«Интеграция образовательных областей в рамках проектной деятельности»
консультация по окружающему миру по теме

Федотова Елена Васильевна

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_oo_v_proektnoy_deyatelnosti.docx45.05 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ    УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА  ДЕТСКИЙ САД № 7 «СКАЗКА»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей

на тему:

 «Интеграция образовательных областей в рамках проектной деятельности»

                                                                   

                                                                                               Воспитатель:

                                                                                                Федотова Е.В.

г.Москва г.Троицк

18.04.2013г.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: и дождь, и солнце, радость и страх. Дети задают множество вопрос. Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие вопросы – ему помогают педагоги.

Как дать детям знания в рамках воспитательно – образовательного процесса при этом не увеличить нагрузку? Решение этой проблемы возможно через   интеграцию образовательных областей.

Как один из вариантов интеграции в дошкольном образовании рассматривается метод проектов. Как показывает практика, использование в образовательной деятельности метода проектов способствует формированию у дошкольников позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, в процессе систематизации информации, в практическом применении приобретенных знаний, навыков и умений (в играх и быту).

О перспективности метода проектов свидетельствуют широкие возможности развития составляющих успешной личности:

  1. наблюдения и анализа явлений окружающей действительности;
  2. проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы;
  3. творческого мышления, логики познания, пытливости ума;
  4. совместной познавательно-поисковой деятельности;
  5. коммуникативных и рефлексивных навыков и др.

В основу метода проекта заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагогов, детей и родителей над определенной практической проблемой. Работа над решением проблемы в проектной деятельности означает применение необходимых знаний и умений из различных образовательных областей для получения ощутимого результата.

Особенностью проектной деятельности в дошкольном образовании является тесное сотрудничество взрослых (педагогов и родителей) и детей, так как ребенок не в состоянии самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Взрослые помогают детям обнаружить проблему (возможна провокация этой проблемы), вызывают интерес к ней и вовлекают детей в совместный проект. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знания, что открывает широкие возможности организации совместной познавательно-поисковой деятельности детей, педагогов и родителей.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности (интеграция) способствует развитию наглядно-образного и логического мышления, интеллектуально -  эстетического развития, повышает мотивацию усвоения материала, формирует у детей более глубокие, разносторонние знание и целостное представления о мире, о взаимосвязи всех его составляющих. Также  способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений.

Взаимосвязь различных занятий позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире, повысить эмоциональное положительное влияние на процесс воспитания, сделать его более эффективным. При этом происходит воздействие на ребенка посредством интересных для него занятий. Приобретаемые в этих условиях знания, навыки, умения становятся более прочными, осознанными и могут употребляться в разных условиях. Интегрированное занятие позволяет сохранить количество занятий и время их проведения, освобождая время для совместной деятельности.

Важно, чтобы яркие интересные события и явления окружающей жизни, которые взволновали ребенка,  обязательно находили отражение  в его творчестве.

Поэтому в педагогической практике мною применяется  интеграция в рамках проектной деятельности.

Метод проектов -  как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. При этом сохранять для детей форму занимательной, увлекательной игры.
Темы проектов могут быть самыми различными – как более конкретными (дома, игрушки, транспорт и др.), так и достаточно абстрактными (дружба, мои права, превращения), как более близкими практическому опыту детей (животные, посуда, зима и др.), так и удалёнными (космос, Олимпийские игры, море и др.). Тема проекта может быть определена по инициативе детей (что они хотят узнать, что их интересует), или по инициативе воспитателя (что воспитатели считают важным для развития ребёнка). Если тема инициируется взрослыми, то подбирается соответствующая возрасту мотивацию (иллюстрации, книги, предметы по теме, сюрпризные моменты, специально подобранные истории и т. п.)

Тематикой проекта могут стать: образовательная область программы; региональные особенности, приоритетное направление дошкольного образовательного учреждения, программы дополнительного образования. Особенно ценным является возникновение темы по инициативе детей. Тема проекта может отражать сезонные изменения, общественные явления.

