Краткосрочный проект "Как зернышко на стол хлебом пришло"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цель проекта: формирование у детей элементов познавательно - исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kak_zernyshko_na_stol_khlebom_prishlo.docx58.41 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект  «Как зернышко на стол хлебом пришел»

           Вид проекта: информационно  - исследовательский, кратковременный, групповой.

           Участники проекта: дети средней группы (4 - 5 лет), воспитатели, родители.

          Время реализации проекта:  с 16 мая – 30 мая 2014 года.

          Актуальность проблемы. Мы заметили, как во время еды дети небрежно  относятся к хлебу: оставляют недоеденные куски, нарочно крошат хлеб на стол.  Конечно,  наши дети городские и не видели, откуда берется хлеб, не ценят  труда людей, что вложили  в кусок хлеба, который потом приходится  выбрасывать в отходы. Частенько в семьях воспитанников отношение к хлебу не намного лучше — зачем ценить то, что недорого и доступно. Дети  имеют неточные знания о хлебе и его полезных свойствах. А также дети плохо едят ржаной хлеб и булочки с начинкой.

        И мы  решили совместно с детьми организовать проект  под названием «От зернышка до каравая», чтобы дети поняли ценность этого продукта, научились бережно, с уважением относиться к хлебу. Нам хотелось заинтересовать детей: показать, какой сложный путь проделывает хлеб, прежде чем попасть на стол, каким разнообразным бывает хлеб.

       Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов познавательно  - исследовательской деятельности, стремление узнать   больше об основном продукте питания человека; расширение кругозора детей.

       Задачи проекта:

- формировать представления детей о том, как выращивается  хлеб;

- формировать и расширять представления о профессиях людей, которые выращивают и производят хлеб;

- развивать умение обследовать, сравнивать, различать и называть колосья разных злаковых культур (рожь, пшеница, ячмень, овёс);

- формировать представления о разнообразии хлебобулочных изделий;

- знакомить детей с произведениями известных художников, поэтов и писателей, посвященных хлебу;

- расширять и активизировать словарь детей, упражнять в словообразовании;

 - воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

        Гипотеза. Если дети узнают, какой долгий путь хлеб должен пройти, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям разных профессий, то будут с уважением и любовью относиться к хлебу и профессии хлебороба.

       Формы работы. Чтение и обсуждение, заучивание, рассказывание, беседа, самостоятельная художественно-речевая деятельность, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры, пальчиковые игры, физкультминутки.
        Методическое сопровождение проекта.
Консультативный материал для родителей, подборка детской
художественной и научно-познавательной литературы, конспект НОД, картотека дидактических игр, наглядно-дидактические пособия.
          ИКТ.
CD-диски, компьютер, мультимедийный проектор, фотоаппарат.

                              Этапы проекта:

1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение  направлений, объектов и методов исследования, выбор оборудования и материалов,  работа с родителями;

 2-й — познавательный: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

 3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.

                           Предполагаемые результаты:

 1. У детей проявится  интерес к хлебобулочным изделиям.

  2. Дети будут бережно относиться  к хлебу, будут стремиться к правильному поведению за столом.

  3. У детей сформируется представление о процессе выращивания и производстве хлеба, о людях, участвующих  в этих процессах.

  4. К  проекту будут привлечены родители, чье просвещение  даст большой плюс в воспитании детей.

                          Этапы реализации проекта

Этапы работы

           Содержание работы

Формы и методы работы

 Задачи

1 этап -

подготовительный

(сбор информации)

2 этап -

основной

(практический)

1.Беседа с родителями о проекте «От зернышка до каравая»

2.Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературе

1.Беседа  с детьми: «Как выращивают хлеб»

2. Дидактические игры: «Расскажи по порядку», «Чего не стало», «Четвертый лишний», «Сосчитай то, что лежит в моей корзине»;  речевые игры «Кто что делает»,  «С какой начинкой пироги?»

