"Экскурсии-как эффективная форма работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма у детей дошкольного возраста"
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему

Коткина Галина Феодосьевна

Консультация для педагогов дошкольных учреждений, работющих в образовательной области "Безопасность". Материал потребуется и для педагогов начальной школы по работе с детьми по правилам дорожного движения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

-1-

Экскурсия – как эффективная форма

  работы  по профилактике   дорожно-транспортного травматизма

 у детей дошкольного возраста.

     Ежегодно на дорогах России погибают дети в результате дорожно-транспортного происшествия. И хотя всем понятно, что это происходит из-за незнания и сознательного несоблюдения детьми  Правил дорожного движения, тем не менее, жуткий результат, о чем свидетельствует статистика, получаем в связи с  недисциплинированностью на дорогах, спровоцированной примером взрослых, пренебрегающих правилами.

      Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая об осторожности, нельзя. Безопасному поведению нужно учить с того момента, когда ребенок начинает ходить самостоятельно.

     Обеспечение здоровья детей – главная задача всего цивилизованного общества. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы  по предупреждению  дорожно-транспортного травматизма в детском саду. Обучение детей безопасному поведению на дороге достаточно сложный процесс, ведь детских правил дорожного движения  нет! Предоставленные самим себе дети мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют управлять своим поведением:

-  не в состоянии определить расстояние до приближающегося транспорта и его скорость;

-     переоценивают свои возможности (считают себя ловкими и быстрыми);

-     не выработана способность предвидеть  возникновение опасности (могут затеять игру у проезжей части, выехать на велосипеде).

      Возраст, когда ребенок начинает самостоятельно передвигаться по улице, точно определить невозможно. Бесспорно одно – дошкольника никогда не следует оставлять одного на дороге!

     Знакомя детей с правилами  дорожного движения, следует помнить, что эта работа связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях. Обучение детей не ограничивается занятиями. Более того, как отмечала в свое время А.П. Усова, значительной частью знаний и умений ребенок овладевает без специального обучения, в повседневном общении со взрослыми, сверстниками, в ходе игр, наблюдений.  Поэтому задача педагога – помочь ребенку приобрести полноценные знания о правилах дорожного движения

-2-

вне занятий. Самой эффективной формой работы в обучении детей безопасному поведению на дороге являются экскурсии по улицам города, к светофору, пешеходному переходу.

      Согласно экскурсионной программе, которая имеется в детском саду «Сказка»,  дети среднего и старшего возраста ежегодно совершают  экскурсии, реализуя задачи по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Такая форма работы с детьми дает возможность закрепить и расширить  знания: о правилах дорожного движения, дорожных знаках, правилах перехода через проезжую часть улицы; получить информацию о работе светофора; узнать о назначении незнакомых дорожных знаков; наблюдать за различными видами наземного транспорта,  познакомиться с понятием «Перекресток», «Островок безопасности», «Площадь», «Бульвар», «Тротуар», «Проезжая часть», «Поребрик», «Квартал»; получить заряд бодрости от прогулки на свежем воздухе, полюбоваться  достопримечательностями  родного города Нарьян-Мара. Согласно ФГОС  дошкольного образования, экскурсия решает задачи всех направлений развития и образования детей  дошкольного возраста: познавательного, социально-коммуникативного, речевого, физического, художественно-эстетического развития.  

     Словарь  С.И.Ожегова объясняет: экскурсия – это посещение чего-либо с образовательной  целью. Дошкольная педагогика под редакцией С.А. Козловой считает, что экскурсия  представляет собой особый вид занятий, который дает возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых. Во время экскурсий  дошкольники начинают познавать мир во всем его многообразии, развитии, наблюдают взаимную связь явлений.

     Содержание экскурсий определяется программой, по которой работает дошкольное учреждение. Важен учет краеведческого принципа и принципа сезонности. Маршрут экскурсий должен иметь описание и утверждается руководителем детского учреждения. Как правило, группу детей на экскурсии сопровождают два педагога, обязательными атрибутами безопасности является наличие сигнальных красных флажков.

