Конспект НОД «Русский костюм»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект НОД «Русский костюм»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_kostyum.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Русский костюм»

обучающие задачи: Познакомить с историей русского костюма с особенностями его внешнего вид . Формировать  представления об элементах  костюма.

развивающие задачи: Расширять кругозор, любознательность ; формировать образную речь ; обогащать словарь.

воспитывающие задачи:  Прививать любовь  к своей Родине; формировать  эстетический вкус; воспитывать интерес к народному быту.

Оборудование: сундук, мужской и женский национальные  костюмы ,  листочки с нанесенным силуэтом одежды, картинки  для игры “ третий лишний”.

Ход организованной образовательной деятельности

 Воспитатель: О ! Какой красивый сундучок!  

                           И закрыт  он  на замок

                           Если  ключик      подберём  ,

                           В прошлый  век  мы попадём !

А как же нам его открыть? Чтобы сундучок открылся ---  нужно отгадать загадки

Загадки:

1 Маленькая собачка, свернувшись  лежит, не кусает, не лает , а в дом не пускает.

2 Хвост на дворе , нос в конуре, кто хвост повернет , тот в дом войдёт.

Молодцы, ребята! Ну вот сундучок и   открылся. Что это в нём?              

(достаём  из    сундучка  элементы  русской  национальной одежды ----  платок, передник,  рубаха  ,  пояс, сарафан ,кокошник ,фуражка, лапти. При этом называем

вещи  вместе с детьми).

Воспитатель: Знаете ли вы как выглядели  ваши прапрабабушки и  прапрадедушки  вот в этих одеждах?

- Как называется этот предмет? ( рубашка)                                                 Правильно.  Рубаха – косоворотка.

-  Кто догадался , почему  она так называется ?

( потому что застёжка  наискосок , а не ровно ).

- Что ещё есть в сундуке?( пояс).

- А  зачем нужен  пояс?( завязывать на рубаху  ).

- Правильно . Рубаху  носили на  выпуск и подпоясывали узким поясом или шнурком.

Воспитатель:  Иди,  Серёжа, мы тебе рубаху оденем и поясом подпояшем.

- Как вы думаете для чего ещё нужен был пояс?( ответы детей). А ещё служил как карман, положить  топор или другой инструмент  за пояс.

- А , что это за предмет одежды и кто его носит?

Правильно, брюки, но раньше их называли порты и носили их мужчины.

Ну ,а это картуз. Какой головной убор он вам напоминает? ( фуражку).

Воспитатель:  Ребята в сундуке ещё что – то есть. Что же это? ( сарафан, передник).       Иди, Нина примерь костюм.

- Как вы думаете для чего нужен передник?( оберегает от грязи, украшает одежду).

- А, что надевали на голову женщины? (платок, кокошник) .

Как вы думаете  какая бывает одежда ? ( повседневная и праздничная ).

- А в этот наряд куда можно одеть ? ( на праздник ).

- Что   делали  люди  на праздниках ? ( водили хороводы, пели песни , плясали, играли в разные игры).

Воспитатель:      Хочу предложить русскую  народную игру “Пятнашки”. 

( описание игры. Очерчивается круг, играющие встают за кругом. Водящий с метлой в руке становится за линию круга вовнутрь. Дети произносят  : 1,2, 3—лови!  Дети перепрыгивают через линию в круг и обратно , стараясь, чтобы водящий метлой не коснулся. Если водящий дотронулся метлой, когда дети находились в кругу, то они выходят из игры и выполняют задания( 5 приседаний, 5 прыжков на одной ноге и т. д .) после чего возвращается в игру.)                                                                                              

 --Хотите ещё поиграть ?   Игра называется “ Третий лишний “ .  

Описание игры. (На экране появляются изображения трёх предметов женской одежды :два предмета современной одежды и один старинный. Сказать ,что лишнее и почему. По  аналогии мужская  одежда и головные уборы ) .

Воспитатель:   Молодцы, быстро справились с заданием . Ой , ребята в сундуке ещё что –то  осталось! На этих листочках был какой то рисунок ,но от времени рисунок одежды стёрся , давайте восстановим его и увидим какая одежда спряталась. А отгадать можно, если соединить только зелёные точки.

Воспитатель:  -У всех получилась разная старинная одежда . Молодцы , вы все хорошо справились с заданиями .

Тема: “Национальная  одежда  кубанского казака  и  казачки.”

Задачи  обучающие:

Продолжать углублять знания детей  о  кубанской  одежде,  её назначении, названии разных  её частей.

Задачи развивающие:

Развивать интерес у детей к  национальным костюмам, кубанскому орнаменту.

Задачи воспитывающие

Воспитывать любовь и уважение к традициям родного края.

Материалы: Карточки с  изображением кукол  в кубанских костюмах , палка для  игры, детские казачьи  костюмы , картинки с изображением не полного костюма казака  и казачки. Пазлы  национального  костюма.

Ход организованной образовательной деятельности

Воспитатель         Ребята, я пригласила вас  сегодня в театральную костюмерную. Как много здесь  разных костюмов? Давайте посмотрим  что здесь ?     (называем несколько костюмов вместе с детьми ).