3.Чтение художественной литературы: М.Пришвин «Лисичкин хлеб»,  М.Глинская «Каравай», сказки «Колосок», «Колобок», «Крылатый, мохнатый да масленый», И.Сенченко «Хлеб святой», притча о хлебе «Бесконечный хлеб». Разгадывание загадок, заучивание поговорок, пословиц о хлебе, проговаривание скороговорок.

4. Художественное творчество: рисование цветными карандашами «Хлебный колосок»; аппликация «Украсим салфетку под каравай». Рассматривание картин и иллюстраций известных художников о хлебе.

5. НОД «Как хлеб на стол пришел»

 

6. Опытно – экспериментальная деятельность: замешивание теста и выпечка бубликов в духовке на кухне в детском саду

7.Сюжетно-ролевые игры: «Хлебный магазин», «Пекари»

8. Хороводные игры «Ваня», «Каравай»

9.Пальчиковая гимнастика «Тесто»

10. Психогимнастика «Я – зернышко»

11.Физкультминутки «Колоски»,  «Зернышко»

12. Консультации для родителей «Значение хлеба в жизни человека», «Вторая жизнь черствого хлеба»

Беседа. Составление плана реализации проекта.

Сбор материала

Беседа

Игры

Чтение художественной литературы

Продуктивная деятельность

Непосредственно образовательная деятельность

Экспериментирование

Игры

Консультации

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Создать условия для реализации проекта.

Воспитывать уважение к труду взрослых

Закрепить знания о хлебе

Знакомить детей с новыми произведениями.Воспитывать интерес к художественной литературе.

Развитие творческих способностей, умение передавать в рисунке и в лепке разнообразие хлеба, используя различные средства.

Формирование у детей представлений о ценности хлеба. Получение знаний о том, как выращивают хлеб, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей.

Формирование представлений о труде хлеборобов, о
важности их труда.

Развитие ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его
результатам.

3 этап – заключительный

(результативность)

Презентация «Как зернышко на стол хлебом пришло»

Презентация

Закрепление знаний, полученных в результате проектной деятельности

               

Анализ деятельности.

Вместе с детьми мы  проследили весь долгий  путь хлеба – от зернышка до каравая, узнали, сколько труда приложено людьми разных специальностей, чтобы хлеб попал к нам на стол. Дети приобретали и углубляли различные представления о хлебе. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность. Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего мира. В течение этого времени дети познавали мир, делали открытия,  совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения.

                 

                       Беседа «Как  выращивают хлеб»

Цель: развивать  способности детей к речевой деятельности.

Задачи:

• Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

• Учить составлять рассказ по картинкам, передавая свои наблюдения.

• Активизировать словарь детей (колос, рожь, пшеница, комбайн, сеялка, элеватор).

• Развивать мыслительные способности детей: анализ, сравнение, обобщение.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку и отгадайте:

Отгадать легко и просто

Мягкий, пышный и душистый

Он и черный он и белый

А бывает и румяный.

Вкусней его на свете нет.

Дети: Это хлеб

Воспитатель: Да, верно, сегодня мы будем говорить о хлебе. Это самый главный продукт  на каждом столе. А вот каким он бывает, вы мне расскажете.

Игра:«Какой бывает хлеб? »

Ответы детей: румяный, белый, свежий, душистый, черный, аппетитный, воздушный, витаминный…

Воспитатель: Хлеб бывает разный, но обязательно - полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память и улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда ваши родители берут хлеб?

Дети: В магазине.

Воспитатель: Давайте я расскажу вам, как он попал в магазин. Но сначала скажите мне, из чего делают хлеб?

Дети: Хлеб пекут из муки.

Воспитатель: А что такое мука? Из чего ее получают?

Дети: Из зерен пшеницы и ржи.

