"Зима. Зимние Забавы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект занятия по ФЦКМ старшая группа (формирование целосной картины мира)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima._zimnie_zabavy_1.docx8.95 КБ

Предварительный просмотр:

Познание.

Формирование целостной картины мира

в старшей группе

«Зима. Зимние забавы»

Подготовила воспитатель

Охотникова Елена Владимировна

Тема: «Зима. Зимние забавы».

Лексическая тема: Зима. Зимние забавы

Программные задачи: формировать представление детей о зимних явлениях в живой и неживой природе. Расширять кругозор детей, пополняя их словарный запас. Показать взаимосвязь изменений в природе зимой. Развивать память, мышление. Воспитывать интерес к играм зимой.

Словарь: мороз, лепить, санки, снежная крепость, дружно, весело.

Оборудование: игрушка – Незнайка, картинки с изображением зимней природы.

Ход занятия.

  • Вводная часть.
  • Организационный момент.

         В – ль: Ребята, когда я сегодня шла в детский сад, то по дороге встретила Винни-Пуха. Он шёл к нам обиженный, грустный.

         Что  случилось, Винни? Может тебе нужна помощь?

         Винни-Пух: В нашем лесу надо мной все смеются. Они говорят, что я многое не знаю, иногда что – то путаю.

         В – ль: Ты не расстраивайся, Винни, оставайся с нами, узнаешь много нового и интересного. А когда придёшь в свой лес, то расскажешь всем своим друзьям, что ты узнал.

         Винни Пух: А я знаю приметы зимы. Зима – это, когда распускаются почки, появляется травка, поют птички.

         В – ль: Правильно ли говорит Винни-Пух?

         Дети: Нет, это происходит весной.

         В – ль: Что такое за окном?

                      Сразу в доме посветлело.

                      Это снег лежит ковром,

                      Самый первый, самый белый.

  • Основная часть.
  • Знакомство с признаками зимы.

 В – ль: Вот, что такое зима. Зима - это самое холодное время года. Перелётные птицы улетели в тёплые края, деревья стоят голые, только ели и сосны зелёные. Солнце светит не часто и не так ярко, как летом, поэтому с каждым днём становится всё холодней. Замерзают лужи, реки, озёра, идёт снег. Природа замирает. Под снегом зимуют семена трав, цветов, луковицы растений, корни деревьев. Насекомые спрятались в трещины коры деревьев и кустарников, под листья, в землю.

         Винни-Пух: Вспомнил, зима длится – март, апрель, май.

         В – ль: Опять, Винни, ты всё перепутал. Зима длится – декабрь, январь, февраль. Сейчас какой месяц?

         Дети: Декабрь.

         В – ль: Правильно, декабрь. А это значит, что бывает только зимой?

         Дети: Снег, мороз.

         В – ль: Какая погода зимой?

         Дети: Холодная, вьюжная, морозная, снежная.

         В – ль: Винни-Пух, когда ты жил в своём лесу, дома у тебя на окнах были нарисованы узоры?

         Дети: Да, и очень красивые. Кто их нарисовал, я не знаю.

         В – ль: Так вот, эти узоры нарисовал невидимый художник. А зовут его «мороз». Он приходит в дома ночью, когда все спят и начинает свою работу, а утром люди просыпаются и радуются рисункам на окнах. Узоры на окнах нарисованы не красками, а льдом. Прикоснёшься к нему пальцем и лёд тает.

         В – ль: Винни, а тебе не холодно? Сейчас зима, а ты совсем раздетый.

         Винни: Зимой ничего не надо одевать, только майку, шорты и босоножки. Я одет по погоде.

         В – ль: Нет – нет! Винни-Пух, ты не прав. Ребята, так как одет Винни- Пух , когда одеваются?

         Дети: Летом.

         В – ль: Что же нужно надевать холодной зимой?

         Дети: Шапку, шубу, тёплые сапожки, варежки и шарфик.

         В – ль: Понял, Винни-Пух. Вот, если ты пойдёшь с нами на прогулку, мы тебе поможем одеваться.

         Винни-Пух: Ой, столько много одежды надевать. Пока оденешься, и вечер настанет, я поиграть не успею. Да вы сами сказали, что зимой очень холодно. Лучше я буду в комнате играть.

         В – ль: Винни-Пух, зимой дни становятся короче, а ночи длинней, солнышко светит редко и не так тепло, быстро наступает вечер, становится темно. Но,  наши ребята, успевают и позаниматься и поиграть. Правда, ребята?

         Дети: Да.

         Винни Пух: А во что вы играете?

         Дети: В разные игры.

         В – ль: Винни, ребятам так нравится зима, они даже не хотят уходить с прогулки. На улице так красиво.

                                               С неба падают зимой

               И кружатся над землёй

                                               Лёгкие, пушистые

                                               Белые…(снежинки).

         Винни Пух: Знаю, знаю. Я, когда – то зимой столько много снежинок набрал и даже сделал букет.

         В – ль: Винни, что – то сегодня всё перепутал. Зимой можно кататься на санках, на лыжах и коньках, играть в хоккей, рисовать палочками на снегу, строить крепости из снега. Вы, наверное, помните ребята, что когда идёшь по снегу в морозный день, а из – под ног слышится странный звук. Вы знаете, что это? Волшебный снег, какой?

         Дети: снег скрипучий, хрустящий, пушистый, белый.