Целесообразно в проектную деятельность вводить детей вопросами: Что я знаю об этом? Что я хочу узнать? Что для этого надо сделать? Совместно с детьми планируются этапы работы над проектом, определяется продукт и вид презентации.

Педагоги нашего детского сада  убедились в эффективности использования «метода проектов» в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с воспитателями и родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.
 В практике нашего детского сада используется тематическое планирование.  Темы многих проектов, реализуемых в ДОУ, сочетаются с темами, предусмотренными программой. Это позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний. Так,  в нашем дошкольном учреждении было разработано ряд педагогических проектов: групповые: «Новый год», « Насекомые», «Давайте жить дружно» и т.д., общесадовые – «Во имя жизни» - приуроченный к 65 летию Дня Победы,  «Агния Барто». Сейчас, работая по методу проектов уже более двух лет, можно сделать
 следующие выводы:

  • Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. 
  • Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Это подтверждают социометрические исследования, проводимые ежегодно психологом ДОУ.
  • Педагоги дошкольного учреждения освоили идеи и методы проектной деятельности, могут использовать данную технологию в работе с детьми.
  • Изменился стиль общения взрослого с ребенком.
  • Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

И в заключение хочу сказать что…

Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля» а не «исполнителя». Развивает волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия и способствует успешному обучению в школе. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

 

Список литературы:

  1. Дейнеко О.В. Использование метода игрового моделирования в работе с детьми  // ж. «Справочник старшего воспитателя» №3/2009, стр. 22.
  2. Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ //ж. «Справочник старшего воспитателя» №9/2009, стр. 33.
  3. Богина М.Ю. Полет в космос  //ж. «Справочник старшего воспитателя» №4/2009, стр. 69.
  4. Н.Васильева Проектная деятельность; участвуем вместе.//ж. «Дошкольное воспитание», № 10 /2011 г.,стр.49.
  5. Л.Н. Прохорова   Организация экспериментальной деятельности дошкольников» . Методические рекомендации – М.: АРКТИ, 2003 - 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей в рамках реализации проекта «Береги свои глаза»

Использование  проектной деятельности в д/у   помогает в решении поставленной перед детьми  и их родителями проблемы, о том, что надо беречь глаза. С целью повышения эф...

Интеграция образовательных областей в рамках реализации проекта «Береги свои глаза»

Использование  проектной деятельности в д/у   помогает в решении поставленной перед детьми  и их родителями проблемы, о том, что надо беречь глаза. С целью повышения эф...

Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в интеграции образовательных областей в рамках ФГОС Рассказ сказки «Заюшкина избушка» для детей средней группы.

Сказка учит добро понимать, О поступках людей рассуждать, Коль плохой, то его осудить, Ну,а слабый - его защитить! Дети учатся думать, мечтать, На вопросы ответ получать. Каждый раз что-нибудь...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по музыкально-творческому развитию с использованием элементов технологии «Кукляндия» в интеграции образовательных областей в рамках ФГОС «ДРУЖИМ С ТЕНЬЮ» для детей 6-7 лет группы общеразвивающей направленности

Одной из задач современного дошкольного образовательного учреждения является развитие личности ребенка, его творческой активности позитивной социализации.Данная методическая разработка поможет музыкал...

НОД «Тайны подводного мира» Конспект образовательной деятельности по познавательно- исследовательскому развитию в интеграции образовательных областей в рамках ФОП, ФГОС ДО для детей разновозрастной группы (от 5 до 7 лет)

Интеграция; -социально-коммуникативное развитие ;- речевое развитие;- художественно- эстетическое развитие;- физическое развитие;Виды деятельности:- познавательно- исследовательская- продуктивная деят...

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ в интеграции образовательных областей в рамках ФГОС для детей 5-6 лет группы общеразвивающей направленности: « Осень – волшебная пора»

Интеграция образовательных областей:  развитие речи, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.ЦельОбобщать и закреплять представления детей о характер...