Развитие эстетических чувств через восприятие природы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Данны конкретные практические рекомендации педагога детских садов для развития эстетических чувств через восприятие природы детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_v_prirodu.docx | 22.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсия в природу
Тема: « Наша река – Волга»
Цели:
1. Способствовать развитию эстетических чувств, через непосредственное восприятие зимней природы: Волги зимой.
2. Способствовать расширению представлений детей о реке Волге: река большая, она течет, движется в определенном направлении, у реки может меняться «настроение», состояние реки меняется в разное время года, река много всего видит на своем пути.
3. Способствовать развитию наблюдательности.
4. Способствовать развитию интересу к природе – к реке – Волге.
5. Способствовать укреплению здоровья детей.
Подготовка детей:
Сообщение детям цели экскурсии.
«Ребята! Мы сегодня пойдем с вами на экскурсию, наблюдать за нашей рекой – Волгой. Экскурсия – это занятие, но только на природе. Мы пойдем красиво, никто не разбегается, не кричит, чтобы не мешать окружающим людям.
Ход экскурсии:
1 часть. Вводная беседа.
- Ребята! Посмотрите! Куда мы пришли? Мы пришли на берег реки нашей Волги – Матушки. Сегодня мы будем говорить о ней, любоваться ей. Посмотрите, какая она широкая, большая! Величественная!
Река покрыта блестящим льдом!
2 часть.
– Ребята! Река бежит, двигается, течет.
Как вы думаете?
Какое « настроение» у реки сегодня?
Меняется ли оно в разное время года?
Что именно вам нравится или не нравится на реке?
Откуда и куда бежит река?
Что она видит на своем пути?
Кого встречает?
На каких двух больших реках стоит наш великий город?
Загадки:
- Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
( река)
- Чист и ясен, как алмаз,
Дорог не бывает,
Он от матери рожден,
Сам ее рождает.
( лед)
Стихотворение В. Заходер.
Течет река издалека
Течет река…
Течет река…
Как хорошо, когда река
И широка и глубока!
Над ней – пышнее облака,
Светлей дыханье ветерка,
Стройнее, выше лес под ней,
И лук прибрежный зеленей!
Течет река…
Течет река…
Поит поля и города,
Несет и лодки и суда,
И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне…
3 часть.
Индивидуальное, самостоятельное наблюдение детей.
4 часть.
Игры:
«Угадай по описанию»
«Море волнуется раз…»
5 часть. Общее восприятие природы, реки – Волги.
Наблюдение на прогулке.
Тема: « Белая береза»
Цели: 1. Способствовать уточнению конкретных представлений о белой березе: береза белая с черными пятнышками – чечевичками, веточки свисают вниз, как бы притягиваются к земле.
2. Способствовать развитию эстетических чувств по отношению к белой заснеженной зимней березе.
3. Способствовать воспитанию, доброжелательному отношению к белой березе.
Методические приемы:
1. Прямая постановка цели.
- Ребята! Посмотрите, какая красота! Снег запорошил все. Сегодня, в такой замечательный зимний день, я предлагаю вам понаблюдать за белой березой.
2. Вопросы.
- Ребята! Где у нас на участке белая береза?
- Как вы догадались, что это береза?
- Есть ли у нас в России хоть одно дерево с таким красивым белым стволом?
- Вся ли береза белая?
3. Обследование с помощью зрительного анализатора.
- Посмотрите, как прекрасна белая заснеженная наша березка зимой!
- Какие у вас возникают чувства, когда вы смотрите на нее, любуетесь ею?
- Посмотрите на нее, полюбуйтесь ею! А я прочту вам стихотворение С. Есенина про нашу зимнюю березу, которое так и называется «Береза».
4. Художественное слово. Стихотворение «Береза»
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Снежной бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Не правда ли, это стихотворение, как нельзя лучше, подходит к нашей березе?!
Ребята, а на нашем участке есть еще березки? Покажите.
