формирование представлений у детей о сезонных изменениях
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа) на тему
отчет о проделанной работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
20.11.2014_otchet.docx | 55 КБ |
20.11.2014_otchet.rar | 39.51 КБ |
Предварительный просмотр:
1.
Тема: Формирование представлений о сезонных изменениях у детей младшего дошкольного возраста с использованием динамических систем.
2.
У детей дошкольного возраста формирование конкретных представлений об изменяющемся предмете происходит при участии важнейших мыслительных процессов — анализа и синтеза.
Учитывая специфику детей дошкольного возраста особенности их психического и личностного развития, можно сказать что в данном возрасте у детей есть отдельные представления об изменениях в природе, однако они затрудняются выявлять элементарные взаимосвязи. Существует много методов и приемов ознакомления детей с изменениями в природе, но мы считаем лучше использовать метод динамических систем.
Е.И. Тихеева, Д.В. Сергеева, С.Н. Николаева, и др., доказали, что знания закономерностей о взаимосвязи в природе, заключают в себе большие возможности для всестороннего развития личности дошкольника и формирования системы знаний о природе.
Н.Н. Поддъяков подчеркивает, что для становления и развертывания различных форм мышления в дошкольном возрасте чрезвычайно важную роль играет восприятие детьми изменений и преобразований предметов, объектов.
Таким образом, использование динамических систем при ознакомлении детей с природой становится важным фактором их умственного развития.
3.
Учеными были выявлены условия, при которых достигается эффект умственного воспитания дошкольников в процессе их ознакомления с закономерными изменениями природы. К ним относятся:
- регулярные (с одинаковым интервалом времени) наблюдения;
- синхронные с фиксацией их результатов в календаре;
- ретроспективные и перспективные вопросы, позволяющие строить цепочку последовательных событий.
4.
Мы считаем, что выполнение всех этих условий возможно при использовании в работе динамических систем, поэтому
Цель нашей работы: способствовать развитию у детей младшего дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях при помощи динамических систем.
Исходя из цели мы поставили перед собой следующие задачи.
Задачи:
- Углубить и расширить представления детей о сезонных изменениях.
- Развивать познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности.
- Воспитывать чувства бережного отношения к природе.
Для решения намеченных задач мы определили этапы работы.
- Начальный
- Основной
- Заключительный
5.
На начальном этапе мы изучили методику по использованию динамических систем Н.Н. Поддъякова и С.Н. Николаевой.
Описание методик:
Н.Н Поддъяковым была разработана подвижная конструкция, условно названная Дрон. Она заключалась в демонстрации детям видоизменений которые производились на глазах у детей, либо готовые положения конструкции, резко различающиеся между собой. Им было установлено: когда дети могли проследить все последовательные переходы Дрона из одного состояния в другое, у них формировалась система представлений. Этого не наблюдалось, тогда когда дети знакомились только с отдельными состояниями конструкции.
С.Н. Николаева предлагает методику недельного ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе т.е. одну неделю каждого месяца проходит цикл наблюдений за комплексом сезонных явлений в неживой природе, растительном, животном и социальном мире.
6.
Изучив авторские методики, мы вывели свой алгоритм работы:
- Формирование обобщенных представлений об изменениях в неживой природе.
- о приспособленности растений, животных к неживой природе.
- И о приспособленности людей к изменениям среды.
7.
Далее провели диагностику.
Для этого мы использовали методику: В.Синельниковой и О.М. Газиной. Она позволяет достаточно полно выявить характер, содержание и объем знаний детей о сезонных явлениях в природе и проводиться с помощью индивидуальных бесед и дидактических игр.
Проведя диагностику мы увидели, что большие затруднения дети испытывают при объяснении причинно-следственных связей в природе таких как: не могут рассказать почему появляются лужи, почему они высыхают, не знают зачем нужен дождь и т.д.
Анализ результатов доказывает необходимость проведения целенаправленной, последовательной педагогической работы по развитию представлений о сезонных изменениях.
8.
На основном этапе мы отрабатывали наш алгоритм работы.
Проводили цикл занятий, наблюдений, дидактических игр, бесед.. По ходу наблюдения обучали исследовательским действиям. Приучали малышей рассказывать о результатах наблюдения.
9.
При изучении обобщенных представления в неживой природе побуждали устанавливать простейшие взаимосвязи
- Светит солнце, становиться теплее;
- Темные тучи на небе – будет дождь, или снег;
- После дождя, все кругом мокрое и др.
В связи с этим проводили наблюдения: за солнцем, за небом и облаками и др.
Эффективным приемом установления простейших взаимосвязей являются элементарные опыты. «Свойства воды», «Мокрый песок», и др.
Рассматривали картины: «Золотая осень», «Зимний пейзаж», и т.д.
