Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из самых основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Чувства патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей Родины. Поэтому данная работа включает комплекс задач: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание и уважение к труду; развитие интереса к народным традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о Башкортостане, о ее столице; расширение представлений о России, о ее столице; расширение представлений о городах своей Родины; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Большую роль в воспитание нравственных чувств играют народные сказки. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Немаловажное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами. Систему и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей можно представить следующим образом:
семья - детский сад - родная улица, район - родной город - страна, её столица, символика права и обязанности(Конституция). Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Знакомясь с родным селом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenno_222.docx | 35.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический план по ознакомлению с родным краем в подготовительной группе
Маленькая родина все равно большая, ведь она единственная.
Ж.Ренар
Моя малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать - все!
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф.
Цель: формировать у детей нравственно-патриотических качеств в процессе знакомства с родным краем: чувства восхищения родным краем, чувства уважения к своему народу, чувства гордости за свою страну. Знакомить детей с историей возникновения родного села; с его достопримечательностями, памятниками. Знакомить знаменитыми людьми родного края, дать первоначальное представление об обычаях и традициях разных народов, о российских праздниках. Формировать у детей представление о родной республике, о своей стране - России.
Сроки | Тема | Форма работы | Предварительная работа | |
Сентябрь | 1.День Знаний 2.Автопортрет 3. «Наш любимый Инзер!» 4.Моя семья | 1.НОД, Парамонова. 2.Художественное творчество 3.Экскурcия на берег реки Большой Инзер. 4.Разгадывание ребуса «7я» | 1.Беседа о школе, рассматривание картинок, д/и «Собери школьные принадлежности» 2.Рассматривание фотографий, портретов, чтение хар-ки по знаку зодиака. 3.Рассматривание альбома «Природа Башкортостана», беседа о летнем отдыхе детей 4.Беседа о домашних обязанностях детей, о семейных традициях, СРИ «Семья», чтение художественной литературы. | |
Октябрь | 1.Осень, осень в гости просим. 2.Башкирские и русские народные подвижные игры. 3.День Суверенитета. 4.Символы нашего села. | 1. Беседа о труде хлеборобов. 2.Спортивное развлечение 3.Утренник. 4.Художественное творчество. | 1.Чтение художественной литературы, рассматривание альбома о труде взрослых 2.Беседы о народах, живущих в Башкортостане, об их культуре и традициях, рассматривание альбома «Народы Башкортостана», разучивание подвижных игр. 3.Беседы, НОД, чтение худ литературы, разучивание стихов и песен. 4.Рассматривание карты нашего села, государственными символами. | |
Ноябрь | 1.Единый народ – великая сила. 2.Что такое заповедник. 3.Спортивные достижения инзерцев. 4.Чьи имена носят улицы? | 1.Беседа 2.НОД. Зеленова Н.Г. стр.44, встреча с сотрудником ЮУГЗ. 3.Экскурcия в спортивную школу «Олимп». 4.Рассказы детей(заранее подготовленные с родителями) о названиях улиц. | 1.Знакомство с русскими народными обычаями, традициями, рассматривание портретов Минина и Пожарского. 2.Беседы и рассматривание альбомов о природе родного края, наблюдения, целевые прогулки. 3.Беседы о спорте, о старших братьях и сестрах детей, которые занимаются в ДЮСШ. 4.Работа с родителями, чтение художественной литературы. | |
Декабрь | 1.Вот моя деревня, вот мой дом родной. 2.Село Инзер 3.С чего начинается Родина? (повторение) 4.Новогодние праздники. | Фотовыставка 2.Оформление дидактической игры. 3.НОД,стр.38, Д/В 2 – 1999год. 4.Беседа о новогодних обычаях и традициях | 1.Работа с родителями, экскурсия, прогулки. 2.Сбор материала, знакомство с расположением зданий, достопримечательностей. 3.Беседа, рассматривание генеалогических деревьев. 4.Рассматривание картинок, беседа, рассказ воспитателя, чтение худ литературы. | |
Январь | 1.Новогодние каникулы. 2.Салават Юлаев – славный сын башкирского народа. 3.Сильны и могучи богатыри славной Руси. | 1.Художественное творчество 2.Беседа. 3.НОД,Зеленова, стр.29. | 1.Работа с родителями, беседы, посещение новогодних мероприятий организованных в селе. 2.Чтение худ литературы, рассказы воспитателя, рассматривание альбома «Салават Юлаев - национальный герой башкирского народа. 3.Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря», прослушивание былин, просмотр мультфильмов. | |
Февраль | 1.Инзерцы, защищавшие нашу Родину в ВОВ. 2.Состязание батыров и богатырей. 3.Подарки дедушкам и папам. 4.Защитникам Отечества. | 1.Беседа. 2.НОД Ребенок в д/с №5 – 2010. 3.Художественное творчество. 4.Утренник. | 1.Рассматривание фотографий, экскурсия в музей школы №3, чтение художественной литературы. 2.Беседы о героях, рассматривание картин, иллюстраций. 3.Рассматривание открыток, поздравлений. 4.Разучивание стихов, песен и танцев. | |
Март | 1.Наши мамы и мы. 2.Цветы для наших мам. 3.Мамочка, милая, мама моя. 4.С праздником, милые женщины! | 1.Фотокомпозиция. 2.Изготовление подарков. 3.Утренник. 4.Участие в праздничном концерте в ДК с. Инзер. | Работа с родителями. 2.Рассматривание открыток, чтение художественной литературы. 3,4. Разучивание песен ,стихов и танцев. | |
Апрель | 1.Знаменитые люди Башкортостана. 2.Стихи об Инзере. 3.День космонавтики. 4.Родники Инзера. | 1.Беседа. 2.Встреча с Р.Р.Саитгалиной 3.Художественное творчество. 4.Экскурсия к роднику. | 1.Рассматривание фотографий, картин, чтение художественной литературы. 2.Чтение стихов, беседы о поэтах, рассматривание портретов, фотографий. 3.Беседы, рассматривание энциклопедий. 4.Беседа об экологии, Чтение художественной литературы. | |
Май | 1.Герои Советского Союза. 2.День Победы. 3.Мой любимый Инзер! 4.До свиданья, детский сад, здравствуй школа! | 1.Беседа о Героях нашего района. 2.Утренник. 3.Экскурсия по селу. 4.Выпускной утренник. | 1.Выставка книг в книжном уголке, рассматривание картин, иллюстраций о ВОВ. 2.Разучивание стихов, песен, чтение художественной литературы. 3.Расматривание фотографий детей, детских работ о родном селе, чтение стихов об Инзере. 4.Разучивание танцев, стихов и песен о д/с, о школе, о сотрудниках детского сада. |
Литература:
1. Программа «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
2. Журнал «Дошкольное воспитание».
3. Журнал «Ребенок в детском саду».
4. Н.Г. Зеленова «Мы живем в РОССИИ», подготовительная группа.
5. Р.Л. Агишева «Фольклор и литература Башкортостана».
6. Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»
7. Ф.Г. Хисаметдинова «Родной Башкортостан»
8. А.В. Молчева «Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана-дошкольникам»
9. Л.А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет»
10. А.Н. Сикваров «Жемчужина Башкортостана»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему "Использование культурно - региональных ценностей в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Музыка»
Развитие эстетических качеств, художественного вкуса, творческой активности и нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста....
«Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников»
Главной целью работы по этой теме я считаю воспитание исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческо...
Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».
Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группеТема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»....
Консультация для воспитателей "Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников"
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке,...
Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через культуру родного края.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственное и патриотическое воспитание. ...
Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...