Воспитатель: Правильно, из зерен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи получают ржаную. Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить много сил и труда. Нужно сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Хотите узнать, как в наше время сеют и выращивают хлеб? Так вот, слушайте: сначала трактором землю вспашут, затем ее проборонят земляной расческой. Далее выезжает в поле трактор, к которому прицеплена специальная сеялка, куда засыпается зерно, которое равномерно высеивается в землю. Зерно прорастает  и наступает время жатвы. Жать зерно выезжает комбайн, собирающий  зерно к себе в бункер и высыпающий в машину, которая зерно увозит на элеватор, на мукомольный завод, где мелют его в муку. Из муки делают тесто, из теста пекут хлеб и развозят по магазинам, где мы его и покупаем. Вот так выращивается хлеб. Давайте повторим новые слова: сеялка, бункер, элеватор, комбайн.

Фикультминутка  «Зернышко».

В землю зернышко попало                       (приседают)

Прорастать на солнце стало                    (руки над головой)

Дождик землю поливал

и росточек подрастал                                (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю по картинкам составить рассказ о том, как выращивается хлеб.

Дети составляют рассказы.

Воспитатель: Скажите, чей рассказ был интереснее и почему? (ответы детей).

Игра: «Кто больше назовет хлебных изделий? ».

Воспитатель: Я буду вам бросать мяч, а вы будете называть изделие из муки.

Дети: Каравай, батон, печенье, торт, хлеб, сушки, ватрушки, крендельки. Воспитатель: Ребята, подойдите к столу и посмотрите, что я для вас приготовила ( на столе – разные виды хлебобулочных изделий).

Воспитатель: Я вам раздам картинки, а вы должны по этим картинкам объединить их в одно название (картинки с выпечкой, например, - батон)

Воспитатель: Вы все были очень внимательными. А что понравилось вам? О чем мы говорили сегодня? Какие новые слова вы узнали? (Ответы детей).

Сегодня занимались все хорошо, молодцы, я вами довольна. Спасибо вам.

      Конспект НОД на тему «Как хлеб на стол пришел»

Образовательные области: познание, коммуникация.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением сельскохозяйственных работ по выращиванию хлеба; чтение художественной литературы (сказки «Колосок», «Колобок»); заучивание пословиц и поговорок о хлебе, отгадывание загадок, разучивание физкультминутки «Колоски», пальчиковая гимнастика «Тесто».

Программное содержание: 

-формировать первичные представления о труде людей, выращивающих и производящих хлеб (комбайнера, тракториста, пекаря, мельника, продавца),  их роли в обществе и жизни каждого человека; закрепить последовательность выращивания хлебных злаков; познакомить со строением колосьев ржи и пшеницы;

- развивать память, внимание, логическое мышление, эмоциональную сферу ребенка; расширять кругозор, поддерживать интерес к познавательной деятельности;

- воспитывать бережное отношение к труду людей и их результату.

Материал к занятию:

1. Колосья пшеницы.

2. Зерна пшеницы.

3. Мука.

4. Сюжетные картинки с изображением:

-сев пшеницы

-колосящееся поле

-уборка комбайном

-мукомольный завод

-пекарня.

 

Ход занятия.

В группе появляется кукла - колобок и поет свою песенку.

- Я колобок, колобок,

по амбару метен,

по сусекам скребен,

на сметане мешен,

в печку сажен,

на окошке стужен.

- Ой, куда это я попал?

Воспитатель:

- Дети, куда попал колобок? Ответы детей.

- Ты очень вовремя прикатился к нам. Сегодня мы с ребятами будем говорить о хлебе. А ты хочешь послушать?

Колобок:

- Очень, очень хочу.

Воспитатель:

- У меня на столе лежат картинки, каждый из вас, ребята, выберите понравившуюся. (На столе лежат карточки, по количеству детей, с изображением колоса, колобка, зернышек пшеницы, пакет с мукой, машина или трактор. На 5 рабочих столах заранее расставлены точно такие же картинки, по одной на каждый стол, размером крупнее.)

