воздух. Салфетка шевелится как от ветра. Вдохнули воздух посильнее и салфетка прилипла ко рту.
Игра «Кораблики».
Вдыхая и выдыхая вы создаете поток воздуха, получается ветер. Ветер толкает легкий кораблик и он начинает передвигаться по воде.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое воздух? Опыты с воздухом.
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: "Что такое воздух? Опыты с воздухом."...
Экспериментальная лаборатория. Значение воздуха в нашей жизни.Опыты с воздухом
Мы занятие начинаемИнтересно здесь бываетПостарайтесь все понятьМного нужно вам узнать!Итак, ребята, начинаем наше занятие. Сегодня в наш детский сад пришло письмо, но почему - то оно без обратного ад...
Конспект занятия с использованием экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Что такое воздух? Опыты с воздухом»
Тема: «Что такое воздух? Опыты с воздухом»Цель: формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.Задачи:Образовательные:1. Учить детей устанавливать причинно-...
Конспект образовательной деятельности по экологии в старшей группе: «Нам нужен воздух». (Опыты с воздухом)
Цель: Развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом. Задачи: Закрепить представление детей о свойствах возду...
План-конспект проведения опыта с воздухом в подготовительной к школе группе по теме: «Воздух вокруг нас»
Конспект содержит полный ход оытно-экспериментальной деятельности с воздухом, прописанный от вводной до заключителньой части....
План-конспект проведения опыта с воздухом в подготовительной к школе группе по теме: «Воздух вокруг нас»
Конспект содержит полный ход опытно-экспериментальной деятельности, вплоть от вводной до заключительной части....
Картотека опытов и экспериментов для детей "Опыты с воздухом"
Способствует обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха. Расширяет представление о значимости воздуха жизни человека, животных и растений....