Клуб "Юный эколог"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №1457 (дошкольное отделение ) |
Клуб «Юный эколог» |
Руководитель клуба :Шамшурина О. В. |
Шамшурина О.В. 01.01.2013 |
Вид клуба: познавательный, творческий.
Продолжительность работы: долгосрочная.
Участники: воспитатели, дети подготовительной группы.
Образовательные области: познание, коммуникация, художественное творчество, художественная литература, труд.
Актуальность: Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, её тяжелые последствия, экология родного края, засорение среды обитания – все это показывает необходимость экологического образования детей в детском саду. Участие дошкольников в проекте «Красная книга России» позволит обогатить их знания о природе родной страны, заставит задуматься о необходимости сохранять и беречь природу, покажет возможность каждого человека внести свой вклад в сохранение окружающей среды.
Цели:
1. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки образовательного проекта «Красная книга».
2. Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений, животных и птиц России.
3. Формировать осознанное, действенное отношение к природе родной страны, желание беречь и охранять её.
4. Развивать интерес к изучению родной страны, умение делать выводы.
5. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
Задачи познавательных областей
1. Познание:
- Познакомить детей с Красной книгой России;
- Расширить представление о жизни редких птиц, животных и растений России;
- Воспитывать заботливое, бережливое отношение к природе, желание заботиться и сохранять её;
- Обобщить знания детей, закрепить представления об образе жизни животных, птиц и растений, о роли человека в их жизни, о связи с окружающей средой, создании условий для проживания и произрастания животных, птиц, растений.
2. Коммуникация:
- Формировать у детей навыки слушателя, развивать умение строить развернутое суждение, делать умозаключение, использовать разнообразные прилагательные, глаголы, характеризующие внешние признаки и образ жизни животных, птиц, растений;
- Продолжать формировать умения пользоваться разными средствами общения.
3. Художественная литература:
- Развивать эмоциональную отзывчивость на художественные произведения;
- Учить умению использовать слова и образные выражения из стихов и рассказов о животных, птицах и растениях;
- Формировать знания о Красной книге России, редких животных, птицах и растениях через художественную литературу.
4. Труд:
- Развивать навыки оказания необходимой хозяйственной помощи, осваивать умения, обеспечивающие культуру труда на всех этапах трудового процесса.
5. Художественное творчество:
- Развивать у детей способность создавать образ в рисовании на тему проекта;
- Поддерживать инициативу в проявлении творчества при воплощении художественного замысла;
- Учить эмоционально откликаться на образное содержание произведений живописи о животных и птицах, сопереживать настроению художника.
Основные направления реализации работы клуба: непосредственно образовательная деятельность, коммуникация, знакомство с окружающим миром на тему «Красная книга России», непосредственно образовательная деятельность, художественное творчество – рисование на тему: «Даурский ёжик», «Розовый фламинго», «Дельфины», «Подснежники», итоговое мероприятие «Красная книга нашей страны».
Предварительная работа:
– Поисковая работа по подбору художественной литературы и иллюстраций по теме.
– Рассматривание Красной книги России, книжных иллюстраций художников-анималистов Бахтина, Чарушина, Ватагина, Лаптева, репродукций картин И.Шишкина «Березовый лес», «Утро в сосновом бору», «Туманное утро».
– Чтение художественных произведений: «Как люди обидели речку» (Н. Рыжова), «Плакала Саша, как лес вырубали…» (Н.А.Некрасов), «Ребята и утята», «Журка», «Моя Родина» (М.М. Пришвин), «Лесные картинки» (И.С. Соколов-Микитов), «Птенцы – хитрецы» (Н.И. Сладков), «Хвосты», «Как муравьишка домой спешил» (В.Бианки), «Сказки о природе» (А.Толстой), «Кто лес сажает» (Г.Я. Снегирев).
– Изготовление страниц для «Красной книги».
– Разучивание пальчиковой гимнастики «Звери».
– Дидактические игры «Собери животное (птицу) из частей», «Кто где живет?», «Чей малыш?».
– Настольная игра «Соседи по планете», разгадывание кроссворда «Природа».
Обеспечение работы клуба:
- Материалы и оборудование: книги о природе; Красная книга; иллюстрации растений, животных и птиц; материалы для рисования и лепки; аудиозапись «Звуки природы» и мультфильм «Смешарики: Красная книга».
- Создание видеоролика «Красная книга».
- Методическая литература: Лапшина Г.А. «Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста», Фисенко М.А. «Природа вокруг нас. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий», Шорыгина Т.А. «Родные сказки. Нравственно-патриотическое воспитание»,. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
Предполагаемый результат:
1. Дети знают назначение и имеют общие представления о Красной книге России.
2. Дети умеют пользоваться знаниями о природе родной страны в выполнении заданий педагога, при ответах на вопросы, описании явлений, подборке примеров для наглядности.
3. Дети проявляют интерес к обитателям живой природы нашего края.
4. У детей заложены основы бережного отношения ко всему живому и осознания того, что каждый несет ответственность за богатство и разнообразие флоры и фауны родного края.
Продукт проектной деятельности: создание «Красной книги» на основе детских работ.
Приложение 1
Перспективный план непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы в рамках клуба «Юный эколог», 2013учебный год.
Октябрь. «Что такое Красная Книга?» | |||
Цель | Задачи | Словарь: | Оборудование |
Познакомить детей с Красной книгой России и основными правилами поведения на природе | 1. Заложить у детей основы ответственного и доброго отношения к родной природе. 2. Сформировать у детей убеждение о бесценности природы и подвести их к выводу о необходимости ее оберегать. 3. Заложить основы умения классифицировать животный мир. | Красная книга, заповедник. | Картинки – животные птицы, насекомые и природные пейзажи России; игрушка Смешарика; прищепки; Красная Книга России. |
Ноябрь. «Даурский ёжик» | |||
Обогатить содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного развития детей | 1.Учить детей создавать сюжет рисунка, комбинируя изобразительные приемы. 2.Продолжать учить передавать несложные движения, изменяя статичное положение частей тела; при создании сюжета показывать несложные смысловые связи и пространственные взаимоотношения между объектами. 3.Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления и эстетические переживания. | Даурский, Амурская область, серо-бурая окраска | акварель, гуашь, кисточки двух размеров, баночки с водой, листы бумаги формата А4 |
Эксперимент по закапыванию мусора | |||
Дать детям знания о влияние мусора на окружающую среду. | Период разложения | Лопата, таблички с изображением скарлупы, целлофанового пакета, огрызок яблока, железная банка, пластиковая бутылка, сухие листья. | |
Декабрь. «Розовый фламинго», | |||
Познакомить детей с розовым фламинго и его средой обитания. | 1.Учить детей, соблюдая пропорции, изображать розового фламинго 2.Продолжать учить смешивать краски для получения необходимого цвета. З.Закреплять умение располагать рисунок в центре листа соответствующего размера. 4.Воспитывать любовь к природе родной страны. | Фламинго, подвид, гнездятся, устье реки | Лист бумаги формата А4, гуашевые краски, кисти, салфетки, ёмкости с водой, иллюстрации с изображением розового фламинго. |
Январь «Дельфины» | |||
Расширить знания детей жизни и среде обитания дельфинов. | 1.Учить детей рисовать дельфина придерживаясь пропорций всех частей тела и пользуясь схемами последовательного рисования. 2.Закреплять умение детей смешивать краски для получения необходимого цвета. 3.Закрепить умение определять необходимое положение листа и расположение изображения на нем. | Семейство дельфиновых, китообразные, черноморская афалина. | Лист бумаги формата А4, гуашевые краски, кисти, салфетки, ёмкости с водой, ёмкости для смешивания краски иллюстрации с изображением дельфинов, видеофильм, |
Февраль «Подснежники», | |||
Дать знания детям знания о первых цветах весны и причинах их исчезновения. | 1.Учитель детей рисованию цветов (строить простую композицию, передовая особенности строения цветка – подснежники). 2.Развивать чувство цвета и формы, творческие способности детей – умения самостоятельно выбрать содержание рисунка. 3.Воспитывать интерес к природе, желание отражать в рисунке возникшие эмоции и полученные представления. | Спаржецветные, Кавказ, мясистые коробочки, | Лист бумаги формата А4, гуашевые краски, кисти, салфетки, ёмкости с водой, простой карандаш,иллюстрации с изображением дельфинов |
Март Итоговое мероприятие «Красная книга России» | |||
Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Закрепить представления о заповедниках, водных ресурсах. | 1.Обобщить представления детей о Красной книге, охраняемых видах растений и животных страны. 2.Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её. 3.Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать бережное отношение к природе, чувства гордости, любви и ответственности за нее. 4.Активизировать, развивать и поощрять познавательный интерес в познавательно-исследовательской деятельности. 5.Создать у детей хорошее, позитивное настроение. | заготовка для Красной книги; записка-мотивация от персонажа; маски домашних животных (петух, курица, кошка, собака, утка, корова); картинки с изображением растений (прострел раскрытый, алтей лекарственный, адонис, фиалка душистая), животных (лось, кабарга, заяц-беляк, бурый медведь, бурозубка, чёрношапочный сурок),рыбы (сиг, осётр, хариус, таймень, ленок); перья куриные и гусиные; емкости с водой, жир, пипетка, растительное масло, «рыхлая» бумага, кисточка; магнитофон. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами ОБЖ на тему: «Посвящение в юные экологи» (подготовительная группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами ОБЖ...
Семинар - практикум для педагогов по экологии "Экология и мы!"
На неделе экологической культуры у нас в Центре был проведен семинар для педагогов «Экология и мы!». Целью проведения семинара было повышение профессионального мастерства педагогов. Формой прове...
Семинар - практикум по экологии "Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире"
Данный материал будет актуален для педагогов дошкольного образования...
Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)
Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...
Статья в сборнике материалов по экологическому образованию в ДОО РБ: "От экологии природы к экологии души: путь в длиною в 20 лет", посвященный Году экологии и особо охраняемых природных территорий Республики Башкортостан. Уфа 2017.
Статья в сборнике методических материалов по экологическому образованию в ДОО РБ....
Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...