- А сейчас дети мы с вами найдем свою картинку на столе и сядем за этот стол. (После того как дети сели, каждому столу предлагается рассмотреть сюжетную картинку. Те, у кого нарисованы на карточках зерна пшеницы получают сюжетную картину сев пшеницы трактором, колоски получают сюжетную картинку - колосящееся поле, дети с картинками машины - уборка зерновым комбайном, пакет с мукой - сюжетная картинка мукомольного завода, колобки- сюжетную картинку пекарню. Детям предлагается внимательно рассмотреть эти картинки. Через 2 минутки первая группа детей вешает свою картинку на магнитную доску и пытается ответить на вопрос «Что я вижу на картине?», дальше то же самое будет делать каждая из 5 групп.)

Предполагаемая беседа.

1 картинка-сев зерна трактором.

Воспитатель:

- Что мы видим на картинке? Ответы детей. Вывод: это трактор с сеялкой. Он сажает зерна в землю.

2 картинка - колосящееся поле.

Воспитатель:

- А что на этой картинке? Ответы детей. Вывод: это поле, на котором выросли зерна.

- А что нужно, чтобы зерна стали большими? Ответы детей. Вывод: чтобы зерна выросли, нужны вода и тепло. Воду даст дождь, а солнце - тепло.

3 картинка-уборка зерна комбайном.

Воспитатель:

- Ребята, вы можете нам рассказать про свою картинку? Ответы детей. Вывод: на этой картинке идет уборка зерна. Большой комбайн срезает колоски (показать колосья), очищает зерна (показать зерна), и готовые зерна ссыпает в машину. Вот какая умная машина комбайн.

4 картинка - мукомольный завод.

Воспитатель:

- У вас очень сложная картинка. Как вы думаете, что это? Ответы детей. Вывод: готовые зерна привозят на завод. Здесь из зерна получают муку. Зерна мелют, измельчают (показать муку).

5 картинка-пекарня

Воспитатель: Что нарисовано на вашей картинке? Ответы детей. Вывод: это пекарня. Здесь из муки пекут хлеб.

Физкультминутка «Колоски»

Колоски золоченые                           (руки вверх)

на ветру качаются.

На ветру качаются  -                        2 раза (качаются из стороны в сторону),

 низко наклоняются.                          (наклоны)

Ветерок спросил, пролетая:

Отчего ты, рожь золотая?

А в ответ колоски шелестят:

Золотые руки растят!

Колобок: Слушал я ваш рассказ и вспомнил одну сказку, уж так она похожа на него.

Воспитатель: Знаешь, Колобок, а мы знаем сказку, о которой ты говоришь. Ребята, давайте с вами вспомним сказку «Колосок».

Предполагаемый пересказ.

Нашел петушок колосок. (Ещё раз показать колосья.)

- Кого попросил петушок помочь ему обмолотить колос? (Ответы детей.)

- А что дальше сделал петушок? (Ответы детей.) (Показать ещё раз обмолоченные зерна.)

- Просил ли помощи петушок и у кого? (Ответы детей.)

- Куда понес обмолоченное зерно петушок? (Ответы детей.) (Показать чашку с мукой.)

- Что сделал петушок из муки? (Ответы детей.)

- А что делали все это время мышата? (Ответы детей.)

(Ответы детей должны быть полными. Если у ребенка это не получается, воспитатель помогает строить предложение.)

Колобок: А меня бабушка тоже из муки испекла. Сколько сил приложила она!

Воспитатель: Мы тоже можем приготовить тесто и испечь пироги.

Пальчиковая гимнастика «Тесто»

Тесто замесили мы,                 (дети сжимают, разжимают кулачки)

Сахар не забыли мы.               (имитируют посыпание)

Пироги пшеничные                 (соединяют ладони вместе)

В печку посадили мы.             (вытягивают руки вперед, вверх ладонями)

Мы печем пшеничные            (имитирую лепку пирожков)

Пироги отличные.

