ООД "Экспериментирование. Воздух и его свойства"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Булгакова Инна Алексеевна

Знакомство детей со свойствами воздуха через различные эксперименты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_eksperimentirovanie_-_kopiya.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Булгакова И.А.

Конспект образовательной деятельности с детьми

с элементами экспериментирования

«Экспериментирование как эффективный способ

 обучения дошкольников. Воздух и его свойства» 

  (подготовительная группа)

Цель: с помощью совместной экспериментальной деятельности с детьми закрепить, обобщить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах. Вызвать у детей интерес к экспериментированию.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о понятии «воздух», уточнить его свойства («Познание»).
  2. Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. На опытах показать, что воздух – вокруг нас («Познание»).
  3. Закрепить у детей знания о таком природном явлении как ветер ( «Познание»).
  4. Воспитывать у дошкольников интерес к окружающему миру («Социализация»).
  5. Развивать интерес к познавательной деятельности, высказывая предположения и обосновывая их («Познание»).
  6. Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой («Социализация»).
  7. Воспитывать дружеское отношение, желание помогать друг другу в игровых ситуациях («Социализация»).
  8. Развивать умение поддерживать беседу, совершенствуя диалогическую речь. Обогащать речь дошкольника прилагательными, характеризующими свойства: прозрачный, легкий, подвижный, невидимый («Коммуникация»).

Методы и приёмы:

  • Практические: опыты с расчёской, ленточкой, целлофановым пакетом, стаканом, коктейльными трубочками;
  • Наглядные: иллюстрации по теме «Воздух», картинки с изображением ветреной и безветренной погоды, карточки с изображением живой и неживой природы.
  • Словесные: художественное слово, беседа, вопросы, загадки, чтение стихотворений.

Интеграция образовательных областей:

  • «Познание» (Формирование целостной картины мира. Продуктивная и конструктивная деятельность)
  • «Коммуникация»
  • «Социализация»
  • «Труд»
  • «Физическая культура»
  • «Художественное творчество»
  • «Музыка»

Предварительная  работа:

  • Проведение бесед на темы: «Живая и неживая природа», «Воздух», «Ветер».
  • Наблюдения за живой и неживой природой.
  • Проведение элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха.
  • Наблюдение за ветреной и безветренной погодой на прогулке.
  • Загадывание загадок о воздухе и природных явлениях (ветер, ураган).
  • Разучивание стихотворений о воздухе.
  • Изготовление бумажных корабликов (способом оригами).
  • Рассматривание тематического альбома «Природные и погодные явления».

Оборудование и материалы:

  • музыкальная композиция (появление Феи);
  • воздушный шарик с письмом;
  • карточки с изображением предметов живой и неживой природы;
  • тазик с водой, стеклянный стакан;
  • бумажные кораблики (по количеству детей);
  • тазы с водой для пускания корабликов;
  • целлофановые пакеты (по количеству детей);
  • духи, апельсин, хлеб, мыло.


Ход мероприятия

Дети стоят полукругом в групповой комнате.

Воспитатель:  - Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Сели). А теперь не будем отвлекаться, и покажем нашим гостям, что мы знаем и умеем.

- Сегодня к нам залетел воздушный шарик, который принёс какую-то записку.  На шарике написано: «От Феи». От какой такой Феи? Может, здесь подсказка? (открывает записку). Это загадка. Послушайте:  

Окружает нас всегда,

Мы им дышим без труда.

Он без запаха, без цвета.

Угадайте, что же это? (Воздух)

Под музыкальное сопровождение заходит Фея.
Фея
:  - Здравствуйте, ребята. Я - Фея Воздуха. Хочу пригласить  вас в своё королевство воздуха.

- Закройте глазки. И вы перенесётесь в мой мир – мир необычного и таинственного. (Фея проходит около детей, касаясь всех волшебной палочкой).

- Что вы знаете о воздухе? (ответы детей — воздух невидим, он прозрачный, бесцветный).

- Зачем нам нужен воздух? (ответы детей). А вы знаете, что человек, как и все живое, не может жить без воздуха?  Как это проверить?


Воспитатель: - А мы знаем  как.
Воспитатель предлагает детям плотно закрыть рот, а нос зажать пальцами.

- Ну вот, никто из вас не смог прожить без воздуха и ни минуты! А кому еще воздух необходим? (детям, животным, растениям).

-  А кому (чему) воздух не нужен? (ответы детей).

- А теперь давайте подойдем к доске (на столе возле доски лежат карточки с изображением предметов живой и неживой природы). Вам надо эти карточки разделить на две группы — кому воздух необходим, а кому нет (дети по очереди выполняют задание). Правильно, молодцы, вы все справились с заданием.


Фея: - А как вы думаете, где живет воздух? (Он повсюду, он вокруг людей и внутри нас).

- Подумайте, как еще вы можете доказать, что воздух есть везде (вокруг нас) (ответы детей).

  • Опыт 1

Воспитатель:- А мы с ребятами проведём сейчас опыт. Давайте попробуем поймать воздух. Посмотрите, у нас есть предметы, которыми  мы будем его ловить (расческа, ленточка).

- Кто сумеет доказать, что поймал воздух? (Дети ловят расческой, ленточкой.)

- Поймали?

- Не получается. А давайте попробуем целлофановым пакетом. (Дети подходят к столу, берут пакеты и ловят ими воздух. У одного ребенка пакет с дыркой — у него воздух не ловится).


Фея: - А почему воздух не ловится этим пакетом? (ответы детей — в пакете дырка, воздух выходит из пакета.) Правильно, воздух можно поймать только в плотно закрытый пакет.

- А почему пакет надулся? (Потому что там воздух).

- Молодцы, ребята. Какой же вывод вы можете сделать из этого опыта?

Вывод:  воздух есть вокруг нас,  он невидимый, прозрачный, бесцветный, упругий; воздух принимает форму предмета, в котором он находится.
Дети садятся на стулья.

  • Опыт 2

Фея: - Возьмем стакан. Как вы думаете, в нем есть воздух? Давайте проверим.

- Поместим на дно стакана кусочек пластилина, прикрепим к нему салфетку и прижмем ее ко дну стакана. А теперь я переверну стакан и погружу его полностью в воду.

Как вы думаете, вода намочит салфетку?

- Проверим. Вынимаем стакан из воды и трогаем салфетку руками. Салфетка сухая. Почему? (Воздух не дал воде войти в стакан)

- Мы видим воздух в стакане? (Нет) Значит, он невидимка. А почему мы можем назвать его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно)

 - А что еще прозрачным может быть? (стекло, вода)

Вывод: Воздух есть везде,  он невидимый.

  • Опыт 3 «Буря в стакане воды». 

Воспитатель раздает каждому ребенку стаканчик с водой и трубочку, дети дуют в трубочку, получается «буря».

Воспитатель: - Почему получились пузыри? Откуда в трубочках взялся воздух?

Вывод: воздух есть внутри нас.

Воспитатель: -Молодцы, ребята, а теперь я предлагаю вам отдохнуть.


Физкультминутка «Если весело живётся, делай так…» (показывает воспитатель)

  • Опыт 4

 Фея: - А как вы думаете, воздух имеет запах? (ответы детей). И это можно проверить. Закройте глаза, а когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет.

(Фея подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин, хлеб, мыло). Один ребенок вдыхает просто воздух)

- Кто что почувствовал? (ответы детей). А ты, Саша? (ребенок отвечает, что ничем не пахло). А почему? (ответы детей) Правильно, Саша ничего не почувствовал, потому что я ему ничего не давала понюхать. Он вдыхал просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?

Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.

  • Опыт 5: 

Воспитатель: - Давайте представим, что таз — это море. Давайте пустим кораблики, которые вы сделали вчера, плавать по морю (дети опускают кораблики на воду). Вот плывут наши кораблики, плывут, и вдруг начинается шторм — поднялся сильный ветер. Как мы с вами будем делать ветер? (ответы детей — помахать руками, подуть).

-А кто знает, что такое ветер? (ответы детей — движение воздуха). Правильно.

Вывод:  воздух способен двигать предметы.

Воспитатель:  Фея, наши ребята также знают стихотворения о воздухе.

 1 ребенок:  Он – прозрачный невидимка,

                    Легкий и бесцветный газ

                    Невесомою косынкой

                    Он окутывает нас.

2 ребенок:   Он в лесу, густой, душистый

                     Как целительный настой

                     Пахнет свежестью смолистой,

                     Пахнет дубом и сосной.

3 ребенок:   Летом он бывает теплым,

                     Веет холодом зимой

                     Когда иней лег на стекла

                     Пышной белой бахромой.

4 ребенок: Мы его не замечаем

                   Мы о нем не говорим

                   Просто мы его вдыхаем

                   Ведь он нам необходим.

Фея: Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо потрудились. За это я вас хочу наградить медалями.

Фея: А теперь закройте глаза, и вы снова окажетесь в своей группе. А я с вами прощаюсь. До скорых встреч! (Фея проходит около детей, касаясь всех волшебной палочкой. Выходит из группы)

Воспитатель: 

-Дети. О чем мы сегодня с вами говорили? (ответы детей)

Верно. Мы убедились, проделав опыты, что воздух: невидимый, прозрачный, без вкуса  и запаха. Воздух есть везде. Без воздуха не было бы жизни на нашей Земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать

ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...

Методическая разработка «Воздух вокруг нас.Свойства воздуха» (в помощь воспитателям)

Важное значение для познавательного развития детей имеет воспитание интереса к окружающему миру и бережного отношения к природе.Необходимо расширять представления детей о значимости воздуха в жизни че...

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха.

Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха....

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха (продолжение)...

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха 3.

Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха 3....

Воздух и его свойства. Охрана воздуха

При дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ....

Конспект занятия «Воздух-фокусник» в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»

Занятие «Воздух-фокусник» для детей старшей группы детского сада, составленному в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы&ra...