Опытно-экспериментальная работа по использованию дидактической игры как средства ознакомления детей 4-5 лет с живой природой
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) по теме
В той статье описана работа по использованию дидактической игры природоведческого характера: проведена диагностика знаний детей 4-5 лет, подобрана и опробирована система дидактических игр по ознакомлению детей с живой природой, проведена повторная диагностика полученных знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doc1.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно-экспериментальная работа по использованию дидактической игры в ознакомлении детей 4-5 лет с живой природой 1.1. Выявление уровня знаний детей 4-5 лет о живой природе.
Для того чтобы ребенок мог осознанно и правильно относиться к объектам живой природы он должен обладать элементарными экологическими знаниями, характерными для данного возраста.
Для реализации задач исследования нам необходимо выявить уровень знаний детей средней группы о живой природе. С этой целью мы провели диагностику детей 4-5 лет (подгруппа –5 человек). Исследование проводилось в ходе индивидуальной работы при использовании заданий, описанных в книге «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников» под редакцией Т.В. Хабаровой, Н.В. Шафигуллиной (раздел «Средний дошкольный возраст», первичная диагностика) и «Диагностика ЭКОлогической воспитанности детей дошкольного возраста» под ред. Варивода В.С.
Для определения у детей представлений о природе, особенностях отношения к природе рекомендуется опираться на определенные показатели. Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводили в соответствии с баллами, характеристика которых составлена на основе рекомендаций Н.Н Кондратьевой и Л.М. Маневцовой. Баллы по результатам выполненных диагностических заданий зафиксированы в таблицах . Затем высчитывался средний балл, по которому был определен уровень освоения детьми программного содержания.
Уровни освоения программного содержания по ознакомлению детей 4-5 лет с живой природой:
Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов): представления ребенка о природных объектах и их существенных свойствах поверхностны, объем представлений незначителен. Ребенок знает и выделяет совместно со взрослым некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения: поведения, голосовые реакции животных, отдельные части растений. Наблюдает за растениями и животными только по предложению взрослого. Интерес к природе ситуативен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо выражены. Ребенок может проявлять к объектам недоброжелательность и даже агрессивность.
Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов): ребенок узнает и называет несколько растений (преимущественно деревьев и комнатных), некоторых зверей, птиц, рыб, ярких насекомых, опираясь на отдельные признаки. Безошибочно определяет живыми животных, опираясь при этом как на существенные, так и на не существенные признаки. Интерес и желание ухаживать за растениями и животными неустойчивы, избирательны. Самостоятельные наблюдения за ними редки. Ребенок эмоционально откликается на красоту природы.
Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов): ребенок знает (различает и правильно называет) достаточно большое количество растений и животных, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения, сочувствие попавшим в беду; обнаруживает стремление оказывать помощь. Отношение к растениям и животным достаточно осознанное. Ребенок умеет определять их состояние, элементарно установить его причины на основе связей различного содержания.
Задание 1.
Цель: выяснить, имеет ли ребенок представление о живой природе, знает ли потребности растений, животных. Материал: 5 картинок с изображениями: объектов живой природы (береза, кошка, человек), неживой природы (солнце), предмета, созданного человеком (машина). Методика: Проводилась индивидуальная беседа с ребенком: ребенку предлагалось выбрать картинки с изображениями живого. После этого задавали вопросы:
- Как ты узнал, что это живое?
- Почему ты считаешь, что объект (называется животное, растение) живой?
- Расскажи, что есть у объекта (называлось конкретное животное, растение, человек)?
- Что надо, чтобы (называется конкретный объект) хорошо жилось?
Средний балл – 1,6.
Из результатов исследования видно, что почти все дети определяют объекты живой природы, но затрудняются в ответе на вопрос: «Почему ты считаешь, что этот объект живой?». Три ребенка правильно ответили на вопрос о том, что нужно растениям и животным для того, чтобы им хорошо жилось.
Вывод: обратить внимание на данную тему и провести работу по ознакомлению детей с жизнью растений и животных.
Задание 2.