Кто придет к нам пробовать   (поднимают и опускают плечи)

Пироги пшеничные?

Мама, папа, брат, сестра,

Пес лохматый со двора…

И другие, все кто может,

Пусть приходят с ними тоже.

Наша мама говорит:

-Крошки, что останутся,

Воробьям достанутся.

Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали, какой трудный путь проходит хлеб. Хлеб растит много людей, руки многих профессий прикасаются к этой булке. Кто же они?

Дети: Хлеборобы, комбайнеры, трактористы, мельники, пекари, продавцы и много рабочих.

Воспитатель: А что значит беречь хлеб?

Дети: Нельзя играть с хлебом, нельзя бросать в мусор, крошками, остатками хлеба можно кормить животных и птиц.

Воспитатель:У меня есть пословица, которая подведет итог нашего разговора - «Если не трудиться — хлеба не добиться».

Колобок:

- А сейчас настало время мне попрощаться с вами. Побегу к лесным зверям и расскажу все новости.

В конце занятия можно угостить детей пирогами от петушка.

                                     Дидактические игры.

Цель: закреплять и систематизировать знания детей о последовательном

  процессе превращения зерна в хлеб (картинки: зерно - черное поле –

  зеленое поле – желтое поле – зерно – мука – тесто – хлеб).

1. «Расскажи по порядку»

Цель: формировать представления о том, как земледельцы выращивают хлеб; воспитывать уважение к хлеборобам (картинки: трактор пашет землю плугом, трактор с сеялкой, зеленое поле, желтое поле, комбайн убирает зерно, грузовики везут зерно на элеватор, зерно на мельнице – мука, выпечка хлеба на пекарне, хлеб на полке в магазине).

2. Речевая игра «Кто что делает?»

Цель: расширять представления о профессиях людей, занятых в

  сельскохозяйственном производстве, подчеркивать важность и

  необходимость их труда.

  Профессии: тракторист,  комбайнер, шофер, механик, пекарь, продавец.

3. «С какой начинкой пироги?»

Цель: учить образовывать однокоренные слова, активизировать в речи

  детей прилагательные.

Если мы положим в пироги:

 рис, то какая начинка в них будет? – Рисовая.

яблоки –

картофель –

мясо –

рыба –

творог –

грибы –

вишня –

капуста –

5. «Вкусная игра».

Цель: познакомить детей с процессом изготовления теста из муки и с

  выпечкой бубликов.

6. «Сосчитай то, что лежит в моей корзине».

Цель: закреплять умение согласовывать количественные числительные

  с существительными.

Один бублик, два бублика и т.д.

Одна булка, две булки

Одно печенье, …

Один батон (торт, блинчик и т.д.)

8. «Чего не стало?»

Цель: развивать внимание, память; закреплять представление о

  разнообразии хлебобулочных изделий; упражнять в умении

  образования родительного падежа единственного и

  множественного числа существительных.

(Картинки: хлеб, бублики, пряники, печенье, пирожки и т.д.)

9. «Четвертый лишний»

Батон – буханка – масло – булка

Кекс – кефир – пирожное – торт

Сушка – сухарик – компот – печенье.

 

Хороводная игра «Каравай».

 Хороводная игра «Ваня» (русская народная игра).

Цель: вызвать интерес к русским народным играм.

 Под березкой за рекой,                    (идут по кругу)

Пашет Ваня молодой.                       (сужают круг)

Пашет белую землицу,

Сеет белую пшеницу.

А кому на поле (нивке) жать –         (первый кон идет играть)

Тот нас будет узнавать (в группе).

(Тот нас будет догонять (если на улице или в зале).

По окончании пения Ваня идет к детям и узнает кого-нибудь с закрытыми глазами или догоняет детей.

Подвижная игра «Кто быстрее найдет калачик?»

 Мы по группе пойдем.

 То, что спрятано найдем.