Использовала иллюстрации Е. Чарушина, Е. Бианки, Ю. Васнецова и др
Проводили дидактические игры: «Когда это бывает?», «Третий лишний», и др.
Подвижные игры.
Беседы: "Для чего нужна вода?" и др.
Беседы, наблюдения сопровождались чтением художественной литературы.
10.
Для формирования обобщенных представлений о приспособленности растений и животных к явлениям неживой природы использовала следующие методы и приемы.
Наблюдения: за птицами, за деревом, за сезонными изменениями и др.
Опыты: в тепле на веточках появились зеленые листочки и др.
таким образом устанавливали простейшие взаимосвязи
- Стало тепло – появляется трава, первые цветы;
- Светит солнце –порхают бабочки;
- Дует ветер – качаются деревья;
Через труд также обучали устанавливать простейшие взаимосвязи:
Птицам холодно – их надо кормить.
Цветок завял - растениям нужна вода – полив цветов в цветнике.
Дидактические игры: «Где растет?», «Почтальон принес посылку», и др.
На улице проводили подвижные игры.
Рассматривали картины.
Проводили беседы: Зачем зайчику другая шубка?, Листопад.
Беседы и наблюдения так же сопровождались чтением художественной литературы.
11.
Формируя обобщенные представления о приспособленности людей к изменениям в природе мы проводили.
Наблюдения: Одежда людей в разные сезоны, Сбор урожая и др.
Рассматривали картины по темам: Серия «Наша Таня» и др.
Сюжетно ролевые игры.
Экскурсии: За территорию детского сада «Наблюдение за уборкой улиц», «За работой дворника» и др.
Труд: Уборка листьев на участке, чтобы весной травка росла быстрее и др.
12.
Данная работа проводилась по перспективному плану детского сада с учетом рекомендаций С. Н. Николаевой, а именно одна неделя каждого месяца была посвящена изучению изменений в природе характерных для этого месяца. Это позволило сформировать у детей конкретные и отчетливые представления о разных периодах года, о закономерности постепенного преобразования природы в течении года, о зависимости состояния растительного и животного мира от факторов неживой природы.
Результатом деятельности является проведение итогового занятия по сезону на котором дети демонстрируют свои знания в области природных явлений, животных, растений, социального мира. На итоговых занятиях используются развивающие игры направленные на обобщение знаний детей о сезонных изменениях в природе, об их характерных особенностях.
13.
На заключительном этапе происходит закрепление знаний, умений и навыков по формированию представлений о сезонных изменениях у детей и дальнейшему их совершенствованию. Для этого в группе была создана специальная среда: мы разделили группу на зоны и выделили уголок природы, изготовили подвески по сезонам, календарь природы «Окно», макет «Времена года», разные пособия .
14.
Ну и конечно мы понимали, что успешность усвоения детьми представлений о сезонных изменениях не возможно без взаимодействия с родителями.
В работе с родителями использовались как традиционные формы так и нетрадиционные.
С большим интересом родители участвуют в экологических акциях: «Накормим птиц», «Кормушка», «Сохраним ёлку – красавицу наших лесов. Родители не остаются равнодушными.
15.
Также на заключительном этапе прошла повторная диагностика.
Её результаты по сравнению с диагностикой в начале года, стали выше, из-за снижения низкого и среднего уровня. Следовательно, можно сделать вывод, что у детей сформировались представления о сезонных изменениях при помощи динамических систем.
16.
Дети научились:
Называть времена года, не только в жизни но и изображенное на картинке; признаки времени года; объясняют почему люди одевают ту или иную одежду; что нужно взять с собой если идет дождь; могут рассказать почему они не катаются на санках летом.
В ходе экологической деятельности дети научились проявлять заботу, бережное отношение к природе.
Дети сами могут придумывать загадки, решать элементарные логические задачи. И самое важное, когда решая логические задачи дети могут понять содержание со скрытым смыслом.
17.
В перспективе на будущее мы планируем:
- Внедрить в работу систему использования мнемотаблиц для составления рассказов о признаках времен года, о погоде и т.д.
- Способствовать развитию самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности.
Предварительный просмотр:
1.
Тема: Формирование представлений о сезонных изменениях у детей младшего дошкольного возраста с использованием динамических систем.
2.
У детей дошкольного возраста формирование конкретных представлений об изменяющемся предмете происходит при участии важнейших мыслительных процессов — анализа и синтеза.
Учитывая специфику детей дошкольного возраста особенности их психического и личностного развития, можно сказать что в данном возрасте у детей есть отдельные представления об изменениях в природе, однако они затрудняются выявлять элементарные взаимосвязи. Существует много методов и приемов ознакомления детей с изменениями в природе, но мы считаем лучше использовать метод динамических систем.
