"Подарок от хозяйки Медной горы" (развитие познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ)
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме

Лиманская Марина Юрьевна

Образовательная область "Познавательное развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podarok_ot_hozyayki_mednoy_gory.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. 

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования, вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

Исследовательская деятельность является одним из самых эффективных путей развития потенциала личности.

Любопытство и осмысленность восприятия  окружающего мира у дошкольников даёт толчок мышлению, развитию любознательности, что приводит к зарождению исследовательской деятельности.

Основное значение  в познании дошкольником окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление и воображение. Они дают ребенку возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности. Пользуясь образным мышлением, изучая заинтересовавший их объект, дошкольники могут обобщать свой собственный опыт, устанавливать новые связи и отношения вещей, если ребенок действительно заинтересован в данном объекте, то он может без особого труда усваивать полученные понятия о нем и научиться использовать их при решении исследовательской деятельности. Отсюда начинают закладываться основы логического мышления.

Овладевая исследовательской деятельностью, ребенок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности. На первоначальном этапе своего развития исследовательская деятельность ребенка характеризуется направленностью на особенности предметов, на выбор (поиск) предметов с заданными свойствами. Наблюдаются практические действия – ориентировочно-исследовательские.

А в последующем в исследовательской деятельности  доминирует познавательный мотив, а не практический. Ребенок выполняет эту деятельность не потому, что ему важен процесс или результат, а потому, что ему «это очень интересно». Цель и мотив деятельности ребенка слиты и выступают как направленность сознания и мышления на предмет или объект, именно на этом этапе ребенок осмысленно принимает познавательную задачу.

Познавательная направленность ребенка позволяет ему черпать различные сведения из окружающей действительности о тех или иных явлениях действительности, с которыми он сталкивается на каждом шагу. Однако, знания, которые получает ребенок таким путем, усваиваются хуже.

Поэтому для овладения ребенком не только способности выявлять особенности предметов, но и приобретения умения их сопоставлять, устанавливать сходства и различия, связи между ними, осуществлять многосторонний анализ на уровне видовых понятий и родовых обобщений и пр. необходимо осуществлять целенаправленный и педагогически-организованный процесс.

Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

В сознании ребёнка постепенно  меняется картина мира. Она становится более адекватной и целостной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи, взаимообусловленности. В результате происходит непрерывное и постоянное перестроение, переосмысление и осознание ребенком окружающего мира.

        В данной методической разработке непосредственно образовательной деятельности (НОД) используется исследовательская технология на основе развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования. НОД для детей старшей группы ДОУ. Основными целями являются создание условий для развития познавательно-исследовательской деятельности детей, формирование у них познавательных умений и навыков исследования и экспериментирования, развитие познавательного интереса, любознательности и познавательной мотивации, наблюдательности, восприятия, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки исследуемого предмета.

         НОД состоит из трёх частей. I часть – организованная: сюрпризный момент (шкатулка с камнями) и предложение воспитателя поиграть в учёных. II часть – основная: экспериментирование с камнями. Дети исследуют камни, размышляют и делают выводы. III часть – рефлексия: дети на «учёном совете» подводят итоги. В НОД используется ИКТ  во время  показа физкультминутки-видео. Результативность данной разработки – это достижение основных целей.

Непосредственно-образовательная деятельность

дошкольников старшей группы

Тема: «Подарок от хозяйки Медной горы» 

(развитие познавательно-исследовательской деятельности) Образовательная область «Познавательное развитие»

Цели:

  • Создать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности детей.
  • Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями, учить классифицировать камни по разным признакам.
  • Развивать познавательный интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию, наблюдательность, восприятие.
  • Развивать способности анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки камней.
  • Воспитывать умение видеть в камнях красоту, побуждать устанавливать взаимозависимые связи между явлениями и объектами неживой природы.
  • Формировать у детей познавательные умения и навыки исследования и экспериментирования.