 1,2,3 – ищи. Кто нашел – станет ведущим, прячет калачик.

Сюжетно-ролевые игры: «Хлебный магазин», «Пекари».

 

Пальчиковая гимнастика «Тесто»

Тесто замесили мы,                 (дети сжимают, разжимают кулачки)

Сахар не забыли мы.               (имитируют посыпание)

Пироги пшеничные                 (соединяют ладони вместе)

В печку посадили мы.             (вытягивают руки вперед, вверх ладонями)

Мы печем пшеничные            (имитирую лепку пирожков)

Пироги отличные.

Кто придет к нам пробовать   (поднимают и опускают плечи)

Пироги пшеничные?

Мама, папа, брат, сестра,

Пес лохматый со двора…

И другие, все кто может,

Пусть приходят с ними тоже.

Наша мама говорит:

-Крошки, что останутся,

Воробьям достанутся.

 

  Физкультминутка «Колоски»

Колоски золоченые                           (руки вверх)

на ветру качаются.

На ветру качаются  -                        2 раза (качаются из стороны в сторону),

 низко наклоняются.                          (наклоны)

Ветерок спросил, пролетая:

Отчего ты, рожь золотая?

А в ответ колоски шелестят:

Золотые руки растят!

Физкультминутка «Зернышко»

В землю зернышко попало,                     (приседают)
Прорастать на солнце стало               (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал                           (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.

Психогимнастика «Я – зернышко».

Если бы я был зернышком, я был бы маленьким и твердым. Однажды я попал бы в плодородную, мягкую землю. Мне было б там тепло и уютно. Чтобы не унес ветер, у меня бы появился маленький корешок, которым я крепко стал бы держаться за землю. Зернышку скучно было лежать в земле, и я попытался выглянуть, и тут из-под земли я потянулся тонким зеленым росточком вверх. Вокруг столько интересного: дождик идет, ветер дует, солнышко светит. Я стал тянуться все выше и выше и сам стал желтым, как солнышко. Я стал желтым и тяжелым колоском, полным маленьких зернышек.

Скороговорки.

 (на каждое слово поднимаемся на носки и опускаемся на пятки)

 Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.

Хорош пирожок - внутри творожок.

Саша любит сушки, Соня – ватрушки.

Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.

карь из теста испек спозаранку.

Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе.

Будет хлеб, будет и обед.

Пот на спине, так и хлеб на столе.

Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

Хлеб- дар божий, отец - кормилец.

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.

Покуда есть хлеб, да вода - все не беда.

Без хлеба всё приестся.

Много снега – много хлеба.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки.

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.

Без хлеба и мёдом сыт не будешь.

Без хлеба и у воды жить худо.

                   

                         Притча о хлебе «Бесконечный хлеб»

        Жила-была бедная старушка. Была она такая бедная, что порой ей даже не из чего было хлеба испечь. И была у нее соседка злыдня, которая эту старушку непрестанно бедностью ее попрекала. И как-то заметила соседка, что как только она принимается хлеб печь, у старушки тоже из трубы дым идет, будто хлеб печется.

— Неужто эта нищенка тоже разбогатела? — удивилась соседка. — Надо бы заглянуть к ней, проверить.

Заходит соседка к старушке и видит, что та действительно каравай из печи вынимает.

Посадила старушка соседку за стол, хлебом свежим ее угощает.

Удивляется соседка:

— Откуда же у тебя хлеб? Недавно ты была беднее бедного, а теперь каждый день хлеба печешь?

И рассказала ей старушка, что устала она от того, что её бедностью беспрестанно попрекают. И стала дымящуюся головню в печь подкладывать, когда соседка принималась хлеб печь. Неделя так проходит, другая, вот старушка и придумала:

— А дай-ка я буду Бога о милости просить каждый раз, как головню в печку кладу.

