ООД "Экспериментирование. Воздух и его свойства"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Знакомство детей со свойствами воздуха через различные эксперименты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_eksperimentirovanie_-_kopiya.docx | 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Булгакова И.А.
Конспект образовательной деятельности с детьми
с элементами экспериментирования
«Экспериментирование как эффективный способ
обучения дошкольников. Воздух и его свойства»
(подготовительная группа)
Цель: с помощью совместной экспериментальной деятельности с детьми закрепить, обобщить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах. Вызвать у детей интерес к экспериментированию.
Задачи:
- Закрепить знания детей о понятии «воздух», уточнить его свойства («Познание»).
- Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. На опытах показать, что воздух – вокруг нас («Познание»).
- Закрепить у детей знания о таком природном явлении как ветер ( «Познание»).
- Воспитывать у дошкольников интерес к окружающему миру («Социализация»).
- Развивать интерес к познавательной деятельности, высказывая предположения и обосновывая их («Познание»).
- Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой («Социализация»).
- Воспитывать дружеское отношение, желание помогать друг другу в игровых ситуациях («Социализация»).
- Развивать умение поддерживать беседу, совершенствуя диалогическую речь. Обогащать речь дошкольника прилагательными, характеризующими свойства: прозрачный, легкий, подвижный, невидимый («Коммуникация»).
Методы и приёмы:
- Практические: опыты с расчёской, ленточкой, целлофановым пакетом, стаканом, коктейльными трубочками;
- Наглядные: иллюстрации по теме «Воздух», картинки с изображением ветреной и безветренной погоды, карточки с изображением живой и неживой природы.
- Словесные: художественное слово, беседа, вопросы, загадки, чтение стихотворений.
Интеграция образовательных областей:
- «Познание» (Формирование целостной картины мира. Продуктивная и конструктивная деятельность)
- «Коммуникация»
- «Социализация»
- «Труд»
- «Физическая культура»
- «Художественное творчество»
- «Музыка»
Предварительная работа:
- Проведение бесед на темы: «Живая и неживая природа», «Воздух», «Ветер».
- Наблюдения за живой и неживой природой.
- Проведение элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха.
- Наблюдение за ветреной и безветренной погодой на прогулке.
- Загадывание загадок о воздухе и природных явлениях (ветер, ураган).
- Разучивание стихотворений о воздухе.
- Изготовление бумажных корабликов (способом оригами).
- Рассматривание тематического альбома «Природные и погодные явления».
Оборудование и материалы:
- музыкальная композиция (появление Феи);
- воздушный шарик с письмом;
- карточки с изображением предметов живой и неживой природы;
- тазик с водой, стеклянный стакан;
- бумажные кораблики (по количеству детей);
- тазы с водой для пускания корабликов;
- целлофановые пакеты (по количеству детей);
- духи, апельсин, хлеб, мыло.
Ход мероприятия
Дети стоят полукругом в групповой комнате.
Воспитатель: - Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Сели). А теперь не будем отвлекаться, и покажем нашим гостям, что мы знаем и умеем.
- Сегодня к нам залетел воздушный шарик, который принёс какую-то записку. На шарике написано: «От Феи». От какой такой Феи? Может, здесь подсказка? (открывает записку). Это загадка. Послушайте:
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это? (Воздух)
Под музыкальное сопровождение заходит Фея.
Фея: - Здравствуйте, ребята. Я - Фея Воздуха. Хочу пригласить вас в своё королевство воздуха.
- Закройте глазки. И вы перенесётесь в мой мир – мир необычного и таинственного. (Фея проходит около детей, касаясь всех волшебной палочкой).
- Что вы знаете о воздухе? (ответы детей — воздух невидим, он прозрачный, бесцветный).
- Зачем нам нужен воздух? (ответы детей). А вы знаете, что человек, как и все живое, не может жить без воздуха? Как это проверить?
Воспитатель: - А мы знаем как.
Воспитатель предлагает детям плотно закрыть рот, а нос зажать пальцами.
- Ну вот, никто из вас не смог прожить без воздуха и ни минуты! А кому еще воздух необходим? (детям, животным, растениям).
- А кому (чему) воздух не нужен? (ответы детей).
- А теперь давайте подойдем к доске (на столе возле доски лежат карточки с изображением предметов живой и неживой природы). Вам надо эти карточки разделить на две группы — кому воздух необходим, а кому нет (дети по очереди выполняют задание). Правильно, молодцы, вы все справились с заданием.
Фея: - А как вы думаете, где живет воздух? (Он повсюду, он вокруг людей и внутри нас).
- Подумайте, как еще вы можете доказать, что воздух есть везде (вокруг нас) (ответы детей).
- Опыт 1
Воспитатель:- А мы с ребятами проведём сейчас опыт. Давайте попробуем поймать воздух. Посмотрите, у нас есть предметы, которыми мы будем его ловить (расческа, ленточка).
- Кто сумеет доказать, что поймал воздух? (Дети ловят расческой, ленточкой.)
- Поймали?
- Не получается. А давайте попробуем целлофановым пакетом. (Дети подходят к столу, берут пакеты и ловят ими воздух. У одного ребенка пакет с дыркой — у него воздух не ловится).
Фея: - А почему воздух не ловится этим пакетом? (ответы детей — в пакете дырка, воздух выходит из пакета.) Правильно, воздух можно поймать только в плотно закрытый пакет.
- А почему пакет надулся? (Потому что там воздух).
- Молодцы, ребята. Какой же вывод вы можете сделать из этого опыта?
Вывод: воздух есть вокруг нас, он невидимый, прозрачный, бесцветный, упругий; воздух принимает форму предмета, в котором он находится.
Дети садятся на стулья.
- Опыт 2
Фея: - Возьмем стакан. Как вы думаете, в нем есть воздух? Давайте проверим.
- Поместим на дно стакана кусочек пластилина, прикрепим к нему салфетку и прижмем ее ко дну стакана. А теперь я переверну стакан и погружу его полностью в воду.
Как вы думаете, вода намочит салфетку?
- Проверим. Вынимаем стакан из воды и трогаем салфетку руками. Салфетка сухая. Почему? (Воздух не дал воде войти в стакан)
- Мы видим воздух в стакане? (Нет) Значит, он невидимка. А почему мы можем назвать его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно)
- А что еще прозрачным может быть? (стекло, вода)
Вывод: Воздух есть везде, он невидимый.
- Опыт 3 «Буря в стакане воды».
Воспитатель раздает каждому ребенку стаканчик с водой и трубочку, дети дуют в трубочку, получается «буря».
Воспитатель: - Почему получились пузыри? Откуда в трубочках взялся воздух?
Вывод: воздух есть внутри нас.
Воспитатель: -Молодцы, ребята, а теперь я предлагаю вам отдохнуть.
Физкультминутка «Если весело живётся, делай так…» (показывает воспитатель)
- Опыт 4
Фея: - А как вы думаете, воздух имеет запах? (ответы детей). И это можно проверить. Закройте глаза, а когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет.
(Фея подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин, хлеб, мыло). Один ребенок вдыхает просто воздух)
- Кто что почувствовал? (ответы детей). А ты, Саша? (ребенок отвечает, что ничем не пахло). А почему? (ответы детей) Правильно, Саша ничего не почувствовал, потому что я ему ничего не давала понюхать. Он вдыхал просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.
- Опыт 5:
Воспитатель: - Давайте представим, что таз — это море. Давайте пустим кораблики, которые вы сделали вчера, плавать по морю (дети опускают кораблики на воду). Вот плывут наши кораблики, плывут, и вдруг начинается шторм — поднялся сильный ветер. Как мы с вами будем делать ветер? (ответы детей — помахать руками, подуть).
-А кто знает, что такое ветер? (ответы детей — движение воздуха). Правильно.
Вывод: воздух способен двигать предметы.
Воспитатель: Фея, наши ребята также знают стихотворения о воздухе.
1 ребенок: Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
2 ребенок: Он в лесу, густой, душистый
Как целительный настой
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
3 ребенок: Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой
Когда иней лег на стекла
Пышной белой бахромой.
4 ребенок: Мы его не замечаем
Мы о нем не говорим
Просто мы его вдыхаем
Ведь он нам необходим.
Фея: Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо потрудились. За это я вас хочу наградить медалями.
Фея: А теперь закройте глаза, и вы снова окажетесь в своей группе. А я с вами прощаюсь. До скорых встреч! (Фея проходит около детей, касаясь всех волшебной палочкой. Выходит из группы)
Воспитатель:
-Дети. О чем мы сегодня с вами говорили? (ответы детей)
Верно. Мы убедились, проделав опыты, что воздух: невидимый, прозрачный, без вкуса и запаха. Воздух есть везде. Без воздуха не было бы жизни на нашей Земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать
ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...
Методическая разработка «Воздух вокруг нас.Свойства воздуха» (в помощь воспитателям)
Важное значение для познавательного развития детей имеет воспитание интереса к окружающему миру и бережного отношения к природе.Необходимо расширять представления детей о значимости воздуха в жизни че...
Воздух. Знакомство со свойствами воздуха.
Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха....
Воздух. Знакомство со свойствами воздуха
Воздух. Знакомство со свойствами воздуха (продолжение)...
Воздух. Знакомство со свойствами воздуха 3.
Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха 3....
Воздух и его свойства. Охрана воздуха
При дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ....
Конспект занятия «Воздух-фокусник» в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»
Занятие «Воздух-фокусник» для детей старшей группы детского сада, составленному в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы&ra...