Формирование у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе.
методическая разработка (средняя группа)
Формирование у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_u_detey_doshkolnogo_vozrasta_berezhnogo_otnosheniya_k_prirode.docx | 16.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе.
Бережное отношение к природе связано с развитием наблюдательности, т.е. воспитывая чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы ребенок не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе. Формирование бережного отношения к природе зависит и от способности эстетически воспринимать ее, т.е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений - неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, высказывать оценочные суждения, связанных с переживанием красоты наблюдаемых явлений. Формируя бережное отношение к природе, следует руководствоваться тем, что отношение к природе является отношением к самому себе, ведь человек живет в природе, а природа живет в человеке. Целью морально-ценностного отношения к природе является воспитание ощущения ценности жизни, уникальности каждой формы его проявления. Бережное отношение к природе как составляющая экологической культуры личности формируется в процессе социального развития ребенка, и является, усвоением социально-исторического опыта в процессе активного взаимодействия с природой, которая способствует формированию личностного опыта. Морально-ценностное отношение к природе предусматривает целеустремленное развитие моральных чувств, формирование морального сознания и овладение навыками и привычками морального поведения. Моральные чувства - обязательная составляющая морально-ценностного отношения, которая проявляется в виде переживания ребенком разных аспектов взаимодействия с другими людьми, объектами и явлениями окружающей среды, гуманного отношения к себе и окружающей среде. Моральными чувствами являются сочувствие, сопереживание, жалость, страх за других. Если у ребенка сформированы начала моральных чувств, то он будет понимать другого, а, следовательно, будет жалеть, будет сочувствовать и, главное будет пытаться помочь, защитить. Природа является носителем прекрасного благодаря своим цветам, звукам, формам, запахам, движениям. Дети дошкольного возраста со своими психологическими особенностями эмоционально чувствительны к яркому, необычному, выразительному. Поэтому открываются широкие возможности для воспитания у дошкольников бережного отношения к природе. Дети дошкольного возраста, учитывая их психологические особенности, а также упущения в воспитании, часто требуют от взрослых некоторой покладистости относительно себя, не задумываясь о последствиях для живых существ окружающей среды. Поэтому детям необходимо объяснить, что растения и маленькие животные беззащитны, а они, то есть дети, более сильные. При этом внимание малышей нужно акцентировать не на их преимуществе, а пытаться вызывать сочувствие, стремление защищать растения и животных. Осознание ребенком своей позиции возвеличивает его в собственных глазах, он сильнее и умнее других существ, поэтому должен заботиться о них. Детям необходимо на примерах показать, что растения беззащитны - не издают звуки, не двигаются, не защищаются. Поврежденное или сломанное растение не может развиваться, как здоровое, его рост прекращается. К сожалению таких случаев, много: сломаны ветки на дереве, повреждена кора, куча мусора в лесу и тому подобное. Следует направлять внимание детей на изменения, которые произошли с тем или другим растением, а также выяснить их причины. Беззащитными чувствуют себя насекомые, птицы, детеныши домашних животных и др. Детям, которые наблюдают за муравьями, жуком-солнышком, другими насекомыми, можно положить свою руку рядом с существами и сравнить их по размерам. Самый маленький ребенок против муравья или бабочки - почти великан, поэтому может нанести им вред. Внимание детей стоит привлечь к поведению птиц, когда они клюют зерна. После каждого зерна они пугливо оглядываются и, почувствовав опасность, взлетают, даже когда очень голодные. Для любого существа жизнь и воля самые дорогие. А отсюда правило: «Наблюдая за животными, стой тихо». Для воспитания у детей бережного отношения к живым существам очень полезны жители уголка природы и домашние животные. Периодически осматривая растения, внимание детей необходимо привлечь к цвету и упругости листьев растений, чистоте перьев или шерсти животных, их поведения (весело щебечут, играются, чистятся и тому подобное). При этом нужно отметить, что их самочувствие и жизнь полностью зависят от нас - людей. Важной составляющей бережного отношения к природе является формирование у детей этических представлений о добре и зле, воспитание доброжелательного, заботливого отношения к живым существам. Дети часто слышат от взрослых: Не «обижай животное», не «трогай растение» и другое. Такими запрещениями не воспитать гуманной личности. Ребенок должен понять и усвоить этические нормы человеческих поступков, уметь предусматривать возможные последствия. Детям свойственно сначала оценивать поступки других, а в дальнейшем и собственные. Поэтому дошкольников необходимо знакомить с этическими нормами