Цель: Выяснить имеет ли ребенок представление о растениях (их названиях, частях, отличительных признаках) и местах их произрастания. Материал: Дидактическая игра «Что где растет?» Методика: Ребенку предлагали поиграть в игру «Что где растет?»:
- Какие растения ты знаешь?
- Что есть у этого растения? Какое оно? (например, береза – дерево, у него один ствол, он высокий, толстый, белый; ветки, листья и т.д.)
- «Засели» растение туда, где оно растет? (лес, луг, огород, окно).
Средний балл – 2,0.
Из результатов исследования видно, что дети правильно называют растения, но трое затрудняются назвать место, где «живет» заданное растение.
Вывод: Провести работу по закреплению знаний о местах произрастания растений и их строении.
Задание 3.
Цель: выявить представления ребенка о животных (может ли он назвать домашних и диких зверей, птиц, насекомых, рыбу, лягушку; может ли показать и назвать их характерные черты ( у коровы есть рога, у рыбы плавники и хвост и т.п.)); знает ли детенышей животных и места обитания животных. Материал: дидактическая игра «Кто где живет?», картинка с заданием «Где чей дом?» Методика: с ребенком проводилась дидактическая игра «Кто где живет?» и по ходу игры задавались вопросы:
- Каких животных ты знаешь?
- Что есть у них? (называется конкретный объект)?
- «Засели» животных туда, где они должны жить.
Затем с ребенком проводилась беседа по картинке «Где чей детеныш?»: - «Мамы» забрали из «детского сада» своих малышей, но перепутали их. Помоги им найти своих малышей.
Средний балл – 3,0.
Из результатов исследования видно, что дети хорошо знают диких и домашних животных, птиц, обитателей водоемов, насекомых; знают детенышей животных и места обитания животных.
Вывод: продолжать работу по закреплению представлений о животных, их отличительных чертах и местах обитания.
Задание 4
Цель: Выяснить, имеет ли ребенок представление о потребностях растений (влага, тепло, свет, почва); осознает ли необходимость ухода за комнатными растениями. Материал: Картинки с изображением увядшего растения и красиво цветущего зеленого растения. Методика: Проводилась индивидуальная беседа с ребенком по картинке с изображением увядшего растения:
- Как ты думаешь, хорошо ли себя чувствует это растение?
- Чего ему не хватает?
- Что надо сделать, чтобы ему стало хорошо?
- Без чего не может прожить растение?
Средний балл – 2,0.
Из результатов исследования видно, что дети понимают, почему растение чувствует себя плохо, что надо сделать, чтобы растению было хорошо, но затрудняются назвать все потребности растения (называют только влагу, остальные потребности только после наводящих вопросов).
Вывод: провести работу по закреплению знаний о потребностях растений.
Задание 5
Цель: Выяснить, знает ли ребенок, чем питаются те или иные животные. Материал: Два набора картинок (один – с изображениями животных, другой – с изображениями их пищи). Методика: ребенку предлагали выполнить задание: «Животным принесли угощение, но тарелочки перепутали. Помоги правильно расставить тарелочки с угощением».
Средний балл – 3.
Из результатов исследования видно, что все дети справились с заданием.
Вывод: Продолжать проводить работу по закреплению данной темы.
Задание 6
Цель: выявить представления ребенка о сезонных изменениях в жизни растений и животных. Материал: Сюжетные картинки с изображением животных в разное время года. Методика: Проводится индивидуальная беседа с ребенком по картинкам:
- Какое это время года?
- Почему ты так думаешь?
- Как выглядит заяц? Почему он такого цвета?
Средний балл – 2, 4.
Из результатов исследования видно, что почти все дети умеют определять время года по характерным признакам: зима - на земле лежит снег, медведь зимой спит, зайчик зимой белый, а белочка – серая; весна – тает снег, прилетают птицы, распускаются почки на деревьях, просыпается медведь; осень – люди убирают урожай, улетают птицы, желтеют листья на деревьях, ежик и медведь укладываются спать, насекомые прячутся и т.д.
