Консультация "Создание условий для исследовательской деятельности в детском саду"
консультация на тему

Жирякова Ольга Борисовна

«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности». С.Л.Рубинштейн. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Консультация «Создание условий для исследовательской деятельности в детском саду»

2.        «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности». С.Л.Рубинштейн. Ребёнок-исследователь по своей природе.

3.        Важнейшими чертами детского поведения являются наблюдательность, любознательность, жажда новых открытий и впечатлений. Задача взрослых - помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание, саморазвитие.

4.        Исследования дают ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?». Важно, чтобы ребёнок делал всё сам, а не только был в роли наблюдателя. Усваивается всё крепко и надолго ,когда ребёнок слышит, видит и делает сам.  Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольных учреждений.

5.        Организация экспериментирования в детском саду предполагает выполнение определённых психолого – педагогических условий. К таким условиям необходимо отнести три основные компонента: содержание, предметно – развивающая среда и психологический комфорт. Рассмотрим подробнее каждое из названных условий. Говоря о содержании  организации экспериментальной деятельности детей, целесообразно отметить необходимость создания картотеки экспериментов и опытов. Роль картотеки трудно переоценить, так как данный материал является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности, ведь в каждой из карточек отражена информация  о цели и задачах эксперимента, его содержании, оборудовании, которое необходимо для опыта и фиксирования ожидаемого результат. Кроме того, картотечный принцип позволяет систематизировать имеющиеся материалы в зависимости от возраста детей, тематики, программного содержания. Ещё одним важным условием является разнообразная предметно – развивающая среда. Существуют основные требования к оборудованию развивающей среды. Помимо того, что среда должна быть безопасной, здоровьесберегающей, эстетически привлекательной, она ещё должна иметь характер открытой , незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только способствует развитию основных личностных качеств, но и сама способна развиваться и пополнятся, что является необходимым условием полноценной организации  исследовательской деятельности.

6.        При отборе содержания детского экспериментирования необходимо учитывать возрастные особенности детей, закономерности психического развития ребёнка, а также жизненный опыт. Ребёнок проявляет широкую любознательность к тем предметам и явлениям, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы через призму собственного опыта. Необходимо учитывать, что дошкольнику трудно работать без речевого сопровождения, они проходят стадию проговаривания своих действий вслух. Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов исследования, необходимо учитывать право ребёнка на ошибку.

7.        В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперимент превращается в бесцельное манипулирование предметами, с не завершёнными выводами, не имеющими познавательной ценности. Основная задача педагога – поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получили новую информацию об объектах  своих исследований, но и делали маленькие открытия.

8.        Направления исследовательской деятельности. Опытно - экспериментальную работу желательно строить по трём взаимосвязанным направлениям:

  • живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, приспособление к окружающей среде);
  • неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота);
  • человек (функционирование организма);
  • рукотворный мир; материалы и их свойства, преобразование предметов.

9.        С какими понятиями и естественно – научными представлениями нужно знакомить дошкольников:

  • с физическими свойствами окружающего мира
  • с географическими  представлениями
  • с элементарными представлениями о Солнечной системе и основными космическими явлениями
  • различными свойствами веществ: мягкость, твёрдость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость
  • с основными природно – климатическими зонами, условиями жизни на Земле
  • с разными видами ландшафта, с представлениями о природных богатствах Земли
  • с представлениями об основных физических явлениях; магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света.

10.        Элементарность и доступность исследовательской деятельности. В условиях детского сада используются элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключаются в характере решаемых задач; они известны только детям. Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В- третьих, они практически безопасны. В- четвёртых, в такой работе используется обычное бытовое игровое оборудование.

11.        Оборудование экспериментального уголка:

  • Прозрачные и непрозрачные ёмкости.
  • Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки.
  • Пипетки, шприцы пластиковые без игл.
  • Резиновые груши разного размера, пластиковые, резиновые трубочки
  • Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.
  • Пластиковые контейнеры.
  • Рулетка, линейка.
  • Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи, термометр.
  • Фартуки клеёнчатые, щётки, совки.
  • Цветные прозрачные стёклышки, лупы, зеркала, магниты.
  • Лопатки, грабли.
  • Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской работы.

12.        Правила безопасности и жизнедеятельности детей:

  • Работа под наблюдением взрослого
  • Все вещества эксперимента брать только ложечкой
  • Грязными руками не трогать глаза
  • Не брать руки в рот

13.        Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребёнок самореализует себя. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментально-исследовательская деятельность в детском саду совместно с родителями.

Цель проекта - формирование начало экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхожде...

Консультация для родителей на тему: «Создание условий для исследовательской деятельности в детском саду».

Консультация «Создание условий для исследовательской деятельности в детском саду»...

Семинар – практикум Тема: «Организация исследовательской деятельности в детском саду с целью формирования у дошкольников основных ключевых компетенций и способности к исследовательскому мышлению»

Исследовательская деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в исследовательской...