Проект "Дом, в котором мы живём"
проект по окружающему миру (младшая группа) по теме

Залевская Альбина Александровна

Это проект, для второй младшей группе по теме: "Моя семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_sayt.docx97.21 КБ

Предварительный просмотр:

    МБДОУ детский сад 81

«Жаворонок»

Проект

«Дом, в котором я живу»

(Вторая младшая группа «Буратино»)

                                                    Подготовила:

                                                    А. А. Залевская

г. Брянск

 Семья – это радость, тепло и уют,
        Семья – это дом, где тебя всегда ждут.
                 Если мир и дружба в семье,
                           Вами будут гордиться все!!!

                

        

Семья рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется воспитание ребенка. Детей необходимо знакомить с семьей, ее назначением и особенностями, формировать потребность заботиться о членах своей семьи.

Паспорт педагогического проекта

Структура

Содержание

Тема

«Дом, в котором я живу».

Участники проекта

Воспитатель группы: А.А Залевская

Музыкальный руководитель; воспитанники 2 младшей группы «Буратино»; родители воспитанников группы «Буратино»

Возраст воспитанников

Вторая младшая группа 3-4 года

Особенности проекта

Направленность:  интеллектуальный (познавательный).

Проект по количеству детей: групповой.

Проект по продолжительности: среднесрочный (4месяца)

Цель проекта

Формирование представления детей о семье как о людях, которые живут  вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Укрепить привязанность к членам своей семьи, формировать нравственное отношение к семейным традициям.  Научить гордиться достижениями членов своей семьи. Развивать            коммуникативные навыки.

Задачи проекта

См. пояснительную записку.

Ресурсы проекта

Музыкальный центр, DVD- проигрыватель, мультимедийный проектор, обучающие презентации, подборка   видеозаписей и аудиозаписей, ноутбук, художественная литература, фотоальбомы.

Предполагаемые результаты и продукты проекта

Результат  деятельности педагогов -  Формирование представления детей о семье как о людях, которые живут     вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Укрепить привязанность к членам своей семьи, формировать нравственное отношение к семейным традициям.  Научить гордиться достижениями членов своей семьи. Развивать   коммуникативные навыки.

Продукты деятельности педагогов:  презентации, авторские дидактические пособия, консультации, развлечения:  «Осень, осень в гости просим», «Моя любимая мамочка»,

Продукты деятельности детей и родителей:  создание (создание герба, генеалогического дерева), организация выставки совместных рисунков взрослых и детей, оформление альбома «Моя семья», «Профессий», оформление выставки «Наши деды и отцы».

Результат  деятельности детей:  приобретение знаний, умений, навыков путем активного деятельного участия в процессе познания и творчества.

   Пояснительная записка

        Что такое семья – понятно всем. Семья это – дом, семья – это мир, где царят любовь и преданность, это одни на всех привычки и традиции. А ещё это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой, могут царить лишь покой и любовь. В прочной, надёжной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности.

Для ребёнка знакомство с окружающей действительностью начинается со знакомства со всем тем, чем живёт его семья. Дети должны знать, как зовут родителей, как важен их труд и занятия других членов семьи, называть ближайших родственников и принимать посильное участие в подготовке семейных праздников.

«Семья – источник вдохновения,
           Где рядом взрослые и дети.
                В семье от всех невзгод спасенье.
                  Здесь друг за друга все в ответе.»

                  

 

Актуальность проекта.

Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочены решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша- это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». Семья и детский сад –два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея: создать проект «Моя семья». Проведя беседу среди детей – выяснилось, что не все дети знают о своей семье, где работают их родители, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает своё родословное, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Как изменить такое положение?

Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является   хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей.

Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи».

В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о своих родных, о семейных традициях своей семьи, о ближнем окружение. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитать  у детей любовь и уважение к членам семьи, привить чувство привязанности к семье и дому.

                                

Цель:

Формирование представления детей о семье как о людях, которые живут         вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Развивать            коммуникативные навыки.

Задачи:

1. Обобщить и закрепить знания детей о семье, как о людях, живущих    вместе (папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра), любящих друг друга, заботящихся о друг друге.

 2. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости,   понимания, взаимопомощи в семейной жизни.

 3. Воспитывать желание заботится о близких, развивать чувство гордости  за свою семью.

4. Обогатить словарь (родственники, родословная, генеалогическое древо)

5. Разработать и оформить патриотический уголок в группе.

6. Развивать связную речь, через беседы, разучивание стихов.

7. Расширять музыкальный кругозор детей. Развивать любовь к песням о маме, папе, бабушке.

Ожидаемые результаты

Дети: узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях, о профессиях родителей.

Проявление уважение и забот ко всем членам семьи.

Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.

Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.

 Родители: повышение педагогической культуры родителей, становление с ними доверительных  и партнёрских отношений.

Участники проекта

Воспитатель: А. А. Залевская

Музыкальный руководитель: Н. В. Титова

Дети второй младшей группы «Буратино»

Родители детей второй младшей группы «Буратино»

Продолжительность проекта

(реализация разработанной программы) – 4 месяца

Этапы работы над проектом

I этап – Подготовительный (погружение в проект).

II этап – Практический (творческо – информационный этап).

III этап – Заключительный (презентационный).