Словарная работа: развивать речь детей (умение строить сложносочинённые предложения), умение высказывать мысли логично. Обогатить словарь названием камней.

Планируемый результат: дети проявляют любознательность и интерес к неживой природе, задают вопросы взрослым, интересуется причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумать объяснения явлениям природы. Склонны наблюдать, экспериментировать.

Материал: разнообразные камни, мисочки с водой, лупы.

Оборудование: проектор, экран.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, прогулки, экскурсии с целью поиска камней.

Содержание организованной образовательной деятельности.

I часть. Сюрпризный момент. Дети заходят в группу и видят на столе шкатулку.

Воспитатель: «Ребята, кажется, нам кто-то прислал подарок. Давайте посмотрим: что здесь?»

Дети: «Это камни!»

Воспитатель: «А что вы можете сказать о них?»

Дети: «Они разные!»

Воспитатель: «А, как вы думаете, кто бы это мог нам сделать такой подарок?» (Ответы детей). Наверное, сама хозяйка Медной горы постаралась. Здесь есть даже записка: «Любознательным ребятам-дошколятам! За то, что интересуетесь моими камушками. Хозяйка Медной горы».

Ребята, а вы хотите поиграть в учёных? (Ответы детей). Нам надо выяснить, какими свойствами и особенностями обладают камни.

Дети надевают белые халаты и рассаживаются за рабочие столы.

II часть. Экспериментирование.

   1. Давайте изучим камни. Рассмотрите их внимательно. Какими бывают камни? Что можно сказать об их размере? (Ответы детей). Найдите самый большой и самый маленький (самый красивый и самый невыразительный) камень.

Дети обосновывают свой выбор.

Вывод: Камни бывают: большие и маленькие, красивые и невыразительные.

   2. Выложите в ряд – от самого большого к самому маленькому, от самого шершавого до самого гладкого (упражнение на сенсорное развитие).

Вывод: камни бывают разной шероховатости.

   3. Закрыть глаза и на ощупь выбрать самый гладкий, самый круглый, потом самый неровный.

Самый круглый камешек – это морской (галька). Почему у неё нет острых углов? (Ответы детей).

Вывод: Камень можно источить (вода точит камень).

   4. В одну руку взять камешек, в другую пластилин. Сжать обе ладони. Сравнить, что произошло с камешком, а что -  с пластилином. Почему? (Ответы детей).

Попробуем постучать комочком пластилина о камень и двумя камнями друг о друга. В чём разница? (Ответы детей).

Вывод: Камень твёрдый, твёрже пластилина. Камни при  стуке друг о друга издают громкий стук, а с пластилином – глухой звук.

    Физкультминутка-видео (ИКТ)

   5. Что будет, если положить камень в воду? (Ответы детей). Он утонет? Будет плавать? Возьмём кусок гранита и окатыш керамзита. Сравним их по весу, затем одновременно опустим в воду. Что произошло? Почему? (Ответы детей).

Вывод: Камни не плавают, в керамзите много пузырьков воздуха, поэтому он не тонет.

   6. Опустим в миску ещё несколько камешков. Потрогаем их  в воде и вынем. Что изменилось? Какого цвета мокрые камни по сравнению с сухими? Какие из них красивее? (Ответы детей).

Вывод: У мокрых камней окраска ярче, насыщенней. Они очень красивые.

   7. Потрогать разные камни: холодные они или тёплые? Зажать камень в кулаке: стал ли он теплее? (Ответы детей).

Вывод: Камень нагревается.

   8. Рассмотреть камешек через лупу. Что видно? (Ответы детей).

Вывод: На камушках видны узоры, кристаллики, трещины.

III часть. Рефлексия.

Дети садятся на стульчики полукругом.

Воспитатель: «Учёный совет собрался для подведения итогов нашего экспериментирования».

Дети делают выводы о разнообразии камней, их свойствах и особенностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...