 При планировании экскурсий необходимо иметь в виду следующие требования:

-  экскурсия должна обеспечивать первоначальное яркое, целостное восприятие предметов и явлений, что диктуется особой ролью эмоционального фактора в  пробуждении и развитии у детей любознательности;

-3-

-   для расширения, углубления, обобщения представлений детей об объекте или явлении проводятся повторные экскурсии с некоторыми усложнениями;

-      на каждой экскурсии образовательные и воспитательные задачи следует решать в единстве;

-      постепенное усложнение программного материала должно происходить в двух направлениях: за счет расширения круга наблюдаемых объектов, явлений и за счет углубления и обобщения  знаний  об одних и тех же явлениях.

        Экскурсия имеет структурные части :

-  подготовительный этап;

-  ход экскурсии;

-   последующая послеэкскурсионная работа.

      В  подготовительный этап входят подготовка педагога и подготовка детей. Намечается тема экскурсии,  программное содержание, сроки проведения, место проведения, которое предварительно осматривается педагогом. Уточняется объем знаний для усвоения, формулируются примерные вопросы, подбирается фрагменты из художественной литературы, решаются организационные вопросы: каким маршрутом вести, где провести наблюдения, отдых, игру.

     Подготовка детей к предстоящей экскурсии необходима в силу того, что учебная деятельность будет протекать в особых условиях. Результаты зависят от психологической установки, которая создается в предварительной беседе с детьми

-  сообщение о новых, интересных предметах и явлениях, с которыми им предстоит встретиться (островок безопасности, новые дорожные знаки, новый транспорт в городе);

-    актуализация опыта детей (какие знаки знаете, как помогают дорожные знаки пешеходам);

-    использование произведений искусства (художественная литература, например, отрывок из сказки К.И. Чуковского «Айболит» про зайчика, попавшего под трамвай; репродукции картин и т.д.).

      В ходе самой экскурсии используются различные методы обучения, но ведущим является наблюдение. Непосредственное восприятие можно усилить художественным словом:

Чтобы улицей бурливой,

Шумной, звонкой, говорливой

И проехать, и пройти –

Будь внимателен в пути.

Есть на каждом перекрестке

Пешеходный переход,

Перейти дорогу просто здесь без риска и хлопот.      

-4-

  От целостного восприятия объекта (явления) переходим к анализу, что дает основу для углубленного познания. При этом используются вопросы разных типов:

-  нацеливающие на внимание (как называется, какого цвета, для чего это надо делать);

-   активизирующие мышление (сравнение, сопоставление, обобщение);

-   стимулирующие деятельность воображения, побуждающие к выводам.

  Все пояснения на экскурсии должны быть краткими, точными. В процессе экскурсии важно поддерживать мыслительную активность детей, стимулировать познавательный поиск (предложить задавать вопросы, что кажется непонятным,  что их очень заинтересовало, и они хотят еще раз пронаблюдать, какие детям вспоминаются стихи, загадки, пословицы, соответствующие этому наблюдению).

    В заключительном этапе экскурсии подводится итог: что увидели, что было очень интересным, что понравилось.

    Послеэкскурсионная работа направлена на систематизацию знаний, на упрочение чувств отношений: изображение в рисунках улицы города, дорожных знаков, светофора, пешеходов; оформление альбома «Правила дорожного движения»; организация сюжетно-ролевой игры; чтение художественной литературы,; изготовление макета улицы с проезжей частью, тротуаром, пешеходным переходом; беседа в уголке безопасности.

      Правила дорожного движения едины для всех.   Очень важно выработать и систематически закреплять алгоритм « остановись – посмотри – перейди».  Так требование «остановись» предполагает, прежде всего, ознакомление с понятием «дорога» и ее элементами (проезжая часть, поребрик, тротуар – в младшем возрасте; многополосное движение – в подготовительной). Чтобы ребенок  смог остановиться  у поребрика, он должен четко научиться выделять этот элемент дороги. Выполнив это требование «остановись» маленький пешеход должен оценить окружающую обстановку (т. е. «посмотри». Заключительный этап алгоритма «перейди»  учит ребенка правилам перехода проезжей части (обязательно три фиксации поворота головы: в сторону движущегося транспорта - налево, в противоположную и опять в сторону транспорта – направо).

   Итак, знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо в системе, с самого раннего детства, так, как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Загадки.

В два ряда дома стоят-

И квадратными глазами

Друг на друга глядят

                    (улица)

Стоп машина, стоп мотор.

Тормози скорей шофер!

Внимание, глядит в упор

На вас трехглазый  взор:

Зеленый, желтый, красный-

Он приказ дает вам ясный.

( светофор)

Спозаранку за окошком

Стук и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят яркие дома.

(трамвай)

Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками.

(троллейбус)

Этот конь не ест овса.

Вместо ног два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.

(велосипед)

Что за чудо - яркий дом

Ребятишек полон он.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

(автобус)

Для этого коня еда- бензин и масло и вода.

На лугу он не пасется, по дороге он несется.

Чтобы я тебя повез, ему не нужен овес.

Накорми меня бензином, на колеса дай резину

И тогда , поднявши пыль, побежит…(автомобиль)

Город, в котором

Мы с вами живем

Можно по праву

Сравнить с букварем.

Азбукой улиц, дорог

Город дает нам

Все время урок.

Азбуку города

Помни всегда

Чтоб не случилась

С тобою беда!

Чтоб не случилось столкновение,

Мы даем предупреждение!

Мы требуем особое поведение,

Запрещаем всяческое движение!

Мы вам укажем заранее.

Где телефон, а где вкусное питание!

 



Предварительный просмотр:

-1-

Экскурсия – как эффективная форма

  работы  по профилактике   дорожно-транспортного травматизма

 у детей дошкольного возраста.

     Ежегодно на дорогах России погибают дети в результате дорожно-транспортного происшествия. И хотя всем понятно, что это происходит из-за незнания и сознательного несоблюдения детьми  Правил дорожного движения, тем не менее, жуткий результат, о чем свидетельствует статистика, получаем в связи с  недисциплинированностью на дорогах, спровоцированной примером взрослых, пренебрегающих правилами.

      Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая об осторожности, нельзя. Безопасному поведению нужно учить с того момента, когда ребенок начинает ходить самостоятельно.

     Обеспечение здоровья детей – главная задача всего цивилизованного общества. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы  по предупреждению  дорожно-транспортного травматизма в детском саду. Обучение детей безопасному поведению на дороге достаточно сложный процесс, ведь детских правил дорожного движения  нет! Предоставленные самим себе дети мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют управлять своим поведением:

-  не в состоянии определить расстояние до приближающегося транспорта и его скорость;

-     переоценивают свои возможности (считают себя ловкими и быстрыми);

-     не выработана способность предвидеть  возникновение опасности (могут затеять игру у проезжей части, выехать на велосипеде).

      Возраст, когда ребенок начинает самостоятельно передвигаться по улице, точно определить невозможно. Бесспорно одно – дошкольника никогда не следует оставлять одного на дороге!

     Знакомя детей с правилами  дорожного движения, следует помнить, что эта работа связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях. Обучение детей не ограничивается занятиями. Более того, как отмечала в свое время А.П. Усова, значительной частью знаний и умений ребенок овладевает без специального обучения, в повседневном общении со взрослыми, сверстниками, в ходе игр, наблюдений.  Поэтому задача педагога – помочь ребенку приобрести полноценные знания о правилах дорожного движения

-2-

вне занятий. Самой эффективной формой работы в обучении детей безопасному поведению на дороге являются экскурсии по улицам города, к светофору, пешеходному переходу.

