Консультация для педагогов "Ознакомление с миром природы"
консультация по окружающему миру на тему

Консультация для педагогов на тему ознакомление с миром живой и неживой природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №63 «Лесная полянка» комбинированного вида г. Белово»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для педагогов

Тема: ознакомление с миром природы  (живая и неживая природа)

Цель: обогащение представления об изменениях в природе, в каждой возрастной группе (система усложнения)

                                                               Провела:

                                                              Воспитатель I  квалификационной

                                            категории Павлова И.В.

                                                      Дата проведения: 16.12.2014 г.

Белово

2014

Природа всегда находится в единстве с человеком.                                               Научить ребенка видеть прекрасное, чувствовать красоту. Воспитывать любовь к своей земле. И первые, кто учит этому детей – это педагоги детского сада. Но главное, все это приходит к ребенку постепенно и из года в год ребенок узнает все новое и новое.

Дети от 2-3 лет. Первая младшая группа.

Знакомить детей с доступными явлениями природы. Помочь детям замечать красоту природы в разное время года. Учить основам взаимодействия с природой. Формировать элементарные представления об изменениях в природе. Отмечать сезонные изменения.

Пожелтели листья, стало холодно, идет снег.

Потеплело, тает снег, лужи.

Яркое солнце, жарко, летают бабочки.

Различать некоторые деревья ближайшего окружения (1-2 вида)

Дети 3-4 лет. Вторая младшая группа.

Расширять представления детей о живой, неживой природой.

Познакомить с некоторыми растениями данной местности: с деревьями, с цветущими травянистыми растениями (одуванчик, мать и мачеха). Познакомить с комнатными растениями (герань, традисканция). Проводить элементарные опыты, дать представление о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.

Знакомить с характерными особенностями, следующими друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности людей. Дети учатся понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не полито, оно может засохнуть). Дети знакомятся с правилами поведения  на природе.    

Дети от 4-5 лет. Средняя группа.

Расширить представление о природе.

Познакомить детей с представлениями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения. Расширять представление детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук и т.д.).

Закрепить знания детей о травянистых и комнатных растениях (хлорофитум, герань, бегония, примула). Познакомить со способами ухода. Учить называть и узнавать 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен).

Провести элементарные опыты с песком, глиной, камнем. Организовать наблюдение за птицами и подкармливание их.

Учить детей замечать изменения в природе. Рассказать об охране растений и животных. Учить называть изменения в природе.

Осенью принимать участие в сборе семян растений.

Зимой рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу.                                     Дать представление о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки, а  в  теплом помещении тают.

Весной рассказать, что многие комнатные растения зацветают.

Летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды, у детенышей подрастают  детеныши.

 Дети 5-6 лет. Старшая группа.

Расширять и уточнять представление детей о природе.

Закреплять представление о растениях ближайшего окружения:

деревьях,  кустарниках, и травянистых растениях.  Познакомить с понятием

«лес», «луг»,  «сад». Продолжить знакомить с комнатными растениями.

Рассказать о способах вегетативного размножения растений.

Расширять представления детей о диких животных – где живут, как добывают пищу, готовятся к зимней спячке. Познакомить с новыми птицами (ласточка, скворец), с представителями пресмыкающихся и насекомых (пчела, комар, муха).

Формировать представления детей о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках. Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни. Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, народные приметы. Формировать представления о том, что человек часть природы и что он должен беречь, охранять ее: учить устанавливать причинно-следственные связи (сезон – растительность – труд людей). Показать взаимосвязь живой и неживой природы. При сезонных наблюдениях (новые понятия).

Осень – похолодание и сокращение дня изменяет жизнь растений, животных и человека.

Зима –  познакомить  с таким природным явлением, как туман.

Весна – наблюдение гнездования птиц (ворон).

Лето –влияние тепла, солнечного света на жизнь людей, животных (природа расцветает).

Дети 6-7 лет. Подготовительная к школе группа.

Расширять и уточнять представление детей о деревьях, кустарниках, растениях луга, сада, леса. Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенки, листьями, усами).  Знакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива и т.д.). 

Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных, пресмыкающимися. Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (шипение, брызги).

Расширять знания о насекомых (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи – в муравейниках, пчелы – в ульях).  Сравнивать насекомых по способу передвижения  (летают, прыгают, ползают).

Формировать представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот, наблюдать такие явления как иней, туман, дождь.  Объяснить детям, что в природе все взаимосвязано. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые-опылители растений, то растения не дадут семена).

Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистый воздух, почва, вода, лес. Все это благоприятно сказываются на здоровье человека.

При сезонных наблюдениях (новое).

Осень – показать обрезку кустарников, рассказать для чего это делают.  Высадка астры, настурции в горшки. Собирать природный материал для поделок.

Зима – обратить внимание на рябину, долго сохранять плоды. Рассказать, что 22 декабря – самый короткий день в году.

Весна – знакомство с термометром, принимать участие в высадке деревьев. Пересаживать комнатные растения способом черенкования.

Лето – использовать народные приметы. 22 июня – день летнего солнцестояния (ночь удлиняется, а день идет на убыль).  Знакомство с трудом людей на полях, садах, огородах.

Все это имеет огромное эстетическое влияние и объединяет детей как подлинных наследников всего прекрасного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для воспитателей по ознакомлению детей с миром природы.

Предлагается комплекс консультаций по  экологическому воспитанию детей и  организации  работы по данному направлению....

Консультация для воспитателей Наблюдение за природой летом в старшей группе в детском саду Тема «В мире насекомых»

Задачи:— формировать знания о том , что бабочка, жук, пчела, муравей, кузнечик, стрекоза — насекомые;— совершенствовать представления о некоторых особенностях внешнего вида насекомых (форма тела, коли...

Консультация для родителей «Ознакомление детей с миром природы в семье»

Консультация для родителей «Ознакомление детей с миром природы  в семье»...

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста в процессе ознакомления с окружающим миром природы».

Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающем мире....

Консультация для родителей "В мире природы"

В данной консультации рассказывается о том, как прекрасна наша природа. Икак надо воспитывать у детей любовь к природе с самого раннего детства....

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в первой младшей группе Занятие по ознакомлению с миром природы в группе раннего возраста (2-3 лет) на тему «Узнай и назови овощи»

Задачи: познакомить с овощами, их формой, цветом, вкусом; закрепить знание цветов: зеленый, желтый, красный.Оборудование: игрушечный зайчик, свежие овощи: огурец, помидор, репа.* * *Зайчик «...