Конспект открытого занятия для детей средней группы "В мире животных" /"Как звери зимуют"/
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Представленный конспект направлен на развитие речи и мелкой моторики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

/«Как звери зимуют»/

(с элементами развития мелкой моторики)

Для детей средней группы

                                                               Воспитатель: Кущенко Л. Ю.

                                                                        МБДОУ ЦРР д/с № 7 «Солнышко»

Цель: закрепить представления детей о диких животных и их жизни зимой.

Задачи.

Образовательные:

- уточнить и закрепить знания детей о диких животных;

- учить определять основные признаки, характеризующие понятие «дикие животные»;

- развивать у детей познавательный интерес к жизни животных в лесу, наблюдательность;

- активизировать речь детей по теме;

- учить активно участвовать в беседе на заданную тему.

Развивающие:

- развивать память, внимание, мышление;

- развивать мелкую моторику с помощью тренажёров (су – джок) и нетрадиционных материалов (шишки, орехи, прищепки).

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к живой природе;

- закрепить умение работать в коллективе;

- воспитывать умение слушать педагога и друг друга;

-продолжать формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, сотрудничества.

Оборудование: компьютор, презентация «Дикие животные, корзинка с орехами и шишками, прищепки.

Предварительная работа:

-рассматривание иллюстраций, энциклопедий;

- отгадывание загадок;

- беседы о животных;

- чтение художественной литературы: Соколов – Микитов «Заяц – беляк», р. н. ск. «Колобок», «Теремок»; венгерская сказка «Два жадных межвежонка», В. Бианки «Купание медвежат» и др.;

- д/игры «Кто как зимует», «Кто что ест», «Чьи лапы, чей хвост?»;

- составление описательных рассказов о животных;

- инсценировки сказок;

- рисование животных: по точкам, штрихами.  

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Дети заходят в группу, здороваются с гостями и садятся на стулья.

Воспитатель. А теперь, мои друзья, всё вниманье на меня.
  - Ребята, вы любите путешествовать? Тогда я приглашаю вас на прогулку в лес.

** Театр пальчиков.

1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.

(Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным).

- А хотите узнать, в какой лес пришли наши пальчики? Закройте глаза (проводится этюд «Зимой в лесу»).
               Реснички опускаются,
               Глазки закрываются,
               Крепким сном мы засыпаем,
               В лес волшебный улетаем.
               Раз, два, три, четыре, пять –
              Смотрим глазками опять.
(Дети рассматривают слайд «Зимний лес»; звучит музыка «Звуки зимнего леса»).

_ В какой лес пришли наши пальчики? -/ответы детей /. –Правильно, пришли в зимний лес. Ребята, посмотрите, как красиво в лесу, спокойно, тихо.  Все кругом белым-бело. Снег искрится под ногами. Ветви деревьев стали тяжелыми от снега и опустились вниз. Деревья, словно из сказки: пушистые снежинки облепили все веточки.                                                   Приготовили руки.

2. Подошли пальчики к опушке - ровной-ровной, гладкой-гладкой.

(Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить).

3. На опушке большое-большое дерево. Вот его ствол.

(Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх).

4. Вот крона дерева.

(Пальцы чуть согнуть).

5. На дереве дупло. Кто скажет, кто живет в дупле?- /ответы/. –Правильно, в нем живет белка (показ слайда).

Она то выглядывает из дупла, то прячется.

(Руки соединить ребрами ладоней «чашечкой».

Большие пальцы то опускаются на дно чашечки, то разводятся в стороны).

В старом дереве белка нашла себе дом (показ слайда).

- Белки поселяются в дупле, которое остается после дятла. Они утепляют его мхом, сухими листьями и травой. Как ещё белка подготовилась к зиме? -/ответы детей/. – Правильно, она делает запасы на зиму: собирает орехи и сушит грибы (показ корзинки с орехами/.
-Возьмите орех и положите на ладошку.

**Массаж  ладоней.

Я с орехом поиграю,                         / прокатывают между ладошек/                                  Меж ладошек покатаю.
я сожму его рукой,                           /
сжимают/                                                                                           А потом сожму другой.
Ты, орешек, не колись!                    /
гладят/
Ты со мною подружись!                /
прокатывают между ладошками/
-У вас очень хорошо все получилось. Положите орехи в корзинку – оставим их белке.

** А теперь послушайте загадку и появится отгадка.

                  Летом ходит без дороги

                  Возле сосен и берез,

                  А зимою спит в берлоге,

                  От мороза пряча нос.                                                                                                                      – Молодцы, отгадали – это медведь (показ слайда).

