Конспект НОД по ознакомлению с окружающим (эксперементирование) "Волшебница вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Романцова Оксана Анатольевна

Данная разработка занятия помогает детям познакомиться со свойствами воды. Наглядный материал используемый в занятии доступен для воспитателя и безопасен для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_voda.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: ВОЛШЕБНИЦА   ВОДА.

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Познакомить детей со свойствами воды:

  -отсутствие собственной формы;

  - прозрачность;

  - нет вкуса;

  - нет запаха;

  - вода- растворитель.

     Подчеркнуть важное значение воды в жизни человека.

  • Объяснить детям, почему вода  нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.
  • Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

  - закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, колбами, пробирками.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также аргументировано отстаивать собственное мнение.
  • Прививать бережное отношение к природе.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Активизировать и обогащать словарь детей: пресная, вещества, растворитель, прозрачный, фильтровать, колба, пробирка.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ:

  • Контролировать двигательную активность детей на занятии.
  • Соблюдать правильную осанку.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Беседы, наблюдения на прогулках, экскурсии на пруд, чтение детской познавательной литературы, разучивание стихов и загадок о воде, моделирование по теме «Круговорот воды в природе», организация «домашнего задания» с привлечением родителей.

Материалы и оборудование.

  • Кроссворд (на листе бумаге).
  • Фотографии (слайды) с изображением различных природных водоёмов.
  • Символы, обозначающие свойства воды (карточки).
  • Геометрические тела: шар, куб, цилиндр.
  • Пробирки, колбы, стаканы, салфетки, чайные ложки.
  • Воронка и ватный диск.
  • Вещества: мука, сахарный песок, растительное масло, молоко.
  • Игрушки: «Незнайка», «матрёшка».
  • Фильтр воды «Барьер №4».
  • Халаты.

                                                         

  1. ОГРАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Дети входят в зал, занавес закрыт, на столике красивая коробка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам прислали посылку из Цветочного города. (Открывает, а там кукла Незнайка).

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я путешествовал на воздушном шаре, видел много интересного, всё фотографировал. И эти фотографии привёз вам. А чтобы узнать,  что на них сфотографировано,  вам нужно отгадать кроссворд.

(Воспитатель достаёт плакат с кроссвордом и конверт с заданиями).

                   ВОРОНА

                ЛОЖКА

             МЕДВЕДЬ

         РЕПКА

  1. Это птица, которая искупалась в чернилах? (Ворона).
  2. Это такой предмет, с помощью которого можно кушать суп? (Ложка).
  3. Животное, которое любит спать зимой и сосать лапу? (Медведь).
  4. Какой овощ не мог сам выдернуть дед из земли? (Репка).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что за слово получилось в синих квадратах?

Дети: Вода.

Незнайка: Правильно, вода. А теперь давайте смотреть фотографии, которые я запечатлел во время своего путешествия.

(Показ слайдов с изображением моря, реки, озера, водопада и горной реки. Беседа по картинкам).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь изображено?

Дети: Море.

Воспитатель: Правильно, море. А как называется вода в море?

Дети: Морская.

Воспитатель: Ребята, вы почти все бывали на море и пробовали воду на вкус. Какая она?

Дети: Солёная.

Воспитатель: Ребята, скажите  Незнайке, можно пить такую воду?

Дети: Нет, она невкусная.

Воспитатель: Правильно,  морскую солёную воду пить нельзя, но она очень полезная.

Незнайка: Вот почему доктор Пилюлькин заставлял  меня полоскать горло этой  солёной водой.

Воспитатель:  А это что?

Дети: Река.

Воспитатель: Ребята, как называется вода в реке?

Дети: Речная.

Воспитатель: А в озёрах? (озёрная). А в родниках? (родниковая). В море вода солёная.  А в  реках, озёрах и родниках, какая вода? (пресная, её можно пить).

Воспитатель: Правильно. Но ещё вода бывает спокойная (в равнинах рек и озёр) и бурная  (в горных реках и водопадах). Спасибо Незнайка за твои замечательные фотографии. Вода – одно из самых удивительных явлений на нашей планете. Ведь без воды не могут прожить ни люди, ни растения, ни животные. И сегодня мы узнаем о воде много нового и интересного.

-Ребята, я приглашаю вас в лабораторию. Наденьте халаты, рассаживайтесь поудобнее. А ты Незнайка слушай всё внимательно и запоминай.

( Дети садятся за столы).

 

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

  1. «Вода прозрачная».

Воспитатель: Ребята, посмотрите на вашем столе стоят два стакана: один с молоком, а другой с чистой водой и игрушка- «матрёшка».

- Возьмите стакан с молоком, поставьте за него игрушку. Посмотрите на игрушку сквозь стакан. Видите ли вы игрушку?

Дети: Ничего, игрушку невидно.

Воспитатель: Теперь возьмите стакан с чистой водой, поставьте игрушку за стакан и посмотрите на неё сквозь стакан. Что вы видите?

Дети: Игрушку.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод: какое молоко и какая вода.

Дети: Вода прозрачная, а молоко нет.

Незнайка: Неверно, мне матрёшку было видно.

Воспитатель: Ребята, подумайте, что нужно сделать,  чтобы Незнайка поверил, что вода прозрачная? (предложить положить чайную ложку в стакан с водой).

Вывод: чистая вода - прозрачная.

Воспитатель: Это первое свойство воды. Вот такой символ обозначает, что вода - прозрачная.

(Воспитатель объясняет значение этого символа).

  1. «Вода не имеет запаха».

Воспитатель: Теперь я предлагаю вам взять стакан с водой и понюхать её. Как вы думаете, есть ли у воды запах? (опрос 2-3 детей).

Вывод: вода не имеет запаха.

                                                 

Воспитатель: Правильно ребята, вода не имеет запаха. Итак, мы и определили второе свойство воды.  А этот символ обозначает, что вода не имеет запаха.

  1. «ВОДА НЕ ИМЕЕТ ВКУСА».

Воспитатель: Ребята, мы с вами понюхали воду, а теперь давайте её попробуем. Возьмите стакан с чистой водой и сделайте 1-2 глотка. Скажите, есть ли у воды вкус?

Дети: Нет, вода без вкуса.

( Если «да», то спросить, у кого вода на вкус солёная или сладкая, может кислая?).

Вывод: вода не имеет вкуса.

Воспитатель: Правильно. Вода не имеет вкуса. И этот символ это подтверждает.

  1. «Вода не имеет собственной формы».

Воспитатель:  Ребята посмотрите, у меня в руках находится геометрическое тело: шар, куб цилиндр. Все предметы, которые нас окружают, имеют форму. А как вы думаете, вода имеет свою собственную форму? А вот сейчас мы и проверим.

Воспитатель: Ребята, у меня в руках находится стеклянный сосуд. Как он называется? Это пробирка. Какой она формы?

Дети: Цилиндрической.

Воспитатель: А какую форму приобрела вода в пробирке?

Дети: Цилиндрическую.

Воспитатель: А это, ребята, колба. Какую форму имеет нижняя часть колбы?

Дети: Шарообразную.

Воспитатель: Ребята, а давайте перельём воду из пробирки в колбу. Изменилась ли форма воды или осталась прежней.

Дети: Да, изменилась.

Воспитатель: Какую форму приобрела вода?

Дети: Форму колбы.

Воспитатель: А что будет, если я пролью немного воды на стол? Теперь какую форму имеет вода?

Дети: Напоминает лужу

                   

Воспитатель: Ребята, вода в пробирке имела цилиндрическую форму , в колбе – форму колбы, а на ровной поверхности – в виде лужи. Какой можно сделать вывод: имеет ли вода свою собственную форму?                                                         

Дети: Нет.

Вывод: У воды нет собственной формы.

Воспитатель: Правильно, вода не имеет собственной формы, она приобретает ту форму сосуда, в который её наливают. И это следующее свойство воды обозначим таким символом.

Воспитатель: А теперь ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть. Снимите халаты, повести их на спинку стульчика. Лягте на ковёр на спину, закройте глаза и слушайте мой голос.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Релаксация «Жители моря».

(Дети под музыку «Шум моря» представляют, что они находятся на дне морском.

По заданию воспитателя дети движениями имитируют морскую звезду, морского конька, краба).

Воспитатель: Ребята, мы немного отдохнули, давайте вернёмся в нашу лабораторию. Надеваем халаты и занимаем свои места.

  1. «ВОДА – РАСТВОРИТЕЛЬ».

Воспитатель: Ребята, Незнайка принёс чашки, в которые что-то налил и насыпал. А что это, он и сам не знает.  Постарайтесь определить, что это за вещества. ( Воспитатель ставит на столы детям по одному образцу. Дети определяют, что это мука, сахар,  растительное масло).

 - Ребята, что за вещества  находятся у вас в сосудах? А у вас?

 - А теперь попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что у нас получится.

( Воспитатель вызывает по одному ребёнку  и предлагает на выбор растворить любое вещество, объясняя при этом порядок проведения опыта. Сначала нужно взять стакан с водой, с помощью ложечки насыпать или налить раствор и перемешать его. Дождаться результата и объяснить его).

       По ходу опыта дети делают выводы:

      -Сахар растворяются полностью, вода при этом остаётся прозрачной.

- Мука растворяется частично, вода становится мутной и есть осадок.

- Растительное масло не растворяется совсем, оно остаётся на поверхности воды, либо плавает в виде жёлтых капель.

      Вывод: Вода – растворитель.

Воспитатель: Вода является растворителем. И этот символ это обозначает, что вода  растворяет вещества, но некоторые растворяет полностью, некоторые - частично, а некоторые не растворяются совсем.

Незнайка: Ой, ребята, у вас так жарко, что я пить захотел. По дороге  к вам я остановился около реки и в бутылку налил воды. Вот она. Сейчас попью.

Воспитатель: Незнайка, да ты что делаешь, разве можно пить воду из реки. Она же грязная. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы вода стала чистой?

Дети: Очистить её.

Воспитатель: Правильно, ребята, очистить.  Процесс очистки называется фильтрацией. И я сейчас профильтрую эту воду. Для этого нам понадобится пустой стакан, воронка и ватный диск, который послужит нам фильтром. Я вложите ватный диск в середину воронки, а воронку вставьте в пустой стакан. Затем потихоньку налью воду в середину ватного диска и смотрите, что будет происходить.

Незнайка: Ребята, что это?

Дети: Вода стала чистой, а ватный диск стал грязным, на нём соринки.

Воспитатель: Вот видишь, Незнайка, какую грязную воду ты хотел выпить. Разве  так можно!

Незнайка: Я больше так не буду.

Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопроводные краны, тоже фильтруется.

Сначала воду берут из рек, озёр, подземных источников. Но можно ли пить такую воду? Нет. Потому, что в ней могут встречаться частички грязи, водоросли, микробы. Поэтому воду очищают на специальных очистительных станциях с помощью сложных фильтров, непохожих на наши и только потом она попадает в водопровод. Ею можно умываться, поливать цветы, стирать, варить еду. Но даже такую отфильтрованную,  очищенную от грязи воду пить нельзя из-под крана. В ней ещё могли остаться  микробы, которые благодаря своим микроскопическим размерам, прошли через самые чистые фильтры. Уничтожить такие микробы, можно, если прокипятить воду. И только после этого её можно пить.

3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Воспитатель: Я хочу угостить вас чистой водой, но для этого мне нужен вот такой фильтр. Я думаю, что почти у всех есть такой  дома. И пока вода будет фильтроваться, давайте вспомним, с какими свойствами воды мы познакомились?

  1. Вода прозрачная.
  2. Вода не имеет запаха.                  

3.  Вода не имеет вкуса.

4  .У воды нет собственной формы.

5.  Вода растворитель.

                                               

Воспитатель: А теперь подойдите и попробуйте воду. Приятно пить такую воду?

Дети: Да.

Воспитатель: Мы немного попутешествовали по разным странам, горам, лесам и океанам. Славно потрудились и много нового и интересного узнали о волшебнице воде. Ну, вот ребята, на этом наше занятие закончилось.

Незнайка: А можно я останусь с вами поиграть?

Воспитатель: Конечно можно, ребята будут только рады.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры по ознакомлению с окружающим «Путешествие под водой» в младшей группе

Цель: Развивать и закреплять знания детей о рыбах, о морских обитателях, растениях, и их месте обитания.Задачи: 1. Развитие у детей координации движений, общей и мелкой моторики, внимания.2. Формирова...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Круговорот воды в природе" для детей 5-6 лет

Данное  занятие  является  продолжением  цикла  "Путешествие  Капельки" (см. публикации) и  знакомит  детей с  круговоротом  воды  в...

План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Вода - водичка»

Цель: Формировать у детей представления о качественных изменениях воды и ее свойствах.Задачи: Знакомить детей со свойствами воды. Учить проводить опыты с водой, делать выводы. Развивать  сенсорну...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим. Экспериментирование с водой «Это чудо - Вода»

Задачи:Обобщать, уточнять и расширять знания детей о воде. Продолжать выявлять свойства воды: прозрачная, без запаха, легко льется, меняет цвет, вкус, запах и т. д. Развивать мышление, познавательную ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим. Экспериментирование с водой «Это чудо - Вода»

Задачи:Обобщать, уточнять и расширять знания детей о воде. Продолжать выявлять свойства воды: прозрачная, без запаха, легко льется, меняет цвет, вкус, запах и т. д. Развивать мышление, познавательную ...