Путешествие по экологической тропе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Чистова Наталья Александровна

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 52»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Тема: «Искусственный водоем и его обитатели»

http://tvorikrasotu.ru/wp-content/uploads/2012/01/aa4d865e4c4e.jpg

старшая группа

воспитатель: Тихонова Н.А.

дата проведения: май 2014г

  Тема: «Искусственный водоем и его обитатели».

Цель: сформировать новые представления детей о жизни пресного водоема, как природном сообществе.

Задачи: познакомить с растительным и животным миром пресного водоема на примере ряски, водомерок, головастиков; развивать память, мышление, зрительное восприятие, познавательный интерес. Воспитывать заботу о водных обитателях и бережное отношение к природе.

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

– Рассматривание иллюстраций, картинок.

– Беседы с детьми о водной среде.

– Чтение познавательной литературы.

– Экскурсии к водоему д.Березняки.  

     

   Ход занятия:    

Дети подходят к искусственному водоему, созданному на экологической тропе детского сада.

Воспитатель: Дети, давайте вспомним, как называется водоем, созданный человеком, т.е. нами? Правильно, искусственный. Сегодня мы убедимся, что наш маленький пруд является природным сообществом. Как вы думаете, что такое сообщество?

Правильно, это «дом», в котором «дружно» живут и растения и животные. Назовите их.

В каждом доме есть хозяин. Вот и у нашего пруда есть хозяйка – Дюймовочка. Дети, посмотрите, у Дюймовочки есть сундучок. Интересно, что в нем лежит? (дети высказывают предположения). Обычно в сундучках хранят самое ценное, очень дорогое.

Дети открывают сундучок. В нем – карточки «Правила поведения на водоеме». (Рассматривают и называют).

Почему для хозяйки Дюймовочки это самое ценное? Что случится, если не соблюдать эти правила? ( ответы детей).

Конечно, обитатели водоема могут погибнуть, но мы с вами этого не допустим. Наш водоем уже заметили многие водные обитатели и поселились в нем. С некоторыми из них мы с вами сегодня познакомимся поближе.

Воспитатель приглашает детей к столу, на котором находятся прозрачные емкости с ряской, водомерками, головастиками.

Детям дается несколько минут для самостоятельного рассматривания (с помощью лупы). Воспитатель предлагает поделиться впечатлениями, дополняя ответы детей рассказом о данных обитателях пруда.

Водомерки – насекомые, которые живут на поверхности воды. Тело и кончики ног покрыты жиром, благодаря которому водомерки не смачиваются водой и приспособлены к скольжению по воде. При преодолении препятствий способны совершать скачки (прыжки). С наступлением холодов водомерки покидают водоемы и находят себе убежище под корой старых пней или во мху. Питаются комарами и другими мелкими насекомыми.

Ряска – так называют крохотные растеньица, плавающие на поверхности воды. Тело представлено зеленой пластинкой. Корень ко дну не прикрепляется.

Физкультминутка.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Бабочки летали, крыльями махали.

Дружно хлопаем, ногами топаем.

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно –

Вместе раз – это брасс.

Качаясь по волне – плывем на спине.

Вышли на берег крутой

И отправились домой!

Дети возвращаются за стол, рассматривают следующего обитателя.

Данила загадывает детям загадку:

Скачет зверюшка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар и мушка.

Лягушки живут и в воде и на суше, поэтому их называют земноводными. Весной, как и все животные, дают потомство. Лягушки откладывают икру в воде. Из икринок появляются хвостатые головастики. Дети их рассматривают, делятся впечатлениями. Постепенно у головастиков вырастут лапки, а хвост отпадет. И через несколько месяцев маленькие лягушата выйдут из воды (выпрыгнут).

Воспитатель предлагает поместить в искусственный водоем обитателей из емкостей (аккуратно, бережно).

Пока вода «успокаивается», а «новоселы обживаются», воспитатель предлагает поиграть в игру «Водяной».

Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами: Дедушка водяной,

Что сидишь ты под водой,

Выгляни на чуточку,

На одну минуточку.

Круг останавливается. Водяной встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Его задача - определить, кто перед ним. Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим.

 

Дети подходят к водоему, делают вывод, что мы сами создали условия, где совместно обитают растения и животные, все они тесно связаны между собой. Воспитатель сообщает, что мы будем наблюдать за ростом и развитием обитателей нашего пруда все лето, до наступления первых морозов. А вечером нас ждет интересное занятие, мы украсим наш водоем настоящими кувшинками.

Дети возвращаются в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий экологического развлечения Путешествие «На экологической тропе»

Сценарий экологического развлечения Путешествие «На экологической тропе»Экологическая тропа проложена по территории детского сада....

проект по экологическому воспитанию. Путешествие по экологической тропе.

Путешествие по экологической тропе вокруг детского сада....

Экологический проект во II младшей группе «Путешествие по экологической тропинке»

Главная задача пректа приобщение детей к пониманию и восприятию окружающей их природы....