- Ребята, а вы знаете какие-нибудь стихи о березе, загадки, песни?
- Мы с вами любим нашу березку?!
- Послушайте, какое стихотворение, тоже про березку, я вам сейчас прочту:
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках…
5. Самостоятельное подведение и тога детьми.
- Что делали?
- Что можете рассказать дома родителям о березе?
- А мы с вами как-нибудь нарисуем белую березку?
Занятие по рисованию.
Тема: «Белая береза».
Цели: 1. Способствовать развитию эстетических чувств в процессе рисования белой березы, умению передавать свои чувства через художественную деятельность.
Материал: тонированные листы бумаги – голубые, белая и черная гуашь, кисточки, музыка из цикла «Времена года» А. Вивальди «Зима».
Методические приемы:
1. Постановка цели.
-Ребята! Сегодня у нас занятия по рисованию, мы будем рисовать березу. Закройте сейчас, пожалуйста, глазки и послушайте.
2. Художественное слово.
Чтение стихотворения «Белая береза» С. Есенина.
3. Вопросы.
Мы уже с вами наблюдали за нашей зимней березкой, а сегодня нарисуем ее.
- Какими цветами будем пользоваться?
- Тонкий или толстый ствол у березы?
- Что изобразим на стволе березы?
- Какими нарисуем веточки, куда они будут наклонены?
- Сколько берез можно нарисовать?
4. Самостоятельная художественная деятельность детей.
В процессе работы дети слушают музыку. Детям даются напоминания, советы.
5. Анализ работ.
- Чья работа больше всего нравится?
- Почему?
- Кто сумел более естественно изобразить белую березу?
- Какие чувства испытывали в процессе рисования?
Наблюдение на прогулке.
Тема: «Заснеженная ель»
Цель: 1. Способствовать уточнению конкретных представлений у елей зимой; показать красоту дерева: зеленый наряд, снежное убранство, сверкающий на солнце иней.
2. Способствовать развитию эстетических чувств к еле зимой.
3. Способствовать воспитанию доброжелательного отношения к еле.
Методические приемы:
- Постановка цели.
- Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
Ее всегда в лесу найдем –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж
Зимою в платье летнем.
( Ель.)
Правильно, это ель. Сегодня мы с вами, ребята, понаблюдаем за нашей елочкой.
Где она у нас на участке? Покажите ее.
- Вопросы.
- Вы заметили, какая красивая сегодня наша елочка? Она мне очень нравится, а вам?
- Что одела наша елочка на свое зеленое платье сегодня? (белую шубку).
- Чем покрыта елочка? (снегом). Посмотрите, как иней сверкает на солнышке, как будто на ветках рассыпалось серебро.
- А давайте с вами придумаем нашей елочке добрые ласковые слова.
- Самостоятельное подведение итога детьми.
- Что делали?
- Что сможете рассказать дома родителям?
Наблюдение на прогулке.
Тема: « Голубое небо»
Цели: 1. Способствовать уточнению представлений о зимнем небе: в холодную солнечную погоду небо ярко-голубое, безоблачное.
2. Способствовать развитию эстетических чувств по отношению к зимнему небу.
3.Способствовать воспитанию доброжелательного отношения к небу.
Методические приемы:
1.Постановка цели.
Мороз и солнце!
День чудесный!
Ребята, посмотрите, какое сегодня небо! Давайте понаблюдаем за ним.
2.Вопросы:
- Посмотрите, какого цвета небо?
- Какого цвета небо было вчера?
- Какой цвет вам нравится больше?
- Есть ли на небе сегодня облака?
- Есть ли на небе солнышко?
А теперь отгадайте загадку:
Голубой платок, красный колобок,
По платку катается,
Людям улыбается?
(небо и солнышко).
3.Самостоятельное подведение итога детьми.
- Что вы сможете теперь рассказать родителям о небе?
Занятие по аппликации.
Тема: «Волшебница-зима»
Цели: 1.Способствовать развитию эстетических чувств через самостоятельную деятельность детей, аппликацию нетрадиционным способом.