         В – ль: Почему снег блестящий? Может его Мороз – волшебник лаком покрыл? ( дети высказывают своё мнение). Мы с вами уже говорили, что зимой солнце светит мало, но всё равно попадает на снежинки и они блестят, искрятся. Когда на улице нет ветра, снежинки тихо-тихо падают на землю, а только дунет ветерок, полетели снежинки, закружились в хороводе, попадая нам, то на нос, то на шею. (Давайте и мы с вами превратимся в снежинок и полетаем: 1 -2 -3 покружились и в снежинок превратились).

  • Физминутка.

         В – ль: Что же будет со снежинкой, если она упадёт нам на тело?

         Дети: Снежинка растает.

         В – ль: Правильно! Послушайте стихотворение.

                                           Белая узорная,

                                           Звёздочка – малютка.

                                           Ты слети мне на руку,

                                           Посиди  минутку.

                                           Покружилась звёздочка,

                                           В воздухе немножко,

                                           Села и растаяла,

                                           На моей ладошке.

        В – ль: О чём это стихотворение?

        Дети: О снежинке.

        В – ль: Видишь, снежинка в руках тает, букет нельзя из них собрать. Какими словами сказано про снежинку? Какая она?

        Дети: Белая, узорная, звёздочка – малютка.

        В – ль: Видите, ребята, как поэт красиво описывает снежинку. Снежинки летают, летают, покрывая землю, деревья снегом. А что же происходит зимой с деревьями?

        Дети: Деревья спят.

        В – ль: Правильно! Снег укрыл их и они заснули. Как вы думаете, снег приносит пользу?

        Дети: Да, приносит.

        В – ль: Мы знаем, что большое количество снега, выпавшего на землю, может привести вред: машинам, пешеходам трудно идти, погибнут растения. Но снег, ребята, может приносить пользу. Чтобы росли деревья, кустарники, цветы, которые остались зимовать в земле, необходимо вода. Откуда берётся вода? Она поступает в землю с дождём, тающим снегом, потом просачивается сквозь поверхность земли и так поступает ко всему живому. Снег не просто падает на деревья, травку и цветы. Он служит им одеялом. Он укрыл их, и им стало тепло, ни какой мороз и стужа не страшен. А с наступлением весны, этот снег растает и получится вода, которая нужна для орошения полей.

        Винни Пух: Я теперь знаю, что такое снег? Помню, когда – то мне рассказывал мой дед, что они воду брали из снега, растапливали снег, кипятили на огне и пили. А для чего ещё нужен снег?

        В – ль: Наши ребята, очень любят играть со снегом, строят крепость из снега, лепят снеговиков. Чтобы построить снежную крепость, сначала нужно слепить маленькие комочки, потом ребята покатают их по снегу и получается большой снежный ком. А, если поставить рядом несколько таких снежных и получится снежная крепость. Как интересно смотреть друг на друга через стенки ледяной крепости, которую легко сделать снежной, только нужно облить водой её. Тогда крепость станет твёрдой и прозрачной.

        В – ль: Наши ребята, Винни, много зимних игр знают – это катание на санках и игра в снежки. Очень любят ребята сбивать сосульки с крыш. Знаете ребята, как получаются сосульки. Когда пригреет солнышко, снег на крыше начинает таить, капать с крыш, а потом, когда станет холодно, водичка, которая капала с крыш, превратится в сосульку. Сосульки бывают разные: большие и маленькие.

        Винни пух: Этого я не знал.

        В – ль: Чего только ребята не придумают зимой. Очень нравится им съезжать вниз по ледяной горке. Такой смех слышится вокруг.

        ВинниПух: Теперь я всё знаю о зиме, что зима – это чудесное время года. Много радости и смеха приносит она.

  • Заключительная часть.

       В – ль: Про зиму написано много книг, художники пишут картины. Всем весело зимой, потому что приходит Новый Год, а вместе с ним Дед Мороз с ёлочкой и подарками, и Снегурочка со своими подружками – снежинками и лесные жители. И все вместе веселимся на Новогоднем празднике.

       В – ль: Пойдём, Винни, с нами на прогулку, ребята покажут, как они строят крепости, катаются на санках. Тебе это понравится.

Список использованной литературы

1.Скоролупова О.А. Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Зима». – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексно-обобщающего занятия в подготовительной группе "Зима.Зимние забавы"

Конспект комплексно-обобщающего занятия в подготовительной группе по теме "Зима.Зимние забавы" включает в себя различные виды деятельности.При проведении занятия решаются следующие программные задачи:...

Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной к школе группе по теме "Зима. Зимние забавы"

Мероприятие проходит в форме  диалогически проблемной  игры, расширяет знания воспитанников о зимних изменениях в природе, активизирует речь, мышление....

"Зима. Зимние забавы"

конспект логопедического подгруппового занятия.цель: обощение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.занятие продготовлено с использованием интерактивной доски, можно использовать фланелегра...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ «Зимушка – зима. Зимняя забава - снеговик». Подготовительная группа

Данный материал представляет собой конспект совместной деятельности педагога с детьми по лексической теме "Зима. Зимние забавы."Педагогом ставятся задачи:1Формировать умение поддерживать речевое общен...

Зима. Зимние забавы и зимние виды спорта.

Вашему вниманию представлены две презентации, которые помогут Вам организовать занятия по окружающему миру, закрепить признаки зимы, пополнить и активизировать словарный запас детей. Можно презентацию...

Календарное планирование на две недели на темы: "Зима.Зимние забавы","Зимушка-зима,в гости к нам пришла" 2мл.гр.2017-2018уч.г

Календарное планирование на две недели по ФГОС с целями и задачами,индивидуальной работой....

Как много интересного бывает зимой. ( Зимние забавы, зимняя одежда, обувь)

конспект НОД по познавательному развитию Лексическая тема "Зима. Зимние забавы"...