Е.И. Тихеева, Д.В. Сергеева, С.Н. Николаева, и др., доказали, что знания закономерностей о взаимосвязи в природе, заключают в себе большие возможности для всестороннего развития личности дошкольника и формирования системы знаний о природе.
Н.Н. Поддъяков подчеркивает, что для становления и развертывания различных форм мышления в дошкольном возрасте чрезвычайно важную роль играет восприятие детьми изменений и преобразований предметов, объектов.
Таким образом, использование динамических систем при ознакомлении детей с природой становится важным фактором их умственного развития.
3.
Учеными были выявлены условия, при которых достигается эффект умственного воспитания дошкольников в процессе их ознакомления с закономерными изменениями природы. К ним относятся:
- регулярные (с одинаковым интервалом времени) наблюдения;
- синхронные с фиксацией их результатов в календаре;
- ретроспективные и перспективные вопросы, позволяющие строить цепочку последовательных событий.
4.
Мы считаем, что выполнение всех этих условий возможно при использовании в работе динамических систем, поэтому
Цель нашей работы: способствовать развитию у детей младшего дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях при помощи динамических систем.
Исходя из цели мы поставили перед собой следующие задачи.
Задачи:
- Углубить и расширить представления детей о сезонных изменениях.
- Развивать познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности.
- Воспитывать чувства бережного отношения к природе.
Для решения намеченных задач мы определили этапы работы.
- Начальный
- Основной
- Заключительный
5.
На начальном этапе мы изучили методику по использованию динамических систем Н.Н. Поддъякова и С.Н. Николаевой.
Описание методик:
Н.Н Поддъяковым была разработана подвижная конструкция, условно названная Дрон. Она заключалась в демонстрации детям видоизменений которые производились на глазах у детей, либо готовые положения конструкции, резко различающиеся между собой. Им было установлено: когда дети могли проследить все последовательные переходы Дрона из одного состояния в другое, у них формировалась система представлений. Этого не наблюдалось, тогда когда дети знакомились только с отдельными состояниями конструкции.
С.Н. Николаева предлагает методику недельного ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе т.е. одну неделю каждого месяца проходит цикл наблюдений за комплексом сезонных явлений в неживой природе, растительном, животном и социальном мире.
6.
Изучив авторские методики, мы вывели свой алгоритм работы:
- Формирование обобщенных представлений об изменениях в неживой природе.
- о приспособленности растений, животных к неживой природе.
- И о приспособленности людей к изменениям среды.
7.
Далее провели диагностику.
Для этого мы использовали методику: В.Синельниковой и О.М. Газиной. Она позволяет достаточно полно выявить характер, содержание и объем знаний детей о сезонных явлениях в природе и проводиться с помощью индивидуальных бесед и дидактических игр.
Проведя диагностику мы увидели, что большие затруднения дети испытывают при объяснении причинно-следственных связей в природе таких как: не могут рассказать почему появляются лужи, почему они высыхают, не знают зачем нужен дождь и т.д.
Анализ результатов доказывает необходимость проведения целенаправленной, последовательной педагогической работы по развитию представлений о сезонных изменениях.
8.
На основном этапе мы отрабатывали наш алгоритм работы.
Проводили цикл занятий, наблюдений, дидактических игр, бесед.. По ходу наблюдения обучали исследовательским действиям. Приучали малышей рассказывать о результатах наблюдения.
9.
При изучении обобщенных представления в неживой природе побуждали устанавливать простейшие взаимосвязи
- Светит солнце, становиться теплее;
- Темные тучи на небе – будет дождь, или снег;
- После дождя, все кругом мокрое и др.
В связи с этим проводили наблюдения: за солнцем, за небом и облаками и др.
Эффективным приемом установления простейших взаимосвязей являются элементарные опыты. «Свойства воды», «Мокрый песок», и др.
Рассматривали картины: «Золотая осень», «Зимний пейзаж», и т.д.
Использовала иллюстрации Е. Чарушина, Е. Бианки, Ю. Васнецова и др
Проводили дидактические игры: «Когда это бывает?», «Третий лишний», и др.
Подвижные игры.
Беседы: "Для чего нужна вода?" и др.
Беседы, наблюдения сопровождались чтением художественной литературы.
10.
Для формирования обобщенных представлений о приспособленности растений и животных к явлениям неживой природы использовала следующие методы и приемы.
Наблюдения: за птицами, за деревом, за сезонными изменениями и др.
Опыты: в тепле на веточках появились зеленые листочки и др.
таким образом устанавливали простейшие взаимосвязи
- Стало тепло – появляется трава, первые цветы;
- Светит солнце –порхают бабочки;
- Дует ветер – качаются деревья;
Через труд также обучали устанавливать простейшие взаимосвязи:
Птицам холодно – их надо кормить.