-Ребята смотрите,  какие я нашла костюмы. Как вы думаете,  кому они принадлежат?

Дети    казаку и казачке

Воспитатель       Национальная кубанская  одежда очень древняя. Казачий костюм складывался веками.  Как вы думаете что   носили казаки?

Дети    Рубаха, штаны, черкеска, бурка, папаха, башлык

Воспитатель      Как назывались штаны которые носил казак?

- Правильно они  называются шаровары.  В них удобно было скакать на лошадях. Eщё,  казаки  носили черкеску чёрного цвета с широкими отворотами на рукавах. Черкеска -  верхняя мужская одежда, которая одевается  сверху рубахи.  Что вы видите на груди черкески ?

Дети     на груди  черкески находятся газыри

Воспитатель     Что такое газыри?

Дети    - это кармашки для патронов.

Воспитатель показывает башлык и спрашивает:   Ребята, а знает ли кто нибудь как это называется? –

 Ответы   детей:

Дети     -   Тёплая накидка с длинными концами.

Воспитатель      Правильно ребята, а называется это – башлык. А какой головной убор носили казаки?

Ответы детей:  на голове носили шапку, фуражку и т.д.

Воспитатель     Шапка казака называлась кубанка.

Что- то  вы  пропустили?

Дети     Рубашку .

Воспитатель      Правильно, рубашку носили  на каждый день, а праздничная рубаха называлась  бешмет.

А сейчас поиграем, а заодно и проверим,   как вы знаете части костюма казака.

Дидактическая игра «Назови элемент  казачьего костюма»

Берите по карточке (на  карточках  нарисованы куклы  в казачьих костюмах) .Кто из вас больше назовёт деталей одежды, тот и выиграет. Хотите ещё поиграть?

Игра “Перетяжка”

(описание  игры: играющие делятся на 2 группы .  Вожак одной группы берёт палку, а за него берутся остальные. Другой вожак берётся за ту же палку  с другой стороны. Каждая группа старается перетянуть палку на свою сторону. Перетянувшие выигрывают).

- А теперь посмотрите на костюм казачки .Видите какой красивый костюм, какая вышивка, какие яркие , сочные краски. Женская казачья одежда, даже повседневная , шилась и украшалась с любовью .

- Ребята, кто скажет из чего  состоял женский костюм? (костюм состоял из юбки и кофты).Какие детали украшали кофту?   -  Правильно ребята, оборка по низу кофты называется баской

Воспитатель      Ребята, про рубаху, про кофту, про папаху мы поговорили, а что мы не назвали в костюме казачки?  Правильно мы не сказали о юбке. Какая же юбка была у казачки?

Ответы детей: пышная, широкая.

Воспитатель    А как же украшали юбку?

Воспитатель      Правильно  ребята, внизу юбка украшалась оборками , кружевами .Юбки любили шить пышными.

- А что же на голову надевали казачки?

Дети    На голову надевали красивый платок. Давайте одну из наших девочек  оденем в этот замечательный костюм. А голову покроем красивым, ярким платком.  

Воспитатель  Ребята, а хотите  поиграть в игру : ” Сложи костюм”

(описание игры : картинки костюма разрезаны на несколько частей по типу пазлов надо из частей сложить целую картинку ).

- Куда же одевали казаки и казачки самые нарядные свои  одежды?(на праздники ).

Воспитатель   Ребята, а давайте вспомним и  перечислим названия народных праздников.

Дети перечисляют:    Пасха, масленица, рождество.

Воспитатель     Что делают они  на праздниках?

Дети   Песни поют , водят хороводы, играют в игры .

Вот и мы с вами поиграем в игру “ Курень”

Описание игры: В разных концах зала ставятся 3,4, стула. На которых лежат шали. Дети образуют во круг стульчиков круги по 5-10 человек. Под веселую музыку, дети пляшут в рассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим стульям, берут шаль и вытянутыми над головой руками натягивают ее( крыша).

В наше время такую одежду не носят, одевают современные вещи . Но кубанские народные костюмы достались нам в наследство от предков. И мы с вами должны гордиться и беречь такую красоту, созданную нашими предками  . А иногда, по особым праздникам можем и пощеголять  в кубанских казачьих костюмах ,как настоящие казаки и казачки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Русский народный костюм"

Пословицы  о  труде,  игра  " Золотые  ворота"....

конспект НОД "История русского костюма"

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы ОО "Познавательное развитие" и "Художественно-эстетическое развитие"...

Куклы в национальных костюмах (татарские, русские костюмы)

Уникальный сувенир - куклы в татарских и русских национальных костюмах....

Конспект ООД "Русские костюмы"

Цель: Создание условий для расширения представлений у детей старшей группы о видах русской народной одежды: мужского и женского костюма древней Руси. Задачи: • Способствовать расширению...

Конспект досуга "Русский костюм"

В рамках проекта "Русские традиции" был проведен досуг, целью которого было приобщение детей к истокам русской культуры....

Занятие в средней группе по знакомству с русским костюмом. «Русский национальный костюм»

Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей....