Знакомство с профессией вулканолог
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Это открытое занятие я проводила на старшей группе в другом детском саду
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Извержение вулкана»
Цель: познакомить детей с природным явлением – извержением вулкана, профессией вулканолога.
Задачи:
- Формирование представлений о прошлом планеты Земля и профессии ученого- вулканолога; ознакомление со строением вулкана и представлениями людей о вулканах в древности; расширение словарного запаса на основе формирующихся у детей представлений о мире; активизация словарного запаса в речевой практике: вулкан, кратер, жерло, лава, пемза, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан, вулканологи.
- Развитие познавательной активности, формирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности с помощью использования карточек-схем, моделирования; формирование опыта соблюдения правил техники-безопасности во время проведения опытно-экспериментальной деятельности.
- Воспитание стремления у ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми; равноправных, доброжелательных отношений между сверстниками; волевых качеств (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).
Оборудование: картинки с изображением вулканов; поддоны; презентация, видео о вулканах; сода; лимонная кислота; жидкий пищевой краситель оранжевого цвета (или сок свеклы); моющая жидкость; ложки; стаканчики с водой; салфетки.
Предварительная работа: изготовление макета гор, конуса из картона для каждого ребёнка.
Методы и приёмы:
- словесные: беседа, вопросы, рассказ воспитателя, указания, чтение энциклопедического материала, педагогическая оценка.
- наглядные: рассматривание иллюстраций, просмотр видеосюжета, использование карточек-схем.
- практические: элементарные опыты, моделирование.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Меня зовут Альбина Анатольевна. Я рада встрече с вами. Я знаю, что со своими воспитателями вы знакомитесь с различными профессиями. А сегодня я вам расскажу об удивительной и увлекательной профессии, о которой вы еще не слышали.
Прошу пройти в наш кинозал. Рассаживаетесь поудобней, мы начнем. Ребята, кто из вас знает, какой была наша Земля много миллионов лет назад? На что она была похожа? (слайд№1)
Правильно наша земля была похожа на раскалённый огненный шар. А почему?(слайд№2) Да солнце грело сильно, извергались вулканы.(слайд№3)
Ребята, а что такое вулкан? Кто знает?
Воспитатель: А хотите, я расскажу вам легенду о том, как появился вулкан?
«Жил на свете бог по имени Вулкан.(слайд№4) И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг.(слайд№5) Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами».
Воспитатель: Ну что интересная легенда? Так представляли вулкан люди в древности, а как же дело обстоит на самом деле?
Я приготовила вам иллюстрации с изображением вулканов. Посмотрите,(слайд№6) это на вид обычная гора называется она спящий вулкан, а это та же самая гора(слайд№7) только с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом – это действующий вулкан. Посмотрите,(слайд№8) какой формы вулкан, на что он похож?
Дети: Похож на пирамиду, конус.
Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть,(слайд№9) на что она похожа?
Дети: На большую яму, воронку.
Воспитатель: Верно. Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана. Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами,(слайд№10) а на дне – красновато-оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость,(слайд№11) выходящая из вулкана, называется лавой. Лава - это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие, когда куски лавы застывают,(слайд№12) получаются новые камни – они называются пемза.(слайд№13) Извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас. Но люди жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того чтобы узнать когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые(слайд№14). Как вы думаете, как называют этих ученых?
Этих ученых называют вулканологами.(слайд№15) С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит» а когда проснется. У нас в стране(слайд№16) есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Хотите я покажу вам, где это находится?
Как вы думаете, ребята, что нам нужно знать, что бы стать настоящими вулканологами? Первое, что мы должны знать - это какие виды вулканов бывают? Чем они похожи? Чем отличаются? Ребята вулканы бывают трех видов:
Действующий - это тот который извергает лаву.(слайд№17)
Потухший - который тысячу лет не извергает лаву. (слайд№18)
Спящий- он в любой момент может проснуться и начать извергать лаву. (слайд№19)
Воспитатель: Сегодня я хочу показать вам действующий вулкан (просмотр видео).
Ребята, как можно охарактеризовать профессию вулканолога, какая она? Каким нужно быть человеком, чтобы стать вулканологом? (ответы детей)
Хотите, я вас научу зарядке, которую делают все настоящие вулканологи?
