Дидактические игры по экологии в детском саду.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Разработаны в рамках реализации образовательного проекта «Экологическое воспитание старших дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malkina_d.i._ekologiya.docx | 18.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по экологии в детском саду.
“Что надо для гнезда»
Программное содержание:
1. Учить детей понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки.
2. Расширять круг представлений о зимующих и перелётных птицах. Активизировать словарь по теме «Птицы» : перелётные – аист, скворец, утка; зимующие – воробей, ворона, сова, дятел, синица.
3. Побуждать различать голоса птиц в грамзаписи.
4. Воспитывать интерес к окружающей природе, бережное, заботливое отношение к птицам.
Путаница. Дидактическое лото
Игра учит находить различные предметы по их контурным изображениям, развивает навыки классификации, зрительное восприятие, память и мелкую моторику. Элементы самопроверки позволят научить ребенка самостоятельно контролировать и анализировать свои действия.
Игра предназначена для детей 4-7 лет.
Дидактические игры: "Кто где зимует? ", "Раздели птиц на перелетных и зимующих"
Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
Дидактические игры: "Хорошо - плохо", "докажи, что это птица".
Цель: воспитывать познавательный интерес, воспитывать умение относить животных имеющих выделенные признаки к птицам.
.Дидактические игры: "Чей это домик", "Кто чей? ".
Цель: развивать умственные способности, доказательно строить суждения, определять, чей птенец.
Дидактическая игра «Улетает — не улетает». (Взрослый называет какую-нибудь птицу, а ребенок отвечает — улетает она на зиму или нет.)
Цель:воспитывать любовь ко всему живому, чувство необходимости помогать птицам в трудное для них время
Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию».
Цель: воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.
Взрослый описывает внешние признаки перелетной птицы, а ребенок называет ее.
Дидактическая игра «Чего не хватает? »
Цель: воспитывать любознательность, сочувствие; развивать связную речь;
Воспитатель выставляет силуэты птиц (без клюва, лап, крыльев, глаз, хвоста и т. д.) /
Дети должны сказать, чего не хватает у птиц.
Дидактическая игра «Сравни птиц»
Цель: обобщить знания детей о перелетных птицах, их повадках, образе жизни;
У воробья туловище мелкое, а у цапли. У воробья голова маленькая, а у цапли. У воробья клюв короткий, а у цапли. У воробья крылья узкие, а у цапли. и т. д.
Дидактическая игра «Кто как голос падает? »
Цель: развивать слуховое и зрительное внимание, мышление; развивать речь детей, обогащать их словарь;
Воробей — чирикает, ворона — каркает, голубь — воркует, синица — свистит, утка — крякает, соловей — поет, кукушка — кукует.
Дидактическая игра «Что лишнее»
Обычно эта игра применяется для развития мышления, но её можно использовать ещё и для развития зрительной и слуховой памяти, в зависимости от того, как преподносится материал – наглядно или на слух.
Цель: развитие зрительной и слуховой памяти и мышления, активизация словаря детей.
Оборудование :карточки с набором из 4-х слов (картинок) : три слова – одно обобщающее понятие, одно слово – другое обобщающее понятие.
Ход игры :Ребёнку предлагают послушать (посмотреть) и запомнить ряд слов (картинок). Время предъявления каждой картинки 1 сек. После предъявления картинки закрывают или убирают. Затем его просят повторить эти слова (назвать картинки). Далее ребёнку задаётся вопрос: «Как ты думаешь, какое слово (картинка) лишнее? Почему? ». Потом ребёнку предлагают вспомнить и перечислить остальные три слова (картинки). После этого ребёнку ещё раз предлагают перечислить весь ряд слов (картинок) в том порядке, как он предъявлялся.
Усложнение игры происходит за счёт увеличения количества запоминаемых слов или картинок, а также за счёт более тонкой дифференцировки обобщающих понятий (например, посуда – столовая, кухонная, чайная) .