Так и стала она поступать. Положила она головню в печку, помолилась, и вдруг кто-то стучится в окошко. Стоит старик нищий, весь в лохмотьях, хлебушка просит. А хлеба-то в доме нет ни куска. Отдала старушка старичку последнюю свою картофелину. Тот ее съел и снова хлеба просит.

- Откуда же я тебе, старче, хлеба возьму? — говорит старушка.

— А ты из печи достань, — отвечает старичок.

Заглянула старушка в печь, а там и впрямь готовый каравай лежит. Охнула она, достала каравай из печи да стала старичка кормить. Он съел весь каравай и еще просит.

— Нет у меня больше хлеба, — говорит старушка.

— А ты снова из печи достань, — говорит старичок.

Смотрит старушка, а там опять каравай лежит.

Достает она каравай из печи, а сама вслух удивляется:

— До каких же пор Бог хлеба мне будет даровать?

— А до тех пор, пока с чистым сердцем будешь делиться со всеми голодными, — ответил старик.

Вот с тех пор и не переводится никогда в доме у доброй старушки хлеб.

                        Латышская сказка «Каравай».

           У одного человека был такой сын, что на седьмом году жизни еще не ходил; до того ленив, что ни в какую!

           Смех да и только. Но что поделаешь? Отец смастерил тележку, посадил в нее сына, как мешок какой-нибудь, и начал возить его по дворам, побираться.

            Вот в одной избе положил хозяин на стол каравай хлеба и говорит: «Тебе, отец, не позволено брать хлеб. А ты, сынок, если можешь, бери. Если не можешь или не хочешь, то оставайся не евши.

           Сынок в тот день был очень голоден. Долго он возился в тележке, пока не вытащил одну ногу, а потом и другую.

- Ну, слава богу, уже из тележки вылез, - прошептал отец.

- Отдохни, отдохни, сынок, а то как бы тебе не надорваться! – смеются кругом.

           Глядь, а сынок-то уже возле стола!

           Но каравай ему в руки не дается. Он вдруг упал со стола да и покатился, а сынок за ним. И вот они оба уже за дверью!..

           На дворе сынок уже бегом бежит, хочет схватить каравай. Но удалой каравай не дается и так замучил беднягу, что у того вся спина мокрая. А под конец каравай и вовсе пропал, как в воду канул.

           Каравай-то пропал, зато сынок бегать научился.

           Отец радуется: «Это хлебушек твою лень вылечил».

           С того дня сын стал много ходить, ловко работать. И в конце концов стал ряботящим человеком.

 

                   И. Сенченко «Хлеб святой».

 

           Принесла бабушка хлеб из магазина. А Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила: «Фу, какой хлеб плохой!»

           Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:

- Так про хлеб нельзя говорить. Его уважать надо, если невкусный, говорят: хлеб плохо выпечен…

- А Юра тоже хлеб не уважает. На улице не доел кусочек и бросил на землю. Потом с Петей стали его футболить.

- Ах, как нехорошо, - разгневалась бабушка.- Ты так не делай и Юре не позволяй. Не доела, в хлебницу положи, после доешь. А если кто бросит хлеб на землю, вели поднять. Ведь без хлеба – голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой.

           Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:

- Я больше никогда так не буду говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юре тоже не позволю. Только не сердись на меня.

           Бабушка ласково погладила внучку и обняла ее.

               

Консультация для родителей «Значение хлеба в жизни человека»

 

 Хлеб -   всему голова.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нем душевное тепло;

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

        «Хлеб - дар божий»,- говорит русский народ о хлебе и с почтительностью относится к этому дару, который спасает от голода. «Худ обед - коли хлеба нет», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска - а хлеба каравай - так и под елью рай. Этими и другими пословицами человек определил роль хлеба в своей жизни. Хлеб. У этого слова много значений.

       1.Рожь, пшеница.

       2. Пищевой продукт, выпекаемый из муки.

       3. Плоды, семена злаков, размалываемые в муку.

       4. Средства к существованию, заработок.

       Для чего нужен хлеб?

       Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб  содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500 г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба. И ничто в нашей жизни нам не заменит хлеб.

     Русский народ никогда не считал главным в жизни деньги. Наши предки учили: «При сытости помни голод». Хлеб у нас есть, он необходим каждый день. Но вкус его почувствуешь по-настоящему тогда, когда попытаешься представить себе, что пережила Россия в годы неурожаев и в военное время.

     В 1942г суточный паек ленинградца служащего – 125г, рабочего- 200г. Кроме кусочка хлеба кушать было нечего не 1 день, а недели и месяцы. Сопереживать людям, брать на себя их душевную боль - значит понимать ценность хлеба и при сегодняшнем обилии хлеба – бояться потерять его.

     Почитание хлеба началось давно. Древние земледельцы были убеждены, что «не пашня родит хлеб, а небо» и называли хлеб «небесный», «божественный». Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами. Не из-за скупости подбираются все крошки за столом, а из-за почтительного отношения к бесценному продукту. Хлебом солью всегда встречали гостей дорогих, заезжего гостя. Этим они доказывали свою почтенную покорность. Хлеб вносят в дом на новоселье  «Не красна изба углами, а красна пирогами». Краюху материнского хлеба брали с собой в дорогу « Хлеб в пути не тягость». Именем хлеба клянутся «Чтоб мне хлеба не видать».          «Хлеб – всему голова», - уверяют трудолюбивые крестьяне, которые всех ближе и вернее могут судить об этом: землю пашут, хлеб сеют, собирают, продают. Из пшеничной муки пекут разные сдобные булки, батоны, калачи, кексы, торты, пирожные и белый хлеб. Чтобы испечь булку хлеба надо потратить много труда, это очень трудоемкая работа.


   Консультация для родителей «Вторая жизнь черствого хлеба»

     Постарайтесь покупать хлеба не больше, чем нужно вашей семье, и хранить его, выполняя следующие правила:

   1. Чтобы хлеб дольше сохранялся свежим, положите в хлебницу нарезанное яблоко, кусочек очищенного картофеля, кусочек сахара.

      2. Раз в неделю очищайте хлебницу от крошек и протирайте слабым раствором уксуса – это убережет хлеб от плесени.

     3. Черствый хлеб станет вкусным, если подержать его над паром 5-7 минут.

      4. Хлеб в полиэтиленовом мешке, положенный в морозильную камеру, будет свежим и через месяц.

   Зачерствевший хлеб нельзя выбрасывать. Из этого хлеба можно сделать сухарики, напиток - квас, запеканку и т.д.

                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие зернышка.(занятие о хлебе)

Занятие по развитию познавательной деятельности на тему "Хлеб"....

Презентация "Как колосок на стол хлебом пришел"

Эта презентация поможет показать детям сколько людей трудилось над тем, чтобы вырастить хлеб (на примере стихотворения С. Богдан "Как колосок на стол хлебом пришел")...

Краткосрочный проект в старшей группе «Как зернышко на стол хлебом пришло»

Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов познавательно - исследовательской деятельности, стремление узнать больше об основном продукте питания человека; расширение...

Презентация по теме "Как колосок на стол хлебом пришел"

Методическая разработка  к тематике "Хлеб" по стихотворению Светланы Богдан. для воспитанниковдошкольного возраста...

«Как зернышко на стол хлебом пришло»

Краткосрочный проект в старшей группепроект подготовила воспитатель первой квалификационной категории Сариева Марина Николаевна...

Презентация к научно-исследовательской деятельности "Как зернышко на стол хлебом пришло"

Презентация к научно-исследовательской деятельности "Как зернышко на стол хлебом пришло"...

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЦКМ) для детей старшего дошкольного возраста "От зернышка к столу"

Данный конспект разработан для детей старшей группы компенсирующей направленности (ТНР, ОНР). Занятие проводилось в рамках краткосрочного проекта "От зернышка к столу"...