«Формирование у детей нравственной позиции по отношению к природе»
консультация по окружающему миру по теме
Проблема экологического воспитания в наши дни стоит весьма остро. Приоритетным направлением в экологическом воспитании дошкольников должно стать нравственное воспитание. Ибо именно гуманные чувства лежат в основе отношения человека к миру природы окружающего его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda.docx | 17.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование у детей нравственной позиции по отношению к природе».
Природа – не беспредельный склад, запасы его истощены, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.
Это необходимо воспитывать у детей с ранних лет жизни. Заботливое отношение к животному и растительному миру прививают с целью развития нравственных чувств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребёнка противоречиво. Дети часто совершают отрицательные поступки – рвут цветы и тут же бросают их, мучают животных. Ребёнок может не обидеть котёнка, но и не поможет ему, не будет ломать ветки, но и не подвяжет сломанные. В связи с этим, при ознакомлении детей с природой, перед педагогом стоят следующие задачи:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы.
- Развивать интерес к родной природе.
3) Формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять её от разрушения.
Знакомя детей с природой, педагог должен не только сообщать конкретные сведения, но и пробуждать в душе ребёнка гуманные и эстетические чувства.
Интерес к природе появляется уже в младшем дошкольном возрасте. Малыш удивляется, встречая новый цветок, незнакомое животное, первый снег, бегущие ручейки. С детьми трёх – четырёх лет проводят целевые прогулки. Они кратковременны, но разнообразны по тематике: особенности погоды, наблюдения за растениями, животными. Постепенно границы наблюдений расширяются; воспитатель рассказывает об элементарных правилах бережного отношения к природе ( не поставили сорванный цветок в воду- он завял). Малышей учим, чтобы сохранить растение, за ним нужно ухаживать, поливать. Эти первые трудовые поручения формируют заботливое отношение ко всему живому. Полезно малышам наблюдать за трудом старших дошкольников: это воспитывает такие нравственные качества, как трудолюбие, заботливость, чуткость.
В старшем дошкольном возрасте перед педагогом стоят следующие задачи: прививать любовь к природе, формировать умение выражать чувства в делах, в разном слове, в рисунках, воспитывать отрицательное отношение к уничтожению живой природы. Понимать недопустимость жестокого обращения с животными.
В старшем дошкольном возрасте при ознакомлении с природой по-прежнему основными являются методы непосредственного общения с ней: прогулки, экскурсии, наблюдения. Детей старшего возраста необходимо приучать к тому, чтобы не рвать растения, не топтать их, не составлять из них большие букеты, так как сорванное растение не даёт семян и из них не будет других растений, а многие из них являются пищей для животных и лекарством для человека и животного. В старшем дошкольном возрасте проводят беседы о рациональном труде людей по преобразованию природы. Эти занятия несут воспитательную нагрузку, так как учат бережно относиться к окружающей среде. Рассказываем об охране природы, о создании заповедников, знакомим с Красной книгой. Детям предлагаем рассказать о животных, которые живут у них дома, как дети о них заботятся, ухаживают. Предлагаем детям составить рассказ о своём питомце, нарисовать рисунок. Здесь задача развития речи связана с задачами нравственности.
Для решения данной задачи используем художественную литературу. При чтении, заучивании, пересказе произведений мы используем положительные и отрицательные примеры, дети делают самостоятельные умозаключения. Детям этого возраста уже доступны более сложные стихотворные произведения. Чтение, драматизация стихов вызывает у детей эмоциональный отклик. С интересом делают поделки из природного материала.
Решение данной задачи зависит и от согласованности детского сада и семьи. Необходимо заинтересовать родителей, проводя разнообразные формы работы с ними (экологические викторины, совместные проекты, прогулки, экскурсии с детьми, чтение книг о животных, просмотр передач).
В заключении хотелось бы сказать о том, что работа по экологическому воспитанию показала, чтобы к детям пришло понимание природы, мало
дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать и слышать природу. Хочется верить, что наши дети вырастут добрыми, чуткими, умеющими видеть прекрасное в окружающей жизни, ценить и беречь природу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе через экологическую сказку.
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности...
«Формирование у детей нравственных качеств и дружеских отношений»
Как же развивается удивительный феномен дружбы в дошкольном возрасте?...
Консультация для родителей «Формирование у детей заботливого и бережного отношения к природе».
На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем является дегуманизация общества в целом, в том числе обесценивание таких нравственных ценностей, как проявление заботы друг о друге, об о...
Cтатья "Влияние экологической сказки на формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе"
Влияние экологической сказки на формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе...
Формирование у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе.
Формирование у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе....
Формирование у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе.
Формирование у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе....
«Формирование нравственного и ценностного отношения к природе у дошкольников.»
Природа- самое удивительное явление на свете. Как передать истинную любовь к живым созданиям, научить ребёнка необходимости защищать и охранять красоту нашего мира, уметь любоваться, наблюдать и восхи...