Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы на тему «Необычная коллекция»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Яковлева Светлана Николаевна

коспект НОД "Необычная коллекция", составлен для подготовительной группы, образовательная область - познавательное развитие. На донном НОД дети знакомятся с многообразием музеев и музейнеых экспонатов, с историей возникновения чашки, ее усовершенствования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_neobychnaya_kollektsiya.rar814.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Центр развития ребенка - Детский сад № 51» города Бийска Алтайского края

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим

для детей подготовительной группы  

на тему «Необычная коллекция»

                

Выполнила:

старший воспитатель

Яковлева Светлана Николаевна

2014 г.


Тема: «Необычная коллекция»

Образовательная область: Познавательное развитие

Задачи:

  • Обучающая: Расширить представления детей о многообразии музеев и музейнеых экспонатов. Познакомить детей с историей возникновения чашки, ее усовершенствования. Закрепить знания детей о свойствах некоторых материалов (стекло, металл, бумага, пластмасса, дерево).
  • Развивающая: Продолжать развивать мыслительные операции (анализ, синтез классификация). Развивать навыки самоконтроля и  самооценки.
  • Воспитывающая: Продолжать воспитывать нравственные качества при работе детей парах: учить договариваться, выполнять до конца начатое дело, выполнять совместно. Стимулировать детей к собирательству различных предметов.
  • Речевая: Совершенствовать навыки диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.  Пополнить словарь: экспонат, коллекция, коллекционер, пиала. Продолжать учить делать простые выводы.

Оборудование: мультимедийная установка (ноутбук, проектор, экран), презентация «Из истории чашки», коллекция чашек, модели, разрезные на 2 части картинки «Чашки» по количеству детей.

Предварительная работа: обследование предметов быта, обсуждение с детьми функционального назначения предметов, материалов, из которых они изготовлены, свойств и качеств материалов.


Ход непосредственно образовательной деятельности:

Части НОД, методы и приемы

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности детей

1 часть вводная

Дидактическая игра на развитие речи

Беседа по вопросам

Сообщение новой информации

2 часть Основная

Демонстрация мультимедийной презентации

Активизация словаря через хоровое проговаривание

Демонстрация наглядных пособий

Мотивация на предстоящую деятельность

Проблемный вопрос

Рассказ взрослого и показ наглядной информации

Репродуктивный вопрос

Активизация словаря через показ наглядности

Упражнение на развитие воображения

Упражнение на развитие мышления

Этюд

Мотивация на предстоящую деятельность

Интерпретация моделей

Разъяснение взрослого

Контроль и оценка деятельности детей

3 часть - Заключительная

Самоконтроль и самооценка деятельности детей

Рефлексивные вопросы

Мотивация на предстоящую деятельность

Здравствуйте, ребята!

Я рада вас приветствовать  и предлагаю  начать с игры. Становитесь в круг.

Она называется «Подскажи словечко».

Дом из дерева какой?

Колесо из дерева?

Ложка из дерева какая?

А ложка из металла?

Ключ из металла?

Кольцо из металла?

А блюдце из фарфора какое?

Кувшин из глины?

Скатерть из ткани?

Конверт из бумаги?

- Молодцы, с этим заданием вы справились. Присаживайтесь на стулья. Располагайтесь удобно, спину выпрямите.

- Ребята, у меня к вам вопрос. Скажите, а вы бывали в музее?

Тогда вы точно знаете. А что такое музей? Подумайте (пауза). Так что такое музей?

- А какие еще предметы есть в музее?

- Давайте подведем итог, музей – это место, здание, учреждение, которое хранит и изучает  исторические памятники и редкие предметы. Те предметы, которые несут  культурную или историческую ценность для людей, для человечества, для каждого из нас.

Все предметы в музее называют экспонаты. В музее могут храниться самые разнообразные экспонаты. Если в музее хранится не один экспонат, а несколько, например, несколько картин, несколько самоваров, несколько драгоценных украшений, то эти группы предметов называют коллекцией. В музее может быть одна коллекция, а может быть много коллекций. Музеи есть в каждой стране мира. И коллекции в них собраны самые невероятные.

Давайте посмотрим на экран, я буду рассказывать и показывать.

Например, в России есть музей Деда мороза, вот интересно какие в нем экспонаты?! А еще есть музей игрушек, и даже музей валенка. В Америке есть музей телефонов, музей волос и даже музей бананов. В Германии музей обуви и шоколада. В Японии музей бумаги. Ну как понравилось?!

          

- Скажите, как назвать человека, который собирает коллекцию. Да, действительно, такого человека называют коллекционер.

- А может кто-то из вас или ваших родственников коллекционер, и него есть настоящая коллекция.

- А у меня она есть (пауза). Хотите посмотреть?  

(открываю чашки). Подходите ко мне.

(Дать время рассмотреть). Аккуратно, не разбейте.

- Нравится? Это моей соседки. А эта досталась мне от бабушки. А вот эта мне больше всех нравится.

- А хотите узнать, как давно появилась чашка, и для чего ее придумали люди. Давайте сядем на стулья, а к коллекции мы еще вернемся.

- В давние-давние времена чашки не было. А из чего люди пили напитки?

- Чашка появилась давно. Первые чашки делали из глины и дерева. Правда, первые глиняные чашки были не такие красивые и ровные, как сейчас.

Для красивого цвета и крепости, люди догадались добавлять в глину различные вещества, а получившийся материал стали называть керамикой. Позже появился фарфор. Фантазия человека безграничная. Он придумывал чашки разной формы, разного цвета и размера, из разного материала. Посмотрите, что из этого вышло (показываю на коллекцию рукой)

 - Скажите, а из чего можно пить напитки?

 А у чашки есть очень много родственников. Давайте я вам о них расскажу. Смотрите на экран.

- Это пиала – это сосуд для питья в форме небольшой чаши без ручки.

Стакан – обычно стеклянный сосуд, тоже без ручки.

Кружка  похожа формой на стакан, но она уже с ручкой.

Давайте немножко поиграем. Игра называется «Что было бы, если бы».

Что было бы, если бы все чашки исчезли?

Что было бы, если бы все ручки у чашек сломались?

Что было бы, если бы у чашек дно было как решето дырявое.

А если бы дна вообще не было вы бы что сделали?

Давайте поиграем в другую игру, эта игра называется «Хорошо - плохо».

Стакан из стекла хорошо, почему?

Стакан из стекла плохо, почему?

Металлическая кружка  это хорошо, почему?

Металлическая кружка плохо, почему?

А бумажный стаканчик хорошо или плохо?

- Встаньте на ножки. Отойдите от стула на шаг, не мешайте друг другу. Я вам предлагаю игру «Покажи, что назову». Я назову предметы посуды, а вы попытайтесь их изобразить. Итак:

пузатый чайник,

изящная маленькая чашка с изогнутой ручкой

разбитое блюдце

красивая ваза на тонкой ножке

сахарница с крышечкой

большая кастрюля

- А хотели бы вы прямо сейчас стать коллекционерами?

Вам нужно собрать коллекцию из трех чашек и поставить их на том столе на салфетке, которые я для вас приготовила. Собирать вы их будете парами.

- Я предлагаю вам тоже собрать коллекцию чашек. А кому какую я сейчас расскажу.

(совместное обсуждение моделей)

А теперь будем выбирать, кто какую коллекцию будет собирать. Маша подходи ко мне, с кем ты была в паре, выбирайте карточку и приступайте.

Будьте осторожны, некоторые чашки хрупкие и могут разбиться, держите их двумя руками и носите по одной.

- Ну, что собрали? Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Вам какие чашки надо было собрать? Как мы проверим? У меня есть пакетик чая, я его опускаю в чашку, его видно? Значит чашка  прозрачная.

- Все остальные проверьте себя сами. Оцените себя, при помощи этих фишек. Если вы считаете, что у вас все правильно, то такой жетон,  а если что-то не получилось, то такой жетон.

 (приглашаю детей сесть на стулья)

- Вам понравилось занятие? А что больше всего понравилось?

- Трудно было?

- А вы бы хотели уже с завтрашнего дня что-нибудь собирать, в группе или у себя дома? Тогда закройте глаза, и пофантазируйте, представьте, какая это будет коллекция, какие интересные и необычные предметы в ней будут. У всех разные, самые редкие предметы. Ну что, представили?

Теперь откройте глаза.

- Расскажи, акая у тебя будет коллекция?

- Молодцы, мне понравилось с вами работать, у нас все получилось. Спасибо за занятие.

(Дети стоят в круге)

- Здравствуйте!

- Деревянный

- Деревянное

- Деревянная

- Металлическая

- Металлический

- Металлическое

- Фарфоровое

- Глиняный

- Тканевая

- Бумажный

(Дети рассаживаются полукругом)

- Да

- Здание, где все собрано и др. варианты ответов детей

- Картины, украшения, монеты и т.д.

- Коллекционер

- (ответы детей)

- Да

- Да

- Из раковины, рога животных

- Из бокала, стакана, блюдца и др.

- Пить не из чего,  пили бы из ракушек, а можно самим сделать.

- Неудобно держать, а если чай горячий, то руки обожжешь

- На одежду напитки пролили бы, можно заткнуть можно, заклеить

- Видно, что  в него наливаешь, сколько наливаешь, красивый

- Разобьется, порезаться можно, ручки нет

- Не бьется, да крепкая

- Тяжелая, нагревается быстро, обжечься можно, ржавеет.

- Легкий, не бьется, мыть не надо. Рвется, промокает, неудобный

- Да

- (ответы детей)

(дети парами подходят и выбирают модели)

(детям, которые закончили, предлагаю налюдать )

- Прозрачные

- Что-нибудь в них положим

(дети берут жетоны, кладут их рядом с коллекцией)

- Да

- Собирать коллекцию, смотреть телевизор

- (ответы детей)

- Да

- (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы на тему: "Город Белгород и его Святыни"

Познакомить детей с достопримечательностями города Белгорода, с его памятниками и историей. Воспитывать любовь к родному городу, чувство уважения и гордости за родной край....

Образовательная деятельность по патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы на тему: "Город Белгород и его Святыни"

Познакомить детей с достопримечательностями города Белгорода, с его памятниками и историей. Воспитывать любовь к родному городу, чувство уважения и гордости за родной край....

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы на тему:"Большое путешествие по Африке".

Конспект предназначен для детей подготовительной группы. Цель: способствовать развитию познавательных интересов и коммуникативных навыков....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «МЫ – ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ»

Цель:Формировать  представления детей о многообразии природы.Задачи:1.     Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе2....