Вывод: продолжать проводить работу по закреплению представлений детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных
Таким образом, при проведении исследования мы выявили уровень знания детей 4 – 5 лет об объектах живой природы. На результатах сказывались интерес ребенка к заданию, его общее состояние, настроение и т.д. В целом дети справились с заданием, некоторые показали высокий уровень, остальные средний и низкий уровень. Следовательно, нужно подобрать систему дидактических игр, способствующих ознакомлению детей с живой природой. Особенно следует обратить внимание на игры, направленные на ознакомление детей с растениями, их строением, условиями для роста и местами их произрастания.
1.2.Организация педагогической работы по ознакомлению детей с живой природой средством дидактической игры.
На основе полученных результатов мы подобрали систему дидактических игр, способствующих ознакомлению детей с живой природой. Это игры, направленные на ознакомление детей с комнатными растениями, деревьями и кустарниками, а также направленные на закрепление знаний о животных, птицах, насекомых.
Игры проводились коллективно со всей подгруппой и индивидуально с теми детьми, которые показали средний и низкий уровень знаний. Это такие игры, как «Опишите, я отгадаю», «Найди, о чем расскажу», «Загадай, мы отгадаем», «Найди пару», «Найди дерево по описанию», «Загадайте, мы отгадаем» (деревья), «Детки, с какой ветки?», «Как зовут птенца?», «Кто где живет?», «Опиши картинку», «Третий лишний», «Какое насекомое, назови?», «Помоги зеленым друзьям» .
Мы даем описание некоторых из этих игр:
Игра «Опишите, я отгадаю» В этой игре дети должны найти комнатное растение по описанию взрослого. Мы описывали одно из растений, находящихся в групповой комнате. Дети находили растение по его описанию, а если оно им знакомо, то называли его. Те растения, названия которых дети еще не знали, воспитатель называет сам.
При описании мы использовали общепринятые термины: «форма листа». «окраска цветов» и т.д. Это помогло детям выделить отличительные признаки растения. Вначале дети затруднялись с отгадыванием растения, но после повторно проведенной игры дети стали быстрее отгадывать загаданное растение.
Игра «Найди, о чем расскажу» В этой игре дети должны составить загадку для взрослого: описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы взрослого.
Во время игры мы садились лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного ребенка просим выбрать растение, которое будем узнавать по описанию ребят и задаем вопросы о наличии стебля, форме и окраске листьев (называем оттенки зеленого цвета), о поверхности листа (гладкий, негладкий), о том, есть ли цветы, сколько их на ветке, какой они окраски. Например: «На что похоже – на дерево или на травку? Ствол толстый, прямой? Листья большие, как огурец? Темно-зеленые, блестящие?». Узнав растение, называем и показываем его. В этой игре дети хорошо отвечали на вопросы.
Игра «Найди дерево по описанию»
Эта игра проводилась во время прогулки. Описываем знакомые детям деревья, выбирая те, которые имеют малозаметные отличительные признаки. После рассказа дети идут искать заданное дерево. Чтобы детям было интересно искать по описанию, около дерева, о котором говорят, можно что-либо спрятать (вариант игры «Найди Снегурочку»). Эта игра была детям очень интересна, поэтому дети быстро справлялись с заданием и просили повторить игру несколько раз.
Игра «Как зовут птенца?» В этой игре упражяем детей в узнавании и назывании птенцов птиц: вороненок, воробышек, скворчонок, синичка, аистенок и т.д. Показываем детям изображение птицы и ее птенца. Ребенок называет птицу и ее птенца.
- Это воробей, а у воробья птенец – воробышек.
- Это ворона, а у вороны птенец – вороненок.
Игра «Отгадай картинку» В этой игре закрепляем знания детей о приспособлении животных к зимним условиям. Мы задавали детям вопросы, а дети находили ответ на магнитной доске.
- Почему птицы так шумят? (птицы собираются в стаи и улетают в жаркие страны).
- Почему птицы улетают в жаркие страны? (наступает зима, деревья стоят без листьев, насекомые спрятались далеко под кору, птицам нечего кушать).
- Где наш зайчик, почему его не видно? (он поменял серую шубку на белую и спрятался за березой, поэтому его не видно).
1.3.Анализ знаний детей.
