Конспект НОД в подготовительной группе "Волшебный мир дерева"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Китайская пословица гласит: "Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 586.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной группе детского сада
«Волшебный мир дерева»
Журбина Елена Николаевна
воспитатель МКДОУ «Краснянский детский сад»
Цель:
Расширить представления детей о дереве, его качествах и свойствах.
Задачи:
Образовательная: Познакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий. Учить делать выводы и умозаключения о свойствах дерева.
Развивающая: Способствовать овладению средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта по известному алгоритму. Стимулировать желание детей для самостоятельного проведения исследования.
Воспитывающая: воспитывать экологическое сознание через сочинение экологической сказки с моделированием.
Предварительная работа: а) наблюдение на прогулке за деревьями;
б) в совместной деятельности: отгадывание загадок, ребусов о деревьях и
предметах из дерева, рассматривание энциклопедии.
Используемое оборудование:
- пилка, гвоздь, деревянная доска, небольшие срезы на каждого;
- краски и кисточки;
- емкость с водой, лупа;
- конверт с письмом;
- спички для воспитателя.
Методы и приемы: опыты, решение исследовательских и логических задач, вопросы и напоминания, сочинение сказки с моделированием.
Технология: исследовательская деятельность
Ожидаемые результаты:
- Обогащение детей знаниями о свойствах и качествах древесины поможет им выделять у предметов такие признаки, как функция (способ использования) и назначение (способность удовлетворять потребности). Дети приобретут опыт:
- в исследовательской деятельности;
- в выдвижении гипотез и выборе методов доказательства их;
- в активном и доброжелательном взаимодействии с педагогом и сверстниками при проведении исследовательской деятельности;
- в выстраивании игрового действия, сопровождаемого речью.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
- Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить:
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
- Ребята, а где растут деревья? (участок, улица, лес, поле и т.д.)
Хорошо, а как узнать название деревьев?
Начинается разминка!
Отвечайте чётко, ясно,
Чтобы было всем понятно.
Какое это дерево? Презентация «Лиственные деревья»
- Как можно назвать эти деревья? А почему мы их так называем?
Презентация «Плодовые деревья»
- Какие это деревья? (плодовые, от слова «Плод»). Или их еще называют фруктовые.
- Ребята, для чего нужны деревья, чем они полезны?
(Они помогают очистить воздух, пополняют землю кислородом, украшают природу, сохраняют тень в жаркий день. Не позволяют образовываться пустыням, потому, что корнями держат в земле влагу).
- А чем дерево может нам помочь? Какие предметы изготавливают из дерева?
(Из дерева изготавливают мебель, игрушки, посуду, музыкальные инструменты, двери, оконные рамы, строят дома).
- Как называется профессия людей, которым для работы необходим материал-дерево? (Плотник).
- Ребята, сегодня я получила письмо от Мальвины, давайте его прочтем.
Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться. Что делать? Ребята, помогите найти решение. Мальвина.
Дети высказывают предположения. Если кто-либо не высказывает версию о том, что Буратино думает, как ему перебраться через реку (ведь плавать он не умеет), то воспитатель подводит детей к формулировке проблемы.
- «Как переплыть реку, если не умеешь плавать?».
Дети предлагают различные варианты решения проблемы, выдвигают гипотезы и все вместе анализируют их.
Гипотезы: построить лодку, но это долго; попросить кого-нибудь его перевезти, но рядом никого нет; может, он не утонет, он же деревянный.
Последнюю гипотезу воспитатель предлагает проверить.
- А как нам проверить тонет ли предмет из дерева?
Дети: Провести опыт, эксперимент.
- Опыт – это наблюдение за предметом в разных условиях, чтобы изучить его.
- А что необходимо для опыта?
Дети берут деревянные предметы, наливают в тазики воду и проводят эксперимент.
- Что вы наблюдаете? Что можно сказать о деревянном предмете, который находится в воде? Он тонет в воде?
(Проделав опыт, дети делают вывод: дерево в воде не тонет, значит, и Буратино не утонет, доплывёт, потому что он деревянный).
- Что же мы посоветуем Буратино?
Дети: Прыгнуть в речку и быстро ее переплыть. В школу Буратино успеет вовремя.
- А что же делать с одеждой Буратино? (Если дети не догадаются, то можно предложить свой вариант: сложить одежду и Азбуку на лист кувшинки)
- Мои исследователи, о каком же свойстве дерева мы узнали? (Дерево не тонет в воде).
- Давайте мы с вами оставим в воде свои срезы дерева и в конце нашего занятия мы посмотрим, изменилось что-то или нет.
- Ребята, а давайте представим себя деревьями.
Проводится физкультминутка
Физкультминутка:
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. (Дети садятся на коврик)
- А сейчас я хочу вновь вас пригласить в нашу лабораторию. Возьмите в руки брусок, закройте один глаз и попробуйте рассмотреть сквозь него, что вы заметили? Какой вывод сделаем? (Дерево непрозрачное и каждое имеет свой рисунок)
А теперь скажите, какая поверхность у деревянного бруска?
Дети: шероховатая или гладкая.
- Проведите гвоздиком по поверхности дерева. Что осталось на дереве? (отпечаток, отметка).
- А как можно узнать возраст дерева? (По кольцам на срезе). Правильно, возраст дерева можно узнать по количеству колец на пеньке. Два соседних кольца: темное и светлое, соответствует одному году роста.