Ребята, скажите, пожалуйста, как проводит медведь зиму в лесу? (ответы детей предложениями: зимой медведь спит в берлоге, до самой весны, сосет лапу).

–Правильно. Не стало в лесу малинки, нет землянички. Кушать косолапому нечего. Уснул медведь, тепло ему в своей берлоге. Ребята, медведи усиленно питаются осенью, копят толстый слой жира и спят до весны.

-Давайте пофантазируем и представим, как медведь строит себе берлогу? -/ответы детей /.
Я принимаю ваши ответы и во многом с вами согласна: медведь устраивает берлогу в большой яме, обязательно в сухом месте, под вывернутом с корнями деревом и там засыпает.

**А это кто такой за деревом прячется, отгадайте?

          У косого нет берлоги,

          От врагов спасают ноги.

          Не нужна ему нора,

          А от голода - кора.

- Верно, это заяц (показ слайда).

А как заяц готовится к зиме? -/ответы детей/.-Да, заяц осенью линяет. Повтори, Саша. Хорошо. Какая шерсть у него вырастает? -/ Теплая/. Почему?-/Чтобы зимой ему было не холодно/. А еще какая шерсть у зайца зимой?- (Ответы детей.) -  Белая шерсть. Почему? - Чтобы зайца не было видно на белом снегу, чтобы его не заметили лиса и волк.

– Дима, скажи, пожалуйста, какая у зайчика шубка зимой? Почему? (такому зайцу хорошо спрятаться от серого волка, не видно на белом снегу белого зайца).

**Физминутка                                                                                                                                                                                          (ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ ДВИЖЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТЕКСТОМ)

Зайка беленький сидит                                                                                                                     И под кустики глядит.                                                                                                                  Повернулся вправо-пусто.                                                                                                       Повернулся влево-пусто.                                                                                                             Не растёт зимой капуста.

– Маша, что ест зайка зимой? (Зайка зимой грызёт кору деревьев, молодые веточки деревьев). (Слайд)

-Давайте расскажем про зайца с помощью пальчиков.

**Пальчиковая гимнастика «Дом под кустом».

Зайка под кустом сидит                /пальцы разведены, кисти перекрещены  между  собой/

И ушами шевелит.                         /упражнение «Ушки»/

-Зайка, зайка,                                  /»ушки»/

Где твой дом?                                 /упражнение «крыша»/

-За-за-за                                          /пальцы разведены, кисти перекрещены/

Большим кустом.

– Молодцы, ребята,  хорошо рассказали про зайчишку.

**Но  вот наш зайчик встрепенулся, поджал уши. Кто же это к нам приближается, угадайте?                                                                    

 Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт.

-Правильно, это лиса. (показ слайда)

**Пальцевый тренинг.
Каждый из детей получает бельевую прищепку. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами. Воспитатель проговаривает текст, дети ритмично открывают и закрывают свои прищепки.
**
Упражнение «Лиса».                                                     
Хитрая плутовка, рыжая головка.                        
Ротик открывает, зайчиков пугает.                        

- Лиса всегда хочет поймать зайчика, но это ей редко удается. Как вы думаете, почему? - (Заяц быстро бегает). - Он не только умеет быстро бегать - он умеет запутывать следы. Заяц никогда не бегает по прямой дорожке, он бегает между деревьями и кустами и этим путает лису.

**Послушайте следующую загадку.

Кто в лесу зубами - щелк,
Это бродит серый... (волк) (
показ слайда).

**Упражнение «Волк».                                                                                                                                                                (ладони соединены так, чтобы большие пальцы были подняты вверх и слегка разведены в сторону – это «уши»; указательные слегка согнуты – это «лоб»; остальные пальцы образуют «морду»).                                                                                                                    Серый волк - зубами щелк.                                                                                                          Не боимся тебя, волк.

**-А теперь подумайте: кто ещё, кроме медведя, спит зимой?- Правильно, это ёж (показ слайда).

- А какое жилище у ежа? - /ответы детей: он спит в листьях, в норке/.

- Правильно. Ежи забираются под кучу листьев, травы, веток, а иногда под корни старых деревьев.

** Массаж ладоней (с шишками).

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Если будем с ним играть -

Ручки будем развивать.

Ежик нам ладошки колет,

Руки нам готовит к школе.

**-Дети, давайте ещё раз повторим, кто где живёт.

(восп-ль показывает картинку, дети договаривают текст).
Медведь живёт в берлоге,
Лиса живёт в норе,
Волк поселился в логове,
А белочка в дупле.
Лишь зайка, бедный зайка
Под кустиком сидит
И хвостик его маленький
Под ёлочкой дрожит.

