Рабочая программа подготовительной логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
рабочая программа по логопедии
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом "Об образовани а Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ, разработанная на основе "Комплексно образвательной программы дошкольного образования для детей с тяжолыми нарушениями речи(ОНР) с 3 до 7 (автор Н.В.Нищевой).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа учителя логопеда разработанная на основе программы Н.В. Нищевой | 58.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №36 «Ивушка»
Станицы Советской муниципального образования Новокубанский район
Утверждено
Заведующий МДОБУ №36 «Ивушка»
________________Оселедкина С.А.
Приказ №_______________________
От______________________
Рабочая программа подготовительной логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Учитель-логопед Кулик В.И
Ст. Советская
2022г.
1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 3273-ФЗ, Федеральном государственным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» (автор Н. В. Нищева), Рабочая программа рассчитана на один учебный год, который длится в логопедической группе с 1 сентября по 1 июля.
Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 6 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития
Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонематической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.
Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с тяжёлой речевой патологией, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.
Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность - основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как его цель – выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем – логопедом. Кроме того, все специалисты занимаются коррекционно- развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Осуществление педагогической деятельности в соответствии с рабочей программой, позволяет решить следующие задачи:
-охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ двигательной и гигиенической культуры;
-осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;
- создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;
- обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;
- воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;
-воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
-развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
-пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.
В основу приоритетов деятельности группы положены следующие факторы:
-учет государственной политики в области образования;
-особенности контингента детей и кадрового состава группы;
-учёт запросов родителей;
-особенности региона.
Группу посещают дети седьмого года жизни с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи 1 и 2 уровня речевого развития).
У дошкольников с первым уровнем речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
У дошкольников со вторым уровнем речевого развития при ОНР активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей представлены простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуко наполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).
Режим работы группы - пятидневный с 07.00 до 17.30 –часовым пребыванием детей в учреждении, выходные дни - суббота, воскресенье.
Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета, группового помещения и участка обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям и полностью соответствует требованиям «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» (автор – Нищева Н.В.).
Группа воспитанников седьмого года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) имеет возможность посещать в соответствии с учебным планом занятия учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкальные и физкультурные занятия. В групповом помещении представлены следующие развивающие центры, имеющие необходимое оснащение:
-центр «Будем говорить правильно»;
-центр «Наша библиотека»;
-центр науки и природы;
-центр математического развития;
-центр конструктивно - модельной деятельности;
-центр художественного творчества;
-музыкальный центр;
-центр «Играем в театр»;
_центр сюжетно-ролевых игр ;
-центр «Умелые руки»
-физкультурный центр.
В кабинете учителя-логопеда представлены следующие развивающие центры:
-центр речевого и креативного развития;
-центр сенсорного развития;
- центр моторного и конструктивного развития.
Инструментарий определения эффективности освоения детьми содержания программы представлен в «Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет».
1.2 Взаимодействие с семьями воспитанников
В группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи учитель-логопед и другие специалисты привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приёмах и еженедельно по пятницам в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей в речевом развитии. В методический комплект ( к программе) входит серия домашних тетрадей «Занимаемся вместе» с методическими рекомендациями для родителей. Эти пособия позволяют объединить усилия педагогов и родителей в воспитании гармонично развитой личности. Задания пособий подобраны в соответствии с изучаемыми в группе лексическими темами и требованиями программы. Для детей старшей группы родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания, которые были сформированы в предыдущей возрастной группе, является одной з основ домашней совместной деятельности с детьми. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации.
Специально для родителей детей, посещающих группу компенсирующей направленности, в методический комплект к программе включены материалы для стенда «Родителям о речи ребенка» и материалы для оформления родительских уголков в групповой раздевалке. Материалы родительских уголков помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.