касательно объектов окружающей среды, обсуждать поведение ровесников, поступки персонажей специально подобранных художественных произведений. Использование таких приемов содействует развитию у детей самокритичности, умение анализировать свои поступки, сравнивать их с поступками других. Сформированные этические представления могут быть реализованы в поведении детей только с условием, когда моральными нормами в своей деятельности, быту руководствуются взрослые, прежде всего - родители. Если поведение родителей, воспитателя противоречит этическим представлениям ребенка, то сознание его раздваивается: так должно быть, но делать так не обязательно. Бережное отношение к природе предусматривает формирование способов морального поведения и деятельности детей, умения руководствоваться этическими представлениями в конкретных поступках. Моральные поступки - беспокойство о животных и растениях, которые есть в доме, уголке природы детсада, в ближайшей окружающей среде - начало создания активных ценностей. Сначала дети присматривают за живыми существами вместе с взрослыми, выполняют несложные поручения. Научившись создавать условия для нормальной жизнедеятельности домашних жителей, дети самостоятельно будут заботиться о них. Труд детей должен находиться в поле зрения взрослых. Учитывая психологические особенности дошкольников, взрослые имеют возможность систематически и осмысленно оценивать их деятельность. Для детей похвала является лучшим стимулом, чем осуждение. Благодаря прогулкам в природу дошкольники упражняются в моральном поведении. Одно из важных заданий - не только научить ребенка заботиться о живых существах, но и создавать условия для их жизни в естественном окружении, своевременно заметить животного или растение, которое нуждается в помощи. Воспитатели и родители, уделяя внимание специально организованной деятельности, почти не интересуются повседневным поведением детей в окружающей среде. Поэтому ребенок может действовать согласно с этическими представлениями, получая одобрительную оценку взрослых, но социальные нормы еще не стали его моральным сознанием. Именно перенесение моральных норм во внутренний мир личности является определяющим в воспитании морально-ценностного отношения к объектам и явлениям окружающего мира. Моральные действия ребенка относительно любого растения и животного (на улице, в лесу, на лугу и так далее), когда нет контроля со стороны взрослого, свидетельствуют об уровне сформированности у него бережного отношения к природе. Иногда можно наблюдать, как ребенок заботится о растении или животном дома, а в естественном окружении наносит вред живым существам. Поэтому мы, взрослые, должны следить, чтобы ребенок с раннего возраста сочувственно, гуманно относился к любой форме жизни, чтобы дети привыкали и приучались заботиться обо всём, что видят вокруг себя, беречь не только свою красивую игрушку, но и всё, что их окружает - в природе всё красивое и интересное. Николаева С.Н., Саморукова П.Г. выделяют три задачи для воспитателя, знакомящего детей с природой: - формирование у детей элементарной системы знаний о природе; - формирование трудовых навыков и умений в природе; - формирование у детей любви к природе. Таким образом, бережное отношение к природе - это компонент экологической культуры, которую необходимо формировать у дошкольников.
Литература
1. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. - М.: Педагогическое общество России, 2003.
2. Прокопова А. Формирование заботливого отношения к природе // Дошкольное воспитание. – 2009. - №8. - С. 86-91.
3. Рыжова Н.А. Наш дом - природа. Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2003. - №5. - С. 26-34.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе через экологическую сказку.
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности...
Консультация для родителей «Формирование у детей заботливого и бережного отношения к природе».
На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем является дегуманизация общества в целом, в том числе обесценивание таких нравственных ценностей, как проявление заботы друг о друге, об о...
Cтатья "Влияние экологической сказки на формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе"
Влияние экологической сказки на формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе...
Презентация для воспитателей "Формирование представления у детей младшего дошкольного возраста бережного отношения к природе"
Презентация для воспитателей...
План по самообразованию по экологическому воспитанию дошкольников на тему: «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста бережного отношения к природе посредством дидактических игр».
В документе предтавлен план по самообразованию на год во второй младшей группе на тему: «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста бережного отношения к природе посредством дидактических ...
Формирование у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе.
Формирование у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе....
Воспитание у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе.
В презентации раскрываются цель, задачи, методы и средства экологического воспитания дошкольников....