Повторить - 2 раза.
А сейчас приглашаю всех пройти в нашу научную лабораторию. Нам необходимо одеть спецодежду и повторить правила техники безопасности.
Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно, ведь среди них могут встретиться и ядовитые. И уж конечно не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.
Ребята, я для вас изготовила макет вулкана. Но наш вулкан, пока, какой? Спящий. Хотите его разбудить?
Теперь мы ученые-вулканологи. Раз мы пришли в лабораторию, нам необходимо одеть спецодежду и повторить правила техники безопасности.
(Воспитатель приготавливает смесь и аккуратно наливает лимонную кислоту.) Ребята, кажется наш вулкан «оживает», давайте отойдем подальше от вулкана (дети наблюдают извержение вулкана).
Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно».
Интересно?! Вы теперь настоящие вулканологи и можете самостоятельно проделать такой же опыт в своих мини лабораториях.
Воспитатель: Посмотрите, на столах размещены макеты вулканов и оборудование, которое поможет нам их разбудить. Еще для вас подготовлены карточки-схемы, которые помогут вам в проведении опыта.
- насыпать 1 ложку белого порошка из 1-го стаканчика
- налить 1 ложку красной жидкости из 2-го стаканчика
- налить ½ ложки желтой жидкости из 3-го стаканчика
- добавить воды из 4-го стаканчика
Воспитатель: Извержение начинается после того, как добавили воду, но не сразу. Чем больше воды вы добавите, тем быстрее будет проходить реакция и сильнее извергаться ваш вулкан. Но будьте осторожны, чтоб воды не оказалось слишком много.
Воспитатель: Занимаем рабочие места. У каждого свой макет вулкана и мерная ложка. Схема проведения опыта и вещества — в центре на двоих. Надо будет договариваться, чтобы не помешать другому аккуратно провести опыт.
Дети самостоятельно проводят опыт.
Воспитатель: Какие красивые, замечательные, необычные вулканы вы оживили … - У кого очень быстро изливалась лава? … - Когда быстрее изливалась лава? …
Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается. Вы все справились с поставленной вам задачей. Из вас получились хорошие вулканологи.
Воспитатель: Получилось ли у нас в лабораторных условиях пронаблюдать извержение вулкана?
Воспитатель: А сейчас предлагаю поиграть в игру «Угадай вулкан».
Разделимся на 2 команды. Первая команда среди картинок должна найти изображение действующего вулкана, вторая – спящего.
Рефлексия: Что нового вы сейчас узнали? На что похож вулкан? Что извергается из вулкана? Как называется застывшая лава? Чем опасны вулканы? Как называются люди, изучающие вулканы? Для чего они это делают?
Воспитатель: Ребята, перед вами ромашка. Каждый лепесток – этап нашего сегодняшнего занятия. С помощью цветных маркеров оцените, что вам понравилось больше всего (красный маркер), а что совсем не понравилось (синий маркер).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Все профессии важны, все профессии нужны. Знакомство с профессией "Повар" (2 младшая группа).
Краткосрочный проект с целью: Дать представление детям о профессии "Повар" через сюжетно-ролевых игры....
Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача» Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача»
Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача» ...
Технологическая карта по познавательному развитию "Профессия опасная - профессия прекрасная" (знакомство с профессией пожарного)
Поэтапный план проведения занятия по знакомству детей с трудом пожарного, особенностями этой професии с упором на обобщение знаний о правилах пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраст...
Конспект мастер - класса для родителей и детей "Знакомство с профессией вулканолог".
Познакомить детей с вулканами, а также с людьми, изучающими горы, вулканологами. Вовлечь родителей в работу родительского клуба по теме "Ранняя профориентация дошкольников"...
Открытый просмотр на тему: "Формирование положительного отношения к труду через знакомство с профессией и его отношения к другим профессиям" Игра - викторина: Все профессии нужны, все профессии важны"
Задачи: Обощение и закрепление знаний детей о профессиях.Цель: закрепить представления детей о профессиях и орудиях труда, необходимых людям определенных профессий; развивать логическое мышление, памя...
Знакомство с профессиями. Знакомство с профессией заведующего детским садом.
Руководитель учреждения знакомит ребят со своей профессиональной деятельностью...