- Дети, у вас на столе лежат спилы дерева. Возьмите лупу и давайте посчитаем, сколько лет было дереву?
- Как узнать поддается ли дерево обработке: его можно пилить или рубить?
Давайте с вами проверим.
Но сначала вспомните о безопасном использовании остро-режущих инструментов. Дети: Держать инструмент нужно за ручку. Размахивать инструментом нельзя. Этот опыт проведут нам мальчики: Даня и Сережа, а девочки посмотрят. Возьмите пилку, левой рукой придерживайте деревянный брусок, а правой попробуйте пилить. Сережа, ты какие движения пилой будешь делать: вперед-назад или вправо-влево? (Вперед-назад.) А ты, Даня? Верно, молодцы. Работайте. (Дети пилят) Кто уже знает ответ на этот вопрос: можно ли пилить дерево? Маша! (Дерево можно пилить.) Проблемный вопрос: если дерево можно пилить, можно ли его рубить топором? (Да). Верно. В деревнях печь топят дровами, которые рубят чем? Топором!
Сделаем вывод: какими еще свойствами обладает материал «дерево»? Вывод: «Дерево можно пилить и рубить»
А из чего сделаны спички? (Из дерева). Следующий опыт проведу я, а вы сделайте вывод: каким еще свойством обладает дерево. (Воспитатель поджигает спичку и показывает, как быстро сгорает дерево.)
Кто назовет еще одно свойство дерева? (Вывод: «Дерево горит»)
Показать знак:
- Ребята, а кто знает, что означает этот знак?
(«Нельзя играть со спичками»)
- У вас на столе лежат краски и кисти и деревянные бруски. Как вы считаете можно ли покрасить предметы из дерева? (можно)
- Давайте попробуем покрасить брусок. Цвет краски выберите сами.
- Скажите, ребята, хорошо окрашивается? (Да)
- А теперь давайте посмотрим, что у нас случилось с брусочком, который остался лежать в воде? (намок, стал сырой, впитывает воду)
Какой вывод мы сделаем? Поглощает влагу и от этого меняется в размере.
- Какие свойства дерева мы узнали, проделав эксперименты?
Ответы детей: Дерево не тонет в воде, но впитывает ее, увеличиваясь в размере. Не прозрачное и хорошо окрашивается. Дерево можно распилить, оно имеет рисунки на спилах, хорошо горит, на нем остаются следы от острых предметов.
- Встаньте в круг и мы поиграем в игру: «Наоборот». Я бросаю мяч и называю одно свойство, а вы отвечаете противоположное: гладкий - шероховатый, тонет - плавает, тяжелый - легкий, твердый - мягкий, прочный - хрупкий, тухнет - горит.
- Вы исследовали свойства дерева глазами и руками. А теперь пусть ваши носики поработают. Поиграем в игру «Отличи по запаху дерево от пластмассы» Закройте глаза. Молодцы, ребята. Хорошее у вас обоняние. Запах дерева знаете.
- А теперь скажите, зачем людям знать свойства материала? (Люди знают разные свойства материалов и поэтому делают разные предметы, которые им нужны).
- Ребята, с деревьями тоже случаются разные истории. Давайте сочиним экологическую сказку про березку. Согласны? Почему экологическую? Потому, что наша сказка должна учить беречь природу. И наша сказка должна быть с хорошим концом.
- Мы с вами играли, проводили опыты, а теперь давайте оценим вашу активность, правильность ответов, вашу правильную речь:
- кто отлично работал – покажет руку «5»
- кто хорошо работал, но делал некоторые ошибки - покажет кружок «Хорошо!»
- кто только слушал, но не отвечал – покажет знак «Руки накрест»- «Нет»
И так, подумайте. Начали!
Интересно вам знать всё о деревьях? (Да)
Кто хочет дома, вместе с родителями, сочинить сказку или стихотворение о каком–либо дереве? Кто хочет слепить разные деревья? Кто хочет сделать макет деревьев из картона или бисера? Кто хочет найти историю любого дерева, собрать информацию и вместе с родителями выступить в саду перед ребятами? А может кто-то вместе с родителями сделают видеофильм о деревьях нашего края? Много желающих. Тогда я предлагаю провести праздник: «Какие они, деревья?» Согласны? Готовьтесь. А сегодня спасибо всем за участие.
Алгоритм сочинения экологической сказки с добрым концом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия в подготовительной группе по рисованию "Деревья смотрят в озеро"
В данном конспекте представлен материал по ознакомлению детей дошкольного возраста с техникой рисования двойных (зеркально - симметричных изображений) - монотипией....
Конспект занятия в подготовительной группе по Художественному творчеству (нетрадиционная техника рисования: кляксография) Тема: «Осеннее дерево»
Цель: Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «кляксография» Задачи:...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе « ЧУДО- ДЕРЕВО»
Разработанные конспекты для подготовительной к школе группы основываются на сказках, что очень привлекает детей, развивает их творчество и фантазию....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»...
Конспект занятия в подготовительной группе «Хвойные деревья Марийского края»
Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к природе, любовь к Родине, своему краю....
конспект по развитию речи по теме «Деревья, деревья, деревья»
Программное содержание:Закрепить знаний о деревьях, познакомить с отличительными признаками (хвойные, лиственные). Развивать умение узнавать их по характерным признакам и назыв...