-Молодцы! Сколько вы назвали животных, которые живут в лесу.

– А как таких животных называют? - (дикие, лесные животные). - Почему их так называют? -/ответы детей/.

**Коррекционная физкультминутка
«Прогулка в зимнем лесу»

Мы ходили в зимний лес. Сколько здесь вокруг чудес!

Справа – березка в шубке стоит. Слева елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся, на землю красиво ложатся.

Вот и зайка проскакал, от лисы он убежал.

Это серый волк рыщет, он себе добычу ищет!

Все мы спрячемся сейчас, не найдет тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит, так всю зиму он проспит.

В лесу красота и покой, а нам пора уже домой.

Центр песка.

Цель:

развивать мелкую моторику, тактильное восприятие, пространственное восприятие;

расширять фантазию и творческое мышление;

закрепить знания детей о диких животных, названия их жилищ.

Материал: таз с песком, мелкие игрушки животных.

Воспитатель. Ребята,  давайте сделаем отпечатки кистей рук. Что вы чувствуете?-/ответы: я чувствую тепло (прохладу) песка, маленькие песчинки и т.д./.                                              

 –Давайте «поскользим» по поверхности песка, пройдёмся ладошками, каждым пальчиком, оставляя следы; оставить отпечатки кулачков, рёбер ладоней.

Игра «Кто лишний?»

В.  Ребята, в песке спрятаны фигурки животных. Давайте найдём их /дети находят фигурки и озвучивают свои действия: я нашёл медведя, а я нашла лису, я нашла корову и т. д./.- Посмотрите на животных и скажите, кто здесь лишний?                                                

Д.: корова лишняя, потому что она - домашнее животное, а все остальные дикие, живут в лесу.

Игра «Чьи следы?»

На выровненной поверхности песка можно научиться делать их следы. Зайчик оставляет совсем маленькие следы – указательным пальчиком делаем углубления в песке в виде дорожки. У лисы следы побольше – соединяем вместе большой, указательный и средний пальцы и с помощью их имитируем следы рыжей плутовки. Самые большие следы оставляет медведь – собираем все пальцы вместе и вот уже мишка протоптал себе тропинку по лесной чаще.

Игра «Где чей дом?»

Сделайте в песке норку для лисички, берлогу для медведя и т.д. для каждого зверька.

Центр ИЗО.  

Аппликация «Зайка беленький сидит».

Материал: лист бумаги с силуэтом зайца, манная крупа, клей ПВА, кисточки.

Цель: учить детей намазывать силуэт клеем, заполнять всё пространство манкой, захватывая её щепотью; продолжать учить аккуратно пользоваться клеем; развивать мелкую моторику руки.

Центр настольных игр.

«Иголки для ёжика».                                                                                                       Цель: счёт в пределах четырёх, развитие мелкой моторики.                             Материал: силуэты ежей, прищепки.

«Кто что ест?» (выкладывание дорожек для животных).                                       Цель: закрепить знания о питании животных; закрепить понятия «длинная дорожка», «короткая»; развивать мелкую моторику.                                                                             Материал: горох, листы бумаги с изображением животных и их кормом.

 Подведение итога занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия для детей средней группы. Сюжетная прогулка: «В ГОСТЯХ У ОСЕНИ».

Закрепить умение составлять группу из отдельных предметов, пользуясь словами «много», «один», согласовывать числительное с существительным в роде и числе. Закреплять знание цветов, умение группировать...

Конспект открытого занятия для детей средней группы «Свойства воды»

Конспект открытого занятия для детей средней группы«Свойства воды»Образовательные: Закреплять у детей знание о разных свойствах воды: не имеет формы, вкуса, запаха, вода про...

Конспект открытого занятия для детей средней группы «Путешествие в сказочный лес»

Цель:Закрепление знаний по ФЭМП, в увлекательной и сказочной форме.Задачи:- упражнять детей в узнавании и названии геометрических фигур по описанию (цвет, форма);- Закрепить умение детей разбивать гру...

Конспект открытого занятия для детей средней группы «Путешествие по сказкам»

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие...

Конспект открытого занятия для детей средней группы, на тему:«Путешествие в страну цветов»

Программное содержание.Образовательные задачи:Закрепить умения детей ухаживать за комнатными растениямСовершенствовать навыки работы с использованием моделей-схем.Знать необходимые условия для роста р...

Конспект открытого занятия для детей средней группы ко Дню матери

Конспект открытого занятия для детей средней группы ко Дню матери на тему: «Мама – солнышко моё»Цели: показать значимый для ребёнка образ мамы.Задачи:воспитывать у детей чувство...