      Согласно экскурсионной программе, которая имеется в детском саду «Сказка»,  дети среднего и старшего возраста ежегодно совершают  экскурсии, реализуя задачи по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Такая форма работы с детьми дает возможность закрепить и расширить  знания: о правилах дорожного движения, дорожных знаках, правилах перехода через проезжую часть улицы; получить информацию о работе светофора; узнать о назначении незнакомых дорожных знаков; наблюдать за различными видами наземного транспорта,  познакомиться с понятием «Перекресток», «Островок безопасности», «Площадь», «Бульвар», «Тротуар», «Проезжая часть», «Поребрик», «Квартал»; получить заряд бодрости от прогулки на свежем воздухе, полюбоваться  достопримечательностями  родного города Нарьян-Мара. Согласно ФГОС  дошкольного образования, экскурсия решает задачи всех направлений развития и образования детей  дошкольного возраста: познавательного, социально-коммуникативного, речевого, физического, художественно-эстетического развития.  

     Словарь  С.И.Ожегова объясняет: экскурсия – это посещение чего-либо с образовательной  целью. Дошкольная педагогика под редакцией С.А. Козловой считает, что экскурсия  представляет собой особый вид занятий, который дает возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых. Во время экскурсий  дошкольники начинают познавать мир во всем его многообразии, развитии, наблюдают взаимную связь явлений.

     Содержание экскурсий определяется программой, по которой работает дошкольное учреждение. Важен учет краеведческого принципа и принципа сезонности. Маршрут экскурсий должен иметь описание и утверждается руководителем детского учреждения. Как правило, группу детей на экскурсии сопровождают два педагога, обязательными атрибутами безопасности является наличие сигнальных красных флажков.

 При планировании экскурсий необходимо иметь в виду следующие требования:

-  экскурсия должна обеспечивать первоначальное яркое, целостное восприятие предметов и явлений, что диктуется особой ролью эмоционального фактора в  пробуждении и развитии у детей любознательности;

-3-

-   для расширения, углубления, обобщения представлений детей об объекте или явлении проводятся повторные экскурсии с некоторыми усложнениями;

-      на каждой экскурсии образовательные и воспитательные задачи следует решать в единстве;

-      постепенное усложнение программного материала должно происходить в двух направлениях: за счет расширения круга наблюдаемых объектов, явлений и за счет углубления и обобщения  знаний  об одних и тех же явлениях.

        Экскурсия имеет структурные части :

-  подготовительный этап;

-  ход экскурсии;

-   последующая послеэкскурсионная работа.

      В  подготовительный этап входят подготовка педагога и подготовка детей. Намечается тема экскурсии,  программное содержание, сроки проведения, место проведения, которое предварительно осматривается педагогом. Уточняется объем знаний для усвоения, формулируются примерные вопросы, подбирается фрагменты из художественной литературы, решаются организационные вопросы: каким маршрутом вести, где провести наблюдения, отдых, игру.

     Подготовка детей к предстоящей экскурсии необходима в силу того, что учебная деятельность будет протекать в особых условиях. Результаты зависят от психологической установки, которая создается в предварительной беседе с детьми

-  сообщение о новых, интересных предметах и явлениях, с которыми им предстоит встретиться (островок безопасности, новые дорожные знаки, новый транспорт в городе);

-    актуализация опыта детей (какие знаки знаете, как помогают дорожные знаки пешеходам);

-    использование произведений искусства (художественная литература, например, отрывок из сказки К.И. Чуковского «Айболит» про зайчика, попавшего под трамвай; репродукции картин и т.д.).

      В ходе самой экскурсии используются различные методы обучения, но ведущим является наблюдение. Непосредственное восприятие можно усилить художественным словом:

Чтобы улицей бурливой,

Шумной, звонкой, говорливой

И проехать, и пройти –

Будь внимателен в пути.

Есть на каждом перекрестке

Пешеходный переход,

Перейти дорогу просто здесь без риска и хлопот.      

-4-

  От целостного восприятия объекта (явления) переходим к анализу, что дает основу для углубленного познания. При этом используются вопросы разных типов:

-  нацеливающие на внимание (как называется, какого цвета, для чего это надо делать);

-   активизирующие мышление (сравнение, сопоставление, обобщение);

-   стимулирующие деятельность воображения, побуждающие к выводам.