Форма проведения:

  • Занятия;
  •  игровая деятельность;
  •  Беседы;
  • выставки «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо моей семьи», «Наши деды и отцы», «Вот какие наши мамы», «Мой дом»;
  • конкурс на лучшую осеннюю  и новогоднюю поделку;
  • изготовление поделок к празднику     23 февраля и 8 Марта;
  •  проведение праздников: «Осень, осень – в гости просим»,  «Здравствуй, Зимушка-зима»;
  •  Чаепитие  «Сладкий вечер» - представление семейных рецептов, полученных по наследству (презентация проекта);
  •  создание альбома «Это Я – и моя семья», «Профессии родителей»

Наш проект

Прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого

человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях.

 Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития  детско – родительских отношений.

Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно.

Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Подготовительный этап: (вхождение в тему)

  • Опрос детей на тему: «Что я знаю о своей семье?»
  • Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
  • Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья».
  • Подбор литературных произведений, пословиц, стихотворений, поговорок о семье.
  • Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

Основной этап: (продуктивный, совместная деятельность с детьми).

Познавательная деятельность

  • Дидактические игры «Кто у нас какой?» (рассматривание себя в зеркало); «Разложи по порядку» (фигурки человека, с учётом возрастных изменений); «Собери портрет из деталей», «Составь семью из фигурок»; «Радость – или огорчение?» (родителям, от поступков детей, с чёрными и белыми фишками), «Назови ласково», «Сложи  картинку» (профессии родителей); «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать» и другие.

  •  Просмотр презентации на тему «Семья», «Наши четвероногие   друзья» Рассматривание фотографий членов семьи, альбома «Профессии наших родителей». Рассматривание репродукций картин по теме «Мать и дитя».

Решение проблемной ситуации «Что я буду делать, если мама заболеет или уедет в командировку…?».

  • Познавательное занятие «Я и моя семья». Беседы: «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Как мы отдыхаем».

Художественно – речевая деятельность:

Цель: формировать у детей понятие «семья», воспитывать любовь и   уважение к членам семьи, проявлять заботу о родных людях, учить внимательно слушать, развивать речь и память.

  • Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,.

«Гуси-лебеди», Д. Габбе  «Моя семья», Н. Артюхова «Трудный вечер»;

  • Чтение и заучивание стихотворений.
  • Разъяснение пословиц, поговорок, загадок.  
  • Рассказы детей о своей семье. Рассказ педагога из личного опыта на тему «Моя семья». Чтение стихотворений о семье
  • Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

Художественно-продуктивная деятельность:

  • Создание коллажа портретов «Фоторобот».
  • Создание портретов своих родителей (подрисовать глаза, волосы нужного цвета).

Игровая деятельность:

  • Сюжетно- ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин».

Цель: развивать у детей самостоятельность в игре, учить подражать взрослым: маме, папе, бабушке, дедушке. Воспитывать любовь к младшим и уважение к старшим, учить коллективной игре, внимательному отношению друг к другу, воспитывать любовь к труду.

  • Настольно- печатная игра «Семья», «Кем быть», «Кому что нужно для работы?».

Цель: воспитывать любовь и уважение к своей семье, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.

  • Словесные игры «А ты мне кто?».

Дети становятся в круг, воспитатель подходит к любому ребёнку и спрашивает: «Я мама, а ты мне кто?» (Дочка, сын). Кто ответил, становится ведущим и задаёт другому вопрос: я-папа, я- брат, я- сестра, я- бабушка и. т. д., а ты мне кто?

Цель: расширить у детей знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, развивать речь, память.

Художественно – эстетическое развитие:

Цель: развивать творческие способности детей, учить доставить радость другому, доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.

  • Рисование с элементами аппликации  «Мой дом»; рисование - «Портрет мамы», «Мой папа».
  • Аппликация. Изготовление подарка мамочке . Изготовление праздничной открытки папам к 23 февраля и мамам к 8 Марта.
  • Лепка.  «Ваза для бабушки», «Пирожки для мамочки».

Сотрудничество с семьёй:

  • Оформление альбомов «Это Я – и моя семья»,  «Профессии наших родителей»,  «Герб моей семьи».
  • Конкурс – выставка «Генеалогическое дерево моей семьи».
  • Участие в подготовке музыкального праздника «Осень, осень – в гости просим», «Здравствуй, Зимушка-зима».
  • Сотворчество родителей и детей -  конкурс рисунков  к празднику «23 февраля» (январь-начало февраля)
  • Оформление выставки «Наши деды и отцы»  -23 февраля
  • Чаепитие  «Сладкий вечер» - представление семейных рецептов, полученных по наследству (презентация проекта);
  • Консультации для родителей:

 «Семья глазами ребёнка»,

«Здоровая семья – счастливый ребёнок»,

«Праздники в семье»,

«История моей семьи»,

«Взаимоотношения в семье».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по патриотическому воспитанию "Россия - страна в которой мы живём"

Памятка поможет быстрее запомнить последовательность цветов Российского Флага, даёт полезную и интересную информацию о них. Применяются литературный и стихотворный тексты....

"Россия - страна, в которой мы живём!"

Воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну....

Программа "Мир, в котором мы живём"

Аннотация на программу «Мир, в котором мы живём» Название:  программа по формированию социально-нравствен...

"Село, в котором мы живём"

Конспект НОД по познавательному-речевому развитию детей второй младшей группы.Образовательная область: познание.Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, художественное творчест...

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА, ЗЕМЛЯ, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЁМ

развивать познавательную активность, воспитывать экологическое сознание через ценностную ориентацию в поведении и деятельности детей....