Цветок завял - растениям нужна вода – полив цветов в цветнике.
Дидактические игры: «Где растет?», «Почтальон принес посылку», и др.
На улице проводили подвижные игры.
Рассматривали картины.
Проводили беседы: Зачем зайчику другая шубка?, Листопад.
Беседы и наблюдения так же сопровождались чтением художественной литературы.
11.
Формируя обобщенные представления о приспособленности людей к изменениям в природе мы проводили.
Наблюдения: Одежда людей в разные сезоны, Сбор урожая и др.
Рассматривали картины по темам: Серия «Наша Таня» и др.
Сюжетно ролевые игры.
Экскурсии: За территорию детского сада «Наблюдение за уборкой улиц», «За работой дворника» и др.
Труд: Уборка листьев на участке, чтобы весной травка росла быстрее и др.
12.
Данная работа проводилась по перспективному плану детского сада с учетом рекомендаций С. Н. Николаевой, а именно одна неделя каждого месяца была посвящена изучению изменений в природе характерных для этого месяца. Это позволило сформировать у детей конкретные и отчетливые представления о разных периодах года, о закономерности постепенного преобразования природы в течении года, о зависимости состояния растительного и животного мира от факторов неживой природы.
Результатом деятельности является проведение итогового занятия по сезону на котором дети демонстрируют свои знания в области природных явлений, животных, растений, социального мира. На итоговых занятиях используются развивающие игры направленные на обобщение знаний детей о сезонных изменениях в природе, об их характерных особенностях.
13.
На заключительном этапе происходит закрепление знаний, умений и навыков по формированию представлений о сезонных изменениях у детей и дальнейшему их совершенствованию. Для этого в группе была создана специальная среда: мы разделили группу на зоны и выделили уголок природы, изготовили подвески по сезонам, календарь природы «Окно», макет «Времена года», разные пособия .
14.
Ну и конечно мы понимали, что успешность усвоения детьми представлений о сезонных изменениях не возможно без взаимодействия с родителями.
В работе с родителями использовались как традиционные формы так и нетрадиционные.
С большим интересом родители участвуют в экологических акциях: «Накормим птиц», «Кормушка», «Сохраним ёлку – красавицу наших лесов. Родители не остаются равнодушными.
15.
Также на заключительном этапе прошла повторная диагностика.
Её результаты по сравнению с диагностикой в начале года, стали выше, из-за снижения низкого и среднего уровня. Следовательно, можно сделать вывод, что у детей сформировались представления о сезонных изменениях при помощи динамических систем.
16.
Дети научились:
Называть времена года, не только в жизни но и изображенное на картинке; признаки времени года; объясняют почему люди одевают ту или иную одежду; что нужно взять с собой если идет дождь; могут рассказать почему они не катаются на санках летом.
В ходе экологической деятельности дети научились проявлять заботу, бережное отношение к природе.
Дети сами могут придумывать загадки, решать элементарные логические задачи. И самое важное, когда решая логические задачи дети могут понять содержание со скрытым смыслом.
17.
В перспективе на будущее мы планируем:
- Внедрить в работу систему использования мнемотаблиц для составления рассказов о признаках времен года, о погоде и т.д.
- Способствовать развитию самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по теме самообразования: « Формирование представлений у детей о правилах дорожного движения через игру
Формировать у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения через игру....
Отчет по творческой теме: «Формирование представлений у детей о правилах дорожного движения через игру»
главная задача взрослых – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Я выбрала самый до...
Учебно-методическое пособие по углублению и расширению знаний детей о сезонных изменениях в природе «Волшебный круг»
Игра предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В игре могут участвовать от 1 до 4 детей. Игра будет интересна воспитателям детских садов, родителям, гувернерам и др....
Ознакомление детей с сезонными изменениями в природе
Методы организации детей при ознакомлении с природой....
Знакомство детей с сезонными изменениями в природе с помощью физкультминутки
Дошкольное образования – это первая ступень образования, это начальный этап приобретение знаний, умений и навыков – зарождение определённых интересов, способностей, идентификация реб...
НОД по развитию речи во второй младшей группе Тема: «Весна пришла» Цель: Обобщить знания детей о сезонных изменениях весной в природе, о жизни диких животных и птиц.
НОД по развитию речи во второй младшей группеТема: «Весна пришла»Цель: Обобщить знания детей о сезонных изменениях весной в природе, о жизни диких животных и птиц. Задачи:Образователь...
Консультация для педагогов «Знакомство детей с сезонными изменениями в природе с помощью физкультминутки»
Дети дошкольники – непоседливы, они активны, изобретательны, умелы и очень изобретательны. Они охотно вступают в дискуссию друг с другом, делятся своими впечатлениями и переживаниями....