  Все пояснения на экскурсии должны быть краткими, точными. В процессе экскурсии важно поддерживать мыслительную активность детей, стимулировать познавательный поиск (предложить задавать вопросы, что кажется непонятным,  что их очень заинтересовало, и они хотят еще раз пронаблюдать, какие детям вспоминаются стихи, загадки, пословицы, соответствующие этому наблюдению).

    В заключительном этапе экскурсии подводится итог: что увидели, что было очень интересным, что понравилось.

    Послеэкскурсионная работа направлена на систематизацию знаний, на упрочение чувств отношений: изображение в рисунках улицы города, дорожных знаков, светофора, пешеходов; оформление альбома «Правила дорожного движения»; организация сюжетно-ролевой игры; чтение художественной литературы,; изготовление макета улицы с проезжей частью, тротуаром, пешеходным переходом; беседа в уголке безопасности.

      Правила дорожного движения едины для всех.   Очень важно выработать и систематически закреплять алгоритм « остановись – посмотри – перейди».  Так требование «остановись» предполагает, прежде всего, ознакомление с понятием «дорога» и ее элементами (проезжая часть, поребрик, тротуар – в младшем возрасте; многополосное движение – в подготовительной). Чтобы ребенок  смог остановиться  у поребрика, он должен четко научиться выделять этот элемент дороги. Выполнив это требование «остановись» маленький пешеход должен оценить окружающую обстановку (т. е. «посмотри». Заключительный этап алгоритма «перейди»  учит ребенка правилам перехода проезжей части (обязательно три фиксации поворота головы: в сторону движущегося транспорта - налево, в противоположную и опять в сторону транспорта – направо).

   Итак, знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо в системе, с самого раннего детства, так, как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Загадки.

В два ряда дома стоят-

И квадратными глазами

Друг на друга глядят

                    (улица)

Стоп машина, стоп мотор.

Тормози скорей шофер!

Внимание, глядит в упор

На вас трехглазый  взор:

Зеленый, желтый, красный-

Он приказ дает вам ясный.

( светофор)

Спозаранку за окошком

Стук и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят яркие дома.

(трамвай)

Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками.

(троллейбус)

Этот конь не ест овса.

Вместо ног два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.

(велосипед)

Что за чудо - яркий дом

Ребятишек полон он.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

(автобус)

Для этого коня еда- бензин и масло и вода.

На лугу он не пасется, по дороге он несется.

Чтобы я тебя повез, ему не нужен овес.

Накорми меня бензином, на колеса дай резину

И тогда , поднявши пыль, побежит…(автомобиль)

Город, в котором

Мы с вами живем

Можно по праву

Сравнить с букварем.

Азбукой улиц, дорог

Город дает нам

Все время урок.

Азбуку города

Помни всегда

Чтоб не случилась

С тобою беда!

Чтоб не случилось столкновение,

Мы даем предупреждение!

Мы требуем особое поведение,

Запрещаем всяческое движение!

Мы вам укажем заранее.

Где телефон, а где вкусное питание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста.

Родительское собрание , посвящённое профилактике дорожно-транспортного травматизма у детей дошкольного возраста. Работая уже третий год в этой группе, с этими детками и их родителями я всегда с...

Перспективное планирование по профилактике дорожно-транспортного травматизма у детей дошкольного возраста

Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практиче­ским формам обуч...

Методическая разработка музыкально-игрового досуга по профилактике дорожно-транспортного травматизма у детей дошкольного возраста «Необыкновенные приключения на дороге»

В данной методической разработке представлен сценарий музыкально-игрового досуга «Необыкновенные приключения на дороге». Досуг разработан и предназначен для проведения с детьми подготовите...

Комплекс игр по профилактики дорожно-транспортного травматизма для детей дошкольного возраста

В рамках концепции попутного развития приобретаются навыки дорожного движения....

«Система работы по профилактике Дорожно – транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста в логопедической группе ДОУ»

ull;Дошкольный возраст – важнейший период,  дошкольного детства, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, поведения  дома, на улице и в обще...