Примерный перечень оборудования для игры
Домашние – дикие птицы
Курица, гусь, индюк баран
Утка, петух, павлин лошадь
Цыпленок, утенок, гусенок свинья
Птицы – звери
Страус, пингвин, аист дельфин
Дельфин, морж, осьминог пингвин
Д/и «Четвёртый лишний»
Цель:. развивать у детей познавательный интерес к жизни пернатых друзей, учить понимать образный смысл загадок.
1. заяц, ёж, лиса, шмель;
2. трясогузка, паук, скворец, сорока;
3. бабочка, стрекоза, енот, пчела;
4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
5. пчела, стрекоза, енот, пчела;
6. кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
7. таракан, муха, пчела, майский жук;
8. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
9. лягушка, комар, жук, бабочка;
10. стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.
Д/и «Летает, плавает, бегает»
Цель: продолжать закреплять знания детей о природе., развивать интерес к жизни пернатых
Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.
Дидактическая игра «Выложи птицу (животное, предмет) из геометрических фигур»
Цель: продолжать учить детей выкладывать изображения животных, предметов, явления природы и. д., используя геометрические фигуры; развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать.
Оборудование: карточки, набор геометрических фигур.
Педагог предлагает поиграть в игру, в процессе которой дети придумывают свои предметы и изображения, используя ранее полученные знания и умения.
Д/И «Кто потерял? »
Цель: продолжать знакомить детей в процессе игр с различными свойствами предметов, учить их учитывать эти свойства при выполнении игровых задач.
Научить детей распознавать, какой птице принадлежат перья (петух, гусь, павлин, утка) из данной коллекции.
Д/И «Исправь ошибку»
А недавно, ребята, на птичий двор к бабе Дусе приходил нерадивый художник. Посмотрите, каких нелепых птиц он нарисовал. Вы видели таких? (детям предлагаются картинки птиц, по которым они должны определить, какие ошибки допустил художник)
Д/и «Береги природу»
Цель: воспитывать чувство любви к родной природе;
На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.
Дидактическая игра «Кто где живет»
Цель: уточнить и расширить знания детей о птицахразвивать речь детей, обогащать их словарь;
Каждой паре достается конверт с карточками с изображениями птиц. Ребята должны определить место обитания этих птиц и расположить их под соответствующими моделями
«болото» - цапля, аист, журавль
«водоем» - лебедь, дикая утка, чайка
«лес» - кукушка, дятел, сова, клест, трясогузка, певчий дрозд
«город» - воробей, голубь, ворона
«птичий двор» - курица, гусь, индюк.
Дидактическая игра «Птичья семейка»
Цель: учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.
Петух – курица – цыпленок (цыплята)
Гусь - …. - ….
Селезень - … - … .
Индюк - …. - ….
Дидактическая игра «Кто как разговаривает»
Цель: развивать слуховое и зрительное внимание, мышление;
Утка (кря-кря) – крякает;
Гусь … .) - … .
Петух …. ) - ….
Курица) - … .
Дидактическая игра «Один – много»
Цель: закрепить знания о птицах, развивать логическое мышление
Цыпленок – цыплята
Курица - ….
Индюк - ….
Гусь - ….
Утенок - ….
Гусенок - ….
Дидактическая игра «Кто как передвигается»
Цель: развивать связную речь; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе
Утка (что делает) – ходит, плавает, летает;
Индюшка …. ) - ….
Курочка …. ) - ….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Игры по экологии в детском саду»
Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тай...
Игры по экологии в детском саду
Консультация для воспитателей ДОУ с обзором экологических игр в детском саду...
Консультация для педагогов по экологическому воспитанию "Игры по экологии в детском саду"
Игры по экологии в детском саду...
Консультация для воспитателей «Игры по экологии в детском саду»
консультации для воспитателей...
Консультация для воспитателей "Игры по экологии в детском саду"
В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружаю...
«Игры по экологии в детском саду»
laquo;Игры по экологии в детском саду»...
Консультация для педагогов «Дидактические игры по экологии в детском саду»
Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. ...