Педагоги активно привлекают родителей к участию в различных мероприятиях: праздничных занятиях, так как триединство «ребенок-педагоги-родители» заявлено во ФГОС ДО как основа для создания условий гармоничного развития ребенка. Взаимодействие с семьёй воспитанников отражено в комплексно-тематическом планировании. Группу посещают в основном дети из полных относительно благополучных семей, что способствует вовлечению родителей в образовательные, воспитательные и коррекционные процессы.
1.3 Целевые ориентиры (планируемый результат)
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- выделять из слова любой звук, определять его положение: начало, середина, конец слова;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- владеть элементарными навыками пересказа;
- владеть навыками диалогической речи;
- составлять слово из отдельных звуков;
-пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
-владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм
существительных и проч.;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка;
- использовать в спонтанном обращении слова различных лексико-грамматических категорий
(существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
- определять на слух последовательность звуков в словах любой
структуры;
- употреблять в речи термины «звук», «слово», «слог», «предложение», «гласные звуки», «согласные звуки», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук»;
- определять звонкость-глухость согласных звуков;
- составлять графические схемы слов, предложений;
- строить при анализе звуков, слов, предложений связное высказывание с использованием терминологии;
- пользоваться сформированными коммуникативными умениями и навыками в речи (задавать вопросы, сравнивать, обобщать, делать выводы, рассуждать, доказывать);
- владеть элементарными графическими навыками;
- уметь хорошо ориентироваться в пространстве, на листе бумаги.
5 Итоговый контроль осуществляется по истечении сроков коррекционной
работы над звуком (результат отражён в речевой карте).
Критерии оценок речи после проведенного курса логопедических занятий:
- Чистая, правильная речь,
- со значительным улучшением,
- с незначительным улучшением,
- без улучшения.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии.
2. Содержательный раздел
Тематическое планирование по непосредственно образовательной деятельности «Речевое развитие» (звукопроизношение, лексико - грамматические средства языка, связная речь) в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Периоды | Основное содержание работы |
1 период Сентябрь, Октябрь, Ноябрь. | Развитие словаря 1. Расширение, уточнение и активизация словаря, систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами. 2.Обогащение экспрессивной речи сложными словами 3.Расширение представления о переносном значении и активизация в речи слов с переносным значением. 4.Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами ,относительными и притяжательными прилагательными. 5.Дальнейшее овладение приставочными глаголами 6.Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами из-за, из-под. 7.Обогащение экспрессивной речи за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий. Совершенствование грамматического строя речи 1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам (заморозок — заморозки, гриб — грибы, береза — березы, яблоко — яблоки). 2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах, как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим 3.Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам. 4.Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности. 5. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным. 6.Закрепление умения образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах. 7.Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами. 8.Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени. 9.Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее). Развитие фонетике-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза. Развитие просодической стороны речи 1.Продолжение работы по развитию речевого дыхания, формированию правильной голоса подачи и плавности речи в игровых упражнениях и свободной речевой деятельности. Формирование умения соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса. 2.Формирование умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шёпотом. 3.Развитие тембровой окраски голоса, совершенствование умения изменять высоту тона в игровых упражнениях и свободной речевой деятельности. 4.Формирование умения говорить в спокойном темпе. 5.Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи. Коррекция произносительной стороны речи 1.Дальнейшая работа по активизации и совершенствованию движений речевого аппарата. 2.Продолжение автоматизации правильного произношения всех поставленных ранее звуков в игровой и свободной речевой деятельности. 3. Уточнение произношения звуков в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, свободной игровой и речевой деятельности. Работа над слоговой структурой слова 1.Закрепление навыка произношения и использования в активной речи трехсложных слов со стечением согласных и одним-двумя закрытым слогами. 2.Совершенствование умения правильно произносить и использовать в активной речи односложные слова со стечением согласных 3.Формирование умения правильно произносить и использовать в активной речи двусложные слова с двумя стечениями согласных 4. Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов. Развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза 1.Закрепление знания признаков гласных и согласных звуков, умения различать гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданный звук. 2.Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных и умения дифференцировать согласные звуки по этим признакам, а так же по акустическим признакам и месту образования. 3.Совершенствование умения выделять звук на фоне слова, совершать звуковой анализ и синтез слов типа мак, осы, лис. 4.Формирование умения производить звуковой анализ и синтез слов типа лужа, клык, бобр, липа, лист, клин. 5.Формирование представления о звуке умения отличать звук. Обучение грамоте 1. Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами. 2.Ознакомление с буквами А, У, О, И, Т, П, Н, М, К. Формирование умения осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с этими буквами. 3.Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнурка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы. 4.Закрепление знания известных детям правил правописания. 5.Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы. Развитие связной речи и речевого общения 1.Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения. 2.Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко. 3.Закрепление умения составлять описательные рассказы и загадки-описания о деревьях, овощах, фруктах, ягодах, грибах, одежде, обуви, головных уборах, диких и домашних животных по заданному плану. 4.Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика. 5. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно составленному плану. |
Периоды | Основное содержание работы |
2 период декабрь, январь, февраль | Развитие словаря 1.Расширение, уточнение и активизация словаря 2.Обогащение экспрессивной речи сложными словами, словами в переносном значении, однокоренными; словами 3.Обогащение экспрессивной речи прилагательными уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными, прилагательными, обозначающими моральные качества людей прилагательными с противоположным значением. 4.Пополнение словаря однородными определениями. 5.Продолжение работы по дальнейшему овладению приставочными глаголами. 6. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи всеми простыми и некоторыми сложными предлогами. Совершенствование грамматического строя речи 1.Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами 2.Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности. 3.Формирование умения образовывать и использовать имена прилагательные в сравнительной степени. 4. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже подбирать однородные определения к существительным. 5. Формирование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени. 6. Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами. 7.Совершенствование навыков составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины. 8.Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза Развитие просодической стороны речи 1.Дальнейшее совершенствование и развитие речевого дыхания. Совершенствование умения произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса. 2.Совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе, 3.Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в игровой и свободной речевой деятельности. Коррекция произносительной стороны речи 1.Дальнейшая активизация и совершенствование работы органов речевого аппарата. 2.Дальнейшее продолжение работы по автоматизации пра вильного произношения всех поставленных ранее звуков. 3.Уточнение произношения звуков в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, свободной игровой и речевой деятельности. Работа над слоговой структурой слова 1.Формирование умения правильно произносить четырех сложные слова из открытых слогов и использовать их в активной речи. 2.Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова заданным количеством слогов. Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза 1.Совершенствование умения подбирать слова на заданный звук. 2.Совершенствование умения дифференцировать согласные звуки по твердости — мягкости, звонкости — глухости, по акустическим признакам и месту образования. 3. Совершенствование умения выделять звук на фоне слова, выполнять звуковой анализ и синтез слов, состоящих из четырех звуков (при условии, что написание слов не расходится с произношением). 4. Ознакомление с новыми звуками [ц], [ч], [щ]. Формирование умения выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками. Обучение грамоте 1.Дальнейшее совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами. 2.Ознакомление с буквами Б, БЬ, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж. Формирование умения осознанно читать слова, предложения, тексты с этими буквами. 3.Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнурочка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно напечатанные буквы. 4.Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы. 5.Формирование умения правильно называть буквы русского алфавита. Развитие связной речи и речевого общения 1. Дальнейшее развитие коммуникативных навыков. Обучение использованию принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, « строить высказывания кратко или распространенно). 2.Совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картине и серии картин по данному или коллективно составленному плану. 3.Формирование умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным. 4.Дальнейшее совершенствование навыка пересказа рассказов и знакомых сказок по коллективно составленному плану. Совершенствование навыка пересказа с изменением времени действия и лица рассказчика. |
Периоды | Основное содержание работы |
3 период апрель, май | Развитие словаря 1.Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем 2.Дальнейшее обогащение экспрессивной речи сложными словами , многозначными словами, словами в переносном значении , одно коренными словами. 3.Дальнейшее обогащение экспрессивной речи словами синонимами и словами-антонимами. 4.Дальнейшее обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными; прилагательными с противоположным значением. 5. Обогащение словаря однородными определениями, дополнениями, сказуемыми. 6.Пополнение словаря отглагольными существительными. 7.Дальнейшее обогащение экспрессивной речи простыми и сложными предлогами. 8.Закрепление понятия слово и умения оперировать им. Совершенствование грамматического строя речи 1.Дальнейшее совершенствование употребления сформированных ранее грамматических категорий. 2.Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности. 3.Совершенствование умения образовывать и использовать имена прилагательные в сравнительной степени. 4.Закрепление умения подбирать определения к существительным 5.Совершенствование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени. 6.Дальнейшее совершенствование навыков согласования прилагательных с существительными и числительных с существительными. 7Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений и распространения их однородными членами, составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. 8. Совершенствование навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами и навыка составления графических схем предложений. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза Развитие просодической стороны речи 1.Дальнейшее развитие и совершенствование речевого дыхания. 2.Совершенствование звучности и подвижности голоса (быстрое и легкое изменение по силе, высоте, тембру). 3.Совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе. 4.Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в свободной речевой деятельности. Коррекция произносительной стороны речи 1. Продолжение работы по совершенствованию и активизации движений речевого аппарата. 2. Завершение работы по автоматизации правильного произношения звуков всех групп. Работа над слоговой структурой слова 1. Формирование умения правильно произносить четырехсложные и пятисложные слова сложной звуко-слоговой структуры 2. Дальнейшее совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов. Совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза 1.Совершенствование умения подбирать слова на заданный звук. 2.Развитие навыков дифференциации согласных звуков по твердости — мягкости, звонкости — глухости, по акустическим признакам и месту образования. 3.План-программа коррекционно-развивающей работы 4.Дальнейшее совершенствование умения выделять звук на фоне слова, выполнять звуковой анализ и синтез слов, состоящих из пяти звуков (при условии, что написание слов не расходится с произношением): трава, слива, маска, миска, калина. 5.Ознакомление со звуками [л], [л'], [р], [р']. Формирование умения выделять эти звуки из слов, подбирать слова с этими звуками. 6.Формирование представления о том, что буквы Ь и Ъ не обозначают звуков. Обучение грамоте 1.Закрепление навыков осознанного чтения и «печатания» слов, предложений, небольших текстов. 2.Ознакомление с новыми буквами: Э, Й, Е, Ё. 3.Совершенствование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы. 4.Совершенствование умения узнавать буквы, написанные разными шрифтами, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, а также буквы, наложенные друг на друга. 5.Формирование умения правильно называть буквы русского алфавита. Развитие связной речи и речевого общения 1.Повышение речевой коммуникативной культуры и развитие речевых коммуникативных навыков. Закрепление умения соблюдать нормы вежливого речевого общения. 2.Дальнейшее совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картине и серии картин по данному или коллективно составленному плану. 3.Совершенствование умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным. 4.Развитие индивидуальных способностей в творческой речевой деятельности. Формирование умения составлять рассказы по картине с описанием предыдущих и последующих событий. Развитие умения отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, включая в повествование описания природы, окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства. 5.Дальнейшее совершенствование умений отвечать на вопросы по тексту литературного произведения и задавать их. 6.Совершенствование навыка пересказа небольших рассказов и «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина по коллективно составленному плану. Закрепление навыка пересказа с изменением лица рассказчика и времени действия. |
3. Организационный раздел
3.1Информационно – методическое обеспечение рабочей программы.
Для реализации задач программы используются следующие методические пособия и дидактические материалы.
1.Нищева Н.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет –СПБ.;ДЕТСТВО-ПРЕСС 2015 г.
2. Нищева Н.В.Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи ( с 3 до 4 и с 4 до 5 лет) СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2016г.
3. Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2021 г.
