Проект "Тряпичные куклы наших прабабушек"
проект по конструированию, ручному труду (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Вождаева Татьяна  Владимировна

Тряпичная кукла   в старинное время имелась в каждом доме, в каждой семье и была она не одна, так как куклы изготавливались к каждому празднику и несли в себе разные значения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Тряпичная кукла наших прабабушек100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Лукоморье»

Творческий проект

«Тряпичные игрушки наши прабабушек»

                         

                       

                                                             

          Автор проекта:

Воспитатель средней подгруппы-

Вождаева Татьяна Владимировна

 

   

2017год

Паспорт проекта

Вид проекта:        Творческий

Продолжительность проекта:             краткосрочный (ноябрь)

Участники проекта:          Дети средней группы, родители воспитанников,  воспитатели.

Тематическое поле:         познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое развитие.

Цель проекта:  Приобщение детей к таланту и мастерству предков и бережному отношению ко всему тому, что они создали и оставили нам, через старинную куклу как этнографический источник.

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с историей русской народной куклы;
  • Содействовать углублению интереса к истории и традициям народной игрушки;
  • Познакомить с вариантами и технологией изготовления куклы – оберега, раскрыть символику;
  • Учить мастерить традиционные куклы старинным бесшовным способом;
  • Учить разыгрывать с помощью изготовленных кукол различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам;
  • Формировать умение взаимодействовать и сотрудничать в процессе работы по реализации проекта;
  • Продолжать формировать трудовые навыки: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание и др.

Роль родителей в реализации проекта:

  • Консультации: «Русская народная кукла в жизни ребёнка», «Старая кукла на новый лад» и т.д.;
  • Подбор материалов и информации по теме:  «Тряпичные куклы для детей и вместе с детьми»;
  • Выставки совместных работ детей и родителей: «Необычные чудо-куклы», «Тряпичные игрушки наши прабабушек»
  • Альбом-эстафета: «Старая кукла на новый лад».

Обеспечение проектной деятельности:

Методическое:

  • О.А. Соломенникова «Радость творчества»;
  • В.А. Деркунская «Проектная деятельность дошкольников»;
  • Т.А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством»;
  • С.Р. Николаева «Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками»;
  • Н.Е. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»;
  • Н.А. Кочкина «Метод проектов в дошкольном образовании»;
  • Л.В. Кокуёва «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»;
  • И.А. Лыкова «Художественный труд в детском саду»;
  • Е. Берстнёва, Н. Догаева «Кукольный сундучок»;
  • Г.Д. Дайн «Русская народная игрушка»;
  • О.А. Цыгвинская «Мастерская народных кукол»;
  • Материалы Интернета.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:   

  •  Материалы: лоскутки однотонного и цветного ситца, солома, разноцветные нитки, салфетки, основа для наматывания ниток, вата, синтепон, крупа и т.д. ;
  • Инструменты: ножницы;
  • Образцы кукол из различных материалов;
  • Схемы пошагового изготовления кукол;
  • Подбор книг, альбомов с различными видами кукол;
  • Коллекция кукол в русском народном костюме;

Продукт проектной деятельности:

  • Коллекция русских народных кукол – новоделов;
  • Дидактические игры по теме;
  • Оформление выставки в  дошкольном учреждении;
  • Оформление технологических карт по изготовлению куклы;
  • Фотоальбом;
  • Выставка кукол, изготовленных детьми и родителями;
  • Подбор художественного слова по теме.

Этапы проведения и реализации проекта:  Информационно-накопительный:

  • Изучение интереса детей к данному проекту;
  • Подбор методической литературы, литературы для детей, материально-технических ресурсов;
  • Информация для родителей «Участвуем в проекте «Куклы наших прабабушек»;
  • Взаимодействие с родителями по реализации проекта;
  • Определение тематики бесед;
  • Тематическое планирование;
  • Сбор информации;

Планирование:  В ходе обсуждения дети пришли к выводу что необходимо:

  1. Найти информацию о старинных русских народных игрушках (обратиться за помощью к родителям, чтобы прочитать об этом в книгах, энциклопедиях, интернете);
  2. Попробовать изготовить кукол самостоятельно (с небольшой помощью взрослого);
  3. Организовать выставку русской народной куклы;
  4. Рассказать о кукле другим детям и родителям.

          Формы и методы реализации проекта:

Образовательная область.

Виды детской деятельности.

Формы работы.

Социально-коммуникативное развитие.

Игровая.

Коммуникативная

  • Оформление центров игровой деятельности игрушками и атрибутами по теме.
  • Сюжетно – ролевые  игры: «Семья», «Ярмарка»
  • Дидактические игры: «Что изменилось?», «Из чего сделаны»,  «Четвёртый лишний», «Подбери узор», «Путаница», «Кто ты куколка моя?», «Узнай по описанию»;
  • Обучение игровым действиям с русскими народными куклами;
  • Словесная игра: «Узнай по описанию».

  • Беседа «История появления куклы»;
  • Беседа «Значение куклы в жизни русского человека»;
  • Рассказ о коллекции русской народной куклы в мини-музейном уголке детского сада;
  • Рассматривание альбома «Наряд для куколки»;
  • Составление алгоритма «Как рождается кукла»;
  • Рассказ о старинной русской народной одежде;

Художественно-эстетическое развитие.

Продуктивная.

Музыкальная.

Восприятие художественной литературы, фольклора.

Конструирование из разного материала.

Рисование:

  • Рассматривание альбомов с различными видами кукол;
  • Рисование «Кукла в национальном костюме»;
  • Рисование узоров на полосе для украшения куколки.

Лепка:   

  • «Куколка»;
  • Внесение различных дополнительных материалов  для самостоятельной творческой деятельности.

Аппликация: 

  • Выкладывание орнамента из круп, зерен;
  • Внесение лоскутков ткани для подбора цветовой гаммы для аппликации.

Музыка:

  • Слушанье русских народных колыбельных песен, Свиридов «Колыбельная»
  • Хороводы «Заря-заряница», «Золотые ворота»;

Чтение:

- «О куклах-закрутках…»,

- «Кусочек ткани…»,

- «Вот для куколки подружки…»,

- р.н.с. «Василиса Прекрасная»,

-р.н.с. «Терешечка»,

-норвежская народная сказка «Куколка в траве»,

-рассказ К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»

 

Изготовление детьми русских народных кукол.

Речевое развитие.

Коммуникативная.

  • Составление и отгадывание загадок по теме;
  • Беседы о русских народных игрушках.

Познавательное развитие.

Познавательно-исследовательская.

                       

  • Рассматривание кукол, определение этапов работы;
  • Подбор материалов и инструментов, необходимых для работы;
  • Знакомство с процессом изготовления народного костюма;

Презентационно-завершающий:

  • Развлечение с родителями и детьми: «Праздник куклы».
  • Создание презентации  по проекту;
  • Оценка этапов реализации проекта.

Контрольно-рефлексивный:

  • Подведение итогов.
  • Беседа с детьми о том чему они научились и как они достигли поставленных целей.

Заключение:  В данном педагогическом проекте представлена система работы по ознакомлению детей с русской народной куклой. В доступной детям форме проект знакомит их с характерными особенностями, видами  и способами её изготовления. В результате реализации проекта:

  • дети получили представление о русской народной кукле: о материале, из которого она изготавливается (солома, лён, лоскут, береста, нитки и т.д.), об игровых действиях, которые можно совершить с ней;
  • различают понятия «Крупеничка», «Стригушка», «Кукла-скрутка», «Неразлучники», «Кувадка», «Столбушка», «Купавка», «Берегиня»;
  • знают и показывают некоторые приёмы изготовления русской

народной куклы;

  • имеют простейшие представления о значении куклы в жизни наших прабабушек и современного ребёнка;
  • дети  познакомились с материалами и инструментами для изготовления различных видов кукол, у них  выработались умения и навыки их практического использования;
  • использование детьми результатов своей деятельности в качестве украшения, сувенира, создания игрового пространства;
  • широкое включение выполненных детьми кукол в жизнь ДОУ;
  • У детей появился интерес к истории и культуре своей родины;
  • Дети  применяют полученные знания в продуктивной деятельности.

Приложение 1.

Художественное слово.

Вот для куколки подружки.

Не похожи друг на дружку.

Как пуховые подушки,

Мягки новые игрушки!

Вот и куклы расписные

Всех на свете краше!

В сарафанах распрекрасных

Эти куклы наши!

О куклах-закрутках сейчас вам расскажу.

Сделаем подружек ей.

А если вам понравится - как сделать подскажу

Известно всем, что в русской деревушке

Была закрутка – самая любимая игрушка!

Я знаю, в юности прабабушка моя

В такие куклы с удовольствием играла.

И девушка, похожей на себя,

Обычно куколку такую создавала.

Кусочек ткани в столбик я сверну,

Получится для куколки хорошая основа.

А белой тряпочкой лицо ей обтяну,

И вот уж куколка практически готова!

Дидактические игры.

«Из чего сделаны».

Цель:  Углубить представления детей о различных материалах, из которых сделаны окружающие предметы. Осваивать способы изучения предметов.

Игровое задание:  Найти предметы, сделанные из одного материала.

Правила игры:  Называть материал из которого сделаны игрушки и свойства этого материала.

Материал:  Подборка русской народной игрушки, изготовленной из разных материалов (дерево, глина).

Игра:  Все предметы вперемежку лежат на столе. Дети рассказывают о игрушках и материалах из которых они сделаны. Можно предложить детям разделить игрушки на группы.

     «Что изменилось?».

Цель:   Развивать память, сообразительность. Закрепить знания о назначении игрушек, их классификации.

Игровое задание:  Угадать, что изменилось.

Правила игры:  Не подсматривать.

Материал:  Тематические подборки русских народных игрушек.

Игра:  Разложить игрушки за ширмой. Отодвинуть её и предложить детям запомнить порядок расположения игрушек. Затем за ширмой поменять их местами. Дети должны отгадать, что изменилось.

«Четвёртый лишний».

Цель:  Развивать логическое мышление. Научить детей объединять предметы в группы по определённому свойству, различать результаты труда мастеров (гончара, столяра).

Правила игры:  Определить предмет, не подходящий к другим как результат труда человека определённой профессии.

Материал:  Предметы из музейного уголка: цеп, крынка, кувшин, деревянная миска, ложка и т.д.

Игра:  Предметы сгруппированы по четыре, три из которых относятся к результатам труда одной профессии. Необходимо определить «лишний» предмет, который сделан мастером другой профессии.

«Узнай по описанию».

Цель:  Закреплять у детей умение выделять характерные признаки предметов, учить основам обобщения, классификации.

Игровое задание:  Узнать предметы по описанию.

Правила игры:  Загадать загадку.

Материал:  Русские народные игрушки.

Игра:  Выбирается водящий. Он выбирает игