Развитие речевых и познавательных процессов через экологические игры
учебно-методический материал по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Дидактические игры в ДОУ
(ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ)
Методические разработки
- Использование дидактической игры в учебно-воспитательном процессе вызвано, прежде всего, тем, что игра является ведущей деятельностью в этом возрасте.
- Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
- С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.
Основная часть
Представленные игры могут использоваться в любой области познавательно речевого развития детей.
В процессе многих игр ,развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи.
Для создания игры необходимы карточки-картинки по теме.
Игра «Что ты видишь из окна»
Материал:4 игровых поля в виде домов. Дома имеют соответствующие цвета:Весна-голубой,Лето-зелёный,Осень-оранжевый,Зима-белый.Карточки с изображением времён года; схематичное и Игровая задача : в соответствии с цветом и названием дома –отобрать и расположить карточки с нужным временем года в окошечки дома, объяснить и доказать свой выбор.
зображение времен года(для усложнения)
Цели: обобщить и систематизировать знания детей о временах года —весна, лето,осень,зима называть характерные признаки; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов действий, признаков; работать над предложениями; составлять творческие рассказы; развивать словарь.
Игра «Перевертыши»
Материал: кубики с предметными картинками экологической направленности, нанизанные на трубку с двумя закрывающими крышками по бокам(чтобы кубики не выпадали)Кубики должны иметь возможность вращаться .
Игровая задача: Предложить детям собрать например -овощи, фрукты,грибы,ягоды,и тд.
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей по данной теме, расширение, обобщение, активизация и актуализация словаря по теме»овощи»,»фрукты»и тд .Обучение детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
Игра «Я узнаю мир»
Материал: игровое поле с ячейками – «экранчиками» », в которые вставляются карточки-картинки с изображениями предметов или явлений (исходя из задачи педагога). Конверт с вопросами по теме.Кубик,фишки
Игровая задача:играют3-5человек.В соответствии со сделанным ходом, игрок останавливается на определенной ячейке – «экранчике» и выполняет поставленную педагогом задачу(например: называет предмет, явление, или др.)если ребёнок затрудняется ответить- он пропускает ход, и даётся возможность другому ребёнку выполнить поставленную задачу , в связи с этим- ответивший, получает возможность на дополнительный ход; если ребёнок попадает на ячейку со знаком вопроса –он должен ответить на вопрос из конверта по теме игры.
Цель: уточнить, активизировать знания детей о предложенной педагогом теме, развивать речевую активность -давая определения,обьяснения,делая выводы
Игра «Четвёртый лишний»
Материал: «Экран» с четырьмя «окнами прорезями», в которые вставляются карточки-картинки с изображениями предметов или явлений (исходя из задачи педагога).
Игровая задача: Из 4-х представленных изображений надо отобрать лишнее изображение по мнению ребёнка, и объяснить почему. Дидактическая игра учит группировать предметы методом исключения, тренирует внимание, память, умение сопоставлять, выделяя черты схожести и различия предметов. Обогащает знания об окружающем мире. Развивает логическое мышление.
Цель: развитие у детей умения обобщать и классифицировать предметы и явления а так же упорядочивать, классифицировать, систематизировать , понимать условность обозначений, анализировать, сравнивать.
Заключение :
Используя эти дидактические игры, дети не только уточняли и закрепляли свои знания, но и вновь эмоционально переживали знакомые явления и жизненные ситуации. В игре возникает потребность ребёнка воздействовать на окружающий его мир.
Литература:
-Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 2005. - 208 с.
-Асланиди К.Б., Потапова Т.В. Концепция экологического воспитания дошкольников // Мир психологии. - 1997.- № 1. С. 75-84.
-Авторская дидактическая игра «Я узнаю мир»
-Дидактические игры для детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речевых умений и навыков через развивающие игры.
Развитие речевых умений и навыков через развивающие игры.Составила: Виноградова Елена Григорьевна, воспитатель Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад № 43.2013...

Развитие познавательной активности детей через экологические игры.
Это тема важна по целому ряду причин: игра - это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть также широко использована в познав...
Консультация "Развитие речи детей дошкольного возраста через экологические игры"
Развитие речи детей – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Она включает в себя не только развитие свободного общения со взрослыми и детьми, но...

Консультация для воспитателей «Развитие любознательности и познавательной мотивации через дидактические игры»
Консультация для воспитателей «Развитие любознательности и познавательной мотивации через дидактические игры»...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
ЭТИ АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ЗВУКОВЫЕ ИГРЫ, КАЖДЫЙ РОДИТЕЛЬ МОЖЕТ ПРОВОДИТЬ СОВМЕСТНО С ДЕТЬМИ . КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ, ЛИБО В ФОРМЕ ФИЗМИНУТКИ, ДЛЯ ОТДЫХА, ВО ВРЕМЯ ЗАН...

Консультация для педагогов "Развитие познавательных процессов через развивающие игры.
Все психические процессы так или иначе обеспечивают получение информации, однако к чисто познавательным относится четыре процесса: восприятие, память, мышление, воображение....

Развитие познавательных процессов через игру
Статья по материалам пособия «Специальная психология» (Авторы: Богдан Н.Н., Могильная М.М., редактор: Александрова Л.И.)...