4. Нищева Н.В.Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)- СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2022 г.
5 Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелым нарушением речи с 4 до 5 лет (средняя группа).- СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2019.
6. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелым нарушением речи с 5 до 6 лет (старшая группа).- СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2020.
7. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелым нарушением речи с 6 до 7 лет (подготовительная группа).- СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2019.
8. Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа.- СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2018
9. Нищева Н.В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда. Мет одический комплект программы Н.В. Нищевой СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2022
10. Нищева Н.В. Картотеки логопеда ДОУ. Методический комплект программы Н.В. Нищевой. СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2022
11. . Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и ситеза у старших дошкольников 5-7 лет СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2022
12. Нищева Н.В. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2022.
13. Нищева Н.В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Методический комплект программы Н.В. Нищевой СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2022.
14. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Средняя группа домашняя тетрадь (часть 1)- СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2022.
15. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Средняя группа домашняя тетрадь (часть 2)- СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2022.
16. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Старшая группа домашняя тетрадь (часть 1)- СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2021
17. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Старшая группа домашняя тетрадь (часть 2)- СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2019
18. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Подготовительная группа домашняя тетрадь (часть 2)- СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2021.
19. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Подготовительная группа домашняя тетрадь (часть 2)- СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2019.
20. Нищева Н.В. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста. №1 СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2020.
21. . Нищева Н.В. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста. №2 СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2020
22. . Нищева Н.В. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста. №3 СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2020
23. Нищева Н.В. Тетрадь взаимосвязи учителя - логопеда с воспитателями средней группы компенсирующей средней группы компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2019
24. Нищева Н.В. Тетрадь взаимосвязи учителя - логопеда с воспитателями средней группы компенсирующей старшей группы компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2018
25. . Нищева Н.В. Тетрадь взаимосвязи учителя - логопеда с воспитателями средней группы компенсирующей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2020
26. Нищева Н.В. Обучение детей рассказыванию с опорой на картинки выпуск 1. 5-7 летСПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2022
27. Нищева Н.В. Рассказываем по сериям картинок выпуск 2 .5-7 лет. СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2022
28. . Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС.2009
29. . Нищева Н.В.Играйка 9. Различайка игры для развития фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС.2009
30. . Нищева Н.В. Ирайка 7 . Собирайка. Игры и упражнения для развития речи, мышления, тонкой моторики для детей среднего и старшего дошкольного возраста СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС.2009
3.2 Материально-технические средства
1.Ноутбук и авторские компьютерные игры.
2.Подвесные модули для развития физиологического дыхания.
3.Мольберт с магнитной стороной и комплект материала к ней.
4. Песочный стол с подсветкой.
5.Комплект зондов для постановки звуков, артикуляционного массажа, шпатели Корицкого.
6. Дыхательные тренажеры, нетрадиционные материалы для развития направленной воздушной струи.
7. Специальные пособия и нетрадиционные материалы для развития мелкой моторики.
8. детские эспандеры, шарики су-джок, массажные кольца, массажные мячики, массажные коврики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедический досуг в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) "Круглый год"
Логопедический досуг в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи "Круглый год", в ходе которого обобщаются и систематизируются знания о временах года, расширяется словарный запас п...
АДАПТИРОВАННАЯПРОГРАММА учителя-логопеда ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ) 5-7 ЛЕТ.
АДАПТИРОВАННАЯПРОГРАММАучителя-логопедаДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ...
Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте от 5 до 6 лет
Рабочая программа педагога ( далее-Программа) разработана с целью организации образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи...
«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 3х-летнего возраста»
Программа представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, для реализации в логопедической группе дошкольного об...
«Программа коррекционно-развивающей работы группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) средней логопедической группы»
laquo;Программа» представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, для реализации в средней логопедической...
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы в группекомпенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общимнедоразвитием речи) с 5 до 8 лет (далее &laqu...
Семинар «Комплексная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»
laquo;Комплексная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» под редакцией Н.В. Нищевой является инновационным программн...