Для определения успешности проведенной работы мы на заключительном этапе провели контрольную диагностику, чтобы выявить уровень знаний детей 4-5 лет о живой природе. При проведении контрольной диагностики мы использовали задания, похожие на те, которые использовались при проведении первичной диагностики. Максимальный балл при оценке знаний – 3. При сравнении результатов диагностики мы увидели, что знания детей улучшились. Так, при повторном проведении диагностики мы выявили следующие показатели: задание 1 (представление детей о многообразии растений и среде их обитания) – средний балл 2,4; задание 2 (представление детей об основных частях растений) – средний балл 2,4; задание 3 (представление детей о потребностях растений и животных) – средний балл 2,6; задание 4 (представление детей о группах животных) – средний балл – 3,0.
Таким образом, можно отметить повышение знаний детей о живой природе при использовании дидактических игр природоведческого характера. Улучшение результатов, которые показали дети, говорит о том, что проведенная работа успешна. Мы убедились, проведя исследование с детьми, что дидактическая игра имеет большие возможности для ознакомления детей с живой природой. Дети легко, с интересом обучались, внимательно относились к заданию воспитателя. Хочется отметить, что дети меньше уставали, могли выполнять одну и ту же операцию по нескольку раз, если поставленная воспитателем задача была для них увлекательна, соответствовала их возрасту.
Заключение
Данная работа была направлена на изучение использования дидактической игры как средства ознакомления детей среднего дошкольного возраста с живой природой.
Мы пришли к выводу, что дидактические игры являются эффективным средством в ознакомлении детей с живой природой. Процесс игровой деятельности, в которой дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет: обеспечить возможность усвоения экологических представлений; пробудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней; формировать и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, ответственности и способности принимать правильные решения.
Мы провели диагностику по выявлению уровня знаний детей 4-5 лет о живой природе, подобрали систему дидактических игр, соответствующих возрасту детей и способствующих ознакомлению детей с живой природой. Затем провели повторную диагностику.
По полученным результатам можно отметить, что знания детей улучшились после проведения дидактических игр природоведческого характера.
Исходя из полученных результатов, при организации педагогического процесса, необходимо учитывать следующее:
- Шире включать дидактические игры природоведческого характера, соответствующие возрасту детей;
- Осуществлять ознакомление с живой природой через специально подобранные дидактические игры; - Содействовать проявлению творчества, инициативы со стороны детей в игровой деятельности; - Не забывать о грамотном руководстве игрой, ее обогащению со стороны педагога. Ведь доброжелательность, сюрпризность, разного рода неожиданности являются эффективными средствами в работе с детьми. И эти средства в руках педагога. Конечно, все это требует от воспитателя артистизма. Но ведь педагогика – это искусство. Только радость от успеха, увлеченность, заинтересованность ведут к формированию личности человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры как средство ознакомления детей с правилами безопасности в быту
Автор Т.Г. Хромцова описывает преимущество дидактических игр и предлагает несколько игр для детей по данной теме....
дидактическая игра как средство ознакомления детей с правилами безопасности в быту.
Подобранные дидактические игры дают возможность познакомить детей с источниками опасности в быту,различать опасные прдметы,сформировать представление о мерах предосторожности,о способах безопасн...
Консультация для воспитателей "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ ГОРОДОМ"
Консультация для воспитателей "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ ГОРОДОМ"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4755066"...
Дидактические игры как средство ознакомления детей с правилами безопасности в быту.
Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – одна из самых главных задач дошкольного образования.Данное направление в настоящее время достаточно актуально, так как современный ребёнок всё чаще о...
Дидактические игры как средство ознакомления детей с правилами безопасного поведения в быту
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ.Для того чтобы сделать ребенка активным в приобретении знаний, предлагается осуществлять их накопление, углублен...
Дидактическая игра как средство ознакомления детей с числовыми и количественными отношениями
Презентация "Дидактическая игра как средство ознакомления детей с числовыми и количественными отношениями"...
Презентация: Использование дидактической игры как средства ознакомления детей раннего возраста с правилами безопасного поведения
Проблена сохранения здоровья детей и охрана их жизни на сегодня одна из актульных. Дидактические игры помогут детям узнать и запомнить правила безопасного поведения в экстримальнвх ситуациях....