Материал: цветная бумага, цветной картон, клееночки, тряпочки, кисточки, музыка Чайковского из цикла «Времена года».
Методические приемы:
1.Постановка цели.
Ребята, мы с вами уже наблюдали за белой березой, за заснеженной елью, за голубым небом, ходили на экскурсию наблюдать за нашей рекой Волгой - матушкой. А сегодня мы с вами сделаем аппликацию, но прежде послушайте стихотворение.
2. Художественное слово.
А.С. Пушкин.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
- Вопросы.
- Ребята, а вы рады проказам матушки зимы, волшебницы зимы?!
- Что вас радует больше всего?
- Почему?
А сейчас давайте мы с вами попробуем изобразить все это с помощью бумаги.
- Какого цвета у нас с вами в работе будет больше всего, почему?
- Самостоятельная деятельность детей.
В процессе работы звучит музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года»; советы, напоминания детям.
- Анализ детских работ.
- Чья работа больше всего нравится? Почему?
- Кто изобразил волшебницу зиму более естественно?
- У кого она получилась более волшебной, сказочной?
Рассматривание картины И. Э. Грабаря « Зимний пейзаж».
Цели:
1. Способствовать развитию эстетических чувств через опосредованное восприятие зимней природы – пейзаж Грабаря.
- Подвести детей к пониманию того, что художники не просто изображают природу, но и передают свое отношение к изображенному.
Материал: иллюстрация картины И.Э. Грабаря « Зимний пейзаж», музыка А. Вивальди из цикла « Времена года» « Зима».
Методические приемы:
1. Вступительная беседа.
Ребята! Я хочу вам загадать загадку: где можно увидеть лес, в котором не пахнут ели или снег, от которого не холодно?
Вы не догадываетесь, я подскажу: на картинах художников-пейзажистов.
Человеку всегда было свойственно наблюдать за природой, стремиться выразить свое отношение к прекрасному, к увиденному. В пейзаже художник изображает природу так, как ее увидел только он один. И то особенное, что ему открылось, он вложил в своей картине в привычные очертания деревьев, снега, неба.
Сегодня я хочу предложить вам рассмотреть репродукцию картины И.Э. Грабаря « Зимний пейзаж».
- Восприятие картины ( Звучит музыка).
- Вопросы:
- Хотели бы вы сейчас отправится в этот зимний лес?
- Что вам нравится в изображенном на картине? Чем хочется полюбоваться?
- Где можно найти солнышко?
- Какая цветовая гамма помогает художнику выразить свое отношение к увиденному?
- Ребята! Рассмотрите снег, какого он цвета?
- Ввод.
И. Э. Грабарь через свою картину: « Зимний пейзаж» сумел нам передать свое восприятие природы и выразить прекрасные чувства к зиме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из опыта работы "Развитие нравственно - эстетических чувств через театрализованные игры"
Здесь представлен материал из опыта работы по нравственному воспитанию через театрализованную деятельность...
"Формирование и развитие эстетических чувств дошкольников в ходе занятий изодеятельностью"
Что подразумевает под собой эстетическое воспитание? Как способствовать возникновению эстетических чувств, развитию эстетического восприятия? Этим на основе своего опыта хочу поделиться с вами в стать...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ЧЕРЕЗ ПРИРОДУ"
КОНСУЛЬТАЦИЯ В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ....
Формирование эстетических чувств ребёнка посредством природы.
Статья "Формирование эстетических чувств ребёнка посредством природы"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развитие эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Дополнительная образовательная программа по кружковой работе опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, развитие абс...
Эстетическое развитие старших дошкольников через восприятие классической музыки
Для гармонического эстетического развития дошкольников необходима взаимосвязь с литературой и художественным искусством. Восприятие классической музыки может произойти через эмоции, но необходимо чтоб...
«Развитие нравственно-эстетических чувств через театрализованные игры»
Конспект занятия...