ГОРНЫЙ КРЫМ ( старшая группа)
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Горный Крым
Цель:
- расширять, обогащать, углублять знания детей о крае, в котором мы живем, о Крыме;
- формировать чувство патриотизма путем осмысления понятия «Родина»;
- сформировать представления о Крымских горах и пещерах;
- закрепить знания легенд Крыма;
- закрепить правила поведения в природе - лесу, пещере;
- развивать связную речь детей, учить правильно строить предложения, использовать в речи эпитеты;
- создать положительный эмоциональный настрой;
- воспитывать чувство любви и гордости к родному краю, желание ее охранять;
Материал к занятию: карта Крыма, иллюстрации гор Крыма, иллюстрации пещер Крыма.
Ход занятия:
Дети входят в зал и садятся на стульчики полукругом, приветствуют гостей.
Воспитатель: Сегодня наше занятие я хочу начать со чтения стихотворения. Послушайте внимательно.
Этот край чудесный, там, где синь небес,
Голубое море и зеленый лес,
Ручеек звенящий и веселый гром,
Это запах хлеба, это отчий дом
Родина родная наша сторона,
Ты на всей планете лучшая страна.
Воспитатель: О чем это стихотворение? Как называется страна, в которой мы живем, наша Родина?
(Ответы детей)
Ребенок: У нас одна є Батьківщина,
Вона зветься Україна.
Про Україну – рідний край
Ти завжди знай і пам ятай.
Воспитатель: Украина – большая страна, наша большая родина. А как называется наша маленькая
родина, наш родной край? (Крым, Автономная Республика Крым)
А как называется наш родной город? ( Алушта)
Ребенок: Городок наш небольшой
Дворики с цветами.
Пахнет морем край родной
Знойными ветрами.
Воспитатель: Самое родное место на земном шаре для каждого из нас – это Крым. Здесь живут наши
родители, друзья, здесь родились вы сами. Крым – удивительный и сказочный. Со словом «Крым» люди связывают жаркое солнце, теплое море, манящие к себе горы, яркие солнечные краски великолепной крымской природы. С глубокой древности Крымский полуостров привлекает людей мягким климатом, прекрасным сочетанием степей, долин, моря, гор, богатым растительным и животным миром. Люди со всех уголков мира хотят побывать здесь. Крымская земля небольшая, но она с радостью принимает гостей, потому что ее хозяева – гостеприимные люди – украинцы, русские, крымские татары… Как еще называют нас – тех, кто живет в Крыму? (Крымчане)
Воспитатель: Да, мы крымчане и Крым – наш дом. Многие поэты и писатели восхищались красотой Крыма, писали о Крыме стихи и рассказы.
Давайте послушаем стихи о Крыме, которые знают наши ребята.
Ребенок: Крым – наша Родина, помните это!
Души не жалейте ради нее,
Пусть над зеленым островом этим
Мирное, доброе солнце встает!
Ребенок: Крым – это здравница и это чудо-сад,
Крым – это фрукты и сладкий виноград,
Крым – это море и райские места,
Крым – это южных гор крутая красота!
Ребенок: Крим – це синє Чорне море,
Крим – це скелі, ліс і гори,
Крим – солодкий виноград
Пишний і квітучий сад!
Ребенок: Прекрасен мир в любое время года
Ласкает солнца взор иль непогода
О скалы волны бьют, свирепа моря даль
Подснежники цветут, на склонах гор миндаль
Великолепен лес, красивы горы
Цветы садов бескрайние просторы…
Воспитатель: А какие пословицы и поговорки вы знаете о родном крае?
Дети: У рідному краю гарно як в раю.
Рідний край – земний рай.
Нет в мире краше родины нашей.
Всюду хорошо, а дома лучше.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Родная сторона мать, а чужая мачеха.
Воспитатель: Давайте с вами рассмотрим карту Крыма.
Почему Крым называется полуостровом?
Какими морями омывается Крым? Покажите на карте.
Что вы можете сказать о Черном море? Что можете сказать об Азовском море?
Как назывался Крымский полуостров раньше? ( Таврида, Таврика)
Что еще есть на нашем прекрасном полуострове? (Леса, скалы, реки, озера, пещеры, горы, животные, растения и т.д.)
Звучит аудиозапись «Шум леса »
Воспитатель: Давайте с вами немного отдохнем. Возьмитесь за руки, встаньте в круг, закройте на минутку глаза и послушайте звуки леса.
Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес
Ты о чем шумишь листвою, ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре, весь в росе и серебре?
Кто в глуши твоей таиться: что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи, ты же видишь – мы свои!
Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в лесу, в Крымском лесу.
Почему в Крыму лес растет только в горах? (Деревья любят влагу, прохладу, а в Крыму летом очень жарко и деревьям от жары можно спастись только в горах.)
Воспитатель: Горы Крыма очень красивы и живописны. Они представлены несколькими горными грядами – Внешней, Внутренней и Главной. Крымские горы крутые на южных склонах и пологие на северных склонах. Горы имеют плоские вершины, которые называются «яйла» - платообразные летние пастбища в горах, они безлесны, но на них огромное разнообразие трав и цветов.
Какие Крымские горы вы знаете? (Ответы детей)
А теперь давайте немного узнаем о каждой горе.
Ай-Петри (показ фото) самая красивая гора Крыма, символ Южного берега. Она характеризуется отвесными скальными стенами, где-то ступенчатыми, но все труднодоступные. Поэтому эту гору любят покорять альпинисты. Северный склон более пологий, покрыт лесом. Ай-Петри защищает побережье от холодных северных ветров. Вершина этой горы всю зиму покрыта снегом. У подножья горы расположена Ялта.
Демерджи (показ фото). Склоны горы Демерджи усеяны причудливыми каменными изваяниями, напоминающими не то людей, не то фантастических животных, диковинных птиц, но чаще всего башни, колонны, столбы, грибы. В вечернее или ночное время фигуры поражают своими фантастическими очертаниями. Поэтому этот склон Демерджи называют Долиной Привидений. Подобных каменных «привидений» здесь более сотни. С южной стороны горы одна из фигур выветривания напоминает женскую голову. Еще Демерджи называют гора Кузнец. Почему?
Какую легенду вы знаете? (Ответы детей)
Гора Костель (показ фото) находиться на южной окраине Алушты, за Рабочим уголком. На ее вершине в древности была крепость, поэтому и гора называется «Костель», что означает крепость, но сейчас от нее уже ничего не осталось.
Бабуган (показ фото) самый высокий массив Крымских гор. На Бабуган-яйле находиться самая высокая точка Крымских гор – гора Роман-Кош. Бабуган-яйла является заповедником.
Что такое заповедник?
Заповедник - особо охраняемая территория, неприкосновенный участок земли, где сохраняются и оберегаются редкие и ценные виды животных, растений, природные, культурно-исторические памятники и т.п.
Аю-Даг или Медведь-гора (показ фото) названа так за очевидное сходство с грозным хозяином лесов, видится наклоненным к морю зверем.
Ребенок: Лежит себе Медведь-гора,
Нос прикрывает лапой
А рядом ходит детвора-
Не страшен косолапый!
Не станет ведь гора реветь
Хоть и зовут ее Медведь!
Воспитатель: Почему в стихотворении говориться, что рядом с горой ходит детвора? ( У подножия горы расположен международный детский лагерь «Артек» )
На Медведь-горе уникальный животный и растительный мир. Там встречаются растения , которые не растут больше нигде в мире. Аю-Даг является природным заповедником.
А какую легенду о Медведь-горе вы знаете? ( Краткий пересказ легенды)
Карадаг (показ фото) или Черная гора много лет назад была вулканом, здесь можно найти много различных минералов и полудрагоценных камней. Карадаг – это государственный заповедник, находится между Судаком и Феодосией.
Какую легенду о Карадаге вы знаете? ( Краткий пересказ легенды)
Чатыр-даг (показ фото) напоминает гигантский шатер, с чем и связано название - часто называют Палат-гора, Шатер-гора, здесь располагается целая пещерная страна.
Звучит аудиозапись «Шум леса»
Воспитатель: А сейчас немного отдохнем. Закройте глаза и представьте себя снегом, покрывающим горную вершину. Снежинки медленно кружатся, падают. Но тут пригрело солнышко, каждая снежинка открыла глазки и улыбнулась солнышку, улыбнулись друг другу. И тут снег начал таить, превращаясь в капельки, капли сливаются в струи, струи – в ручейки. И побежали ручейки с гор.
(дети выполняют движения, в конце сели на стульчики)
Воспитатель: Вода очень сильная, она размывает все – пески, глину, камни, известняк, расширяет и углубляет трещины. Вода много веков делала эту работу и в Крымских горах образовались пещеры.
Что же такое пещера? Пещера – это подземная полость, пространство, которое имеет вход, размеры которого позволяют проникнуть в пещеру человеку, имеет свой климат, свою температуру воздуха, влажность воздуха, свою систему рек, озер, свой растительный и животный мир. В них отсутствует освещение.
Какие пещеры в Крыму вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель: Мраморная пещера входит в пятерку красивейших пещер мира. Она встречает посетителей огромными залами с причудливыми формами образований, редчайшими видами кристаллов.
Красная пещера ( Кизил-коба) одна из самых больших в Крыму. Это целая система галерей, колодцев, подводных озер.
Тысячеголовая пещера. Почему так называется? Какую легенду о ней вы знаете? ( Краткий пересказ легенды)
Воспитатель: Ребята, вы хорошо знаете правила поведения на природе, в лесу. А как вы думаете, какие правила поведения необходимо соблюдать в пещере?
-не бросать мусор, ничего не бросать в подземные реки, озера;
-не отходить далеко от взрослых, соблюдать рекомендации экскурсовода;
-не трогать стены руками, ничего не писать на стенах, не бить по стенам;
-не бегать, не кричать;
-не разжигать костер;
-ничего нельзя выносить из пещеры - плохая примета;
-не трогать, не мешать спать летучим мышам;
-не засовывать руки, ноги, голову в различные расщелины;
-ходить строго по огороженным тропам;
Воспитатель: Пещеры образуются очень длительное время и их части, компоненты являются очень ранимыми, они не могут восстанавливаться. Поэтому нам необходимо строго соблюдать правила поведения в пещере, чтобы сохранить эти памятники природы.
Ребята, вам домашнее задание. Рассказать дома родителям, бабушкам, дедушкам правила поведения в пещерах и почему и нужно соблюдать.
И наше занятие я хочу закончить словами известного русского писателя Михаила Пришвина: « Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу, значит охранять Родину».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе по краеведению " Наш волшебный крым"
Цель: выявить знания о географическом положении Крыма,морях, омывающих полуостров,обитателях Чёрного и Азовского морей, городах Крыма....
Презентация к НОД на тему "Жизнь обитателей горного Крыма" в подготовительной к школе группе
Представленная презентация используется в ходе НОД по формированию экологической культуры у старших дошкольников при знакомстве с обитателями горного Крыма....
Проект с детьми старшей группы «Крым – это горы, Крым – это море».
Ознакомление детей с городом, в котором они живут, вызов чувства гордости за свою "малую Родину". Формирование у детей знаний о родном крае, достопримечательностях, его истории....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Белоснежка» за первое полугодие Овсянникова С.П., воспитатель МБДОУ «ДС № 2 «Золотой ключик» города Евпатории Республики Крым», 2018 г. Тема: «Путешествие по Крыму»
Конспектинтегрированного занятия в старшей группе «Белоснежка»за первое полугодиеОвсянникова С.П.,воспитатель МБДОУ«ДС № 2 «Золотой ключик»города Евпатории Республики Кры...
Конспект НОД в старшей группе "Лепка горного барана аргали".
Конспект содержит загадки, стихи по теме, краткое описание выполнения работы....
Конспект НОД «Как «подземные богатства» превращаются в металл» (горно – металлургическая промышленность) в старшей группе детского сада
Знакомcтво детей с полезными ископаемыми Таймырского полуострова; с основными этапами горно – металлургической промышленности; со значением металла в жизни человека. Расширять представления о пр...
Адаптированная образовательная программа (АОП) для ребенка с ОВЗ (ТНР), воспитанника старшей группы комбинированной направленности МБДОУ «Горный ДС» на 2021-2022 учебный год (третий год обучения)
Адаптированная образовательная программа (АОП)для ребенка с ОВЗ (ТНР),воспитанника старшей группы комбинированной направленности МБДОУ «Горный ДС» на 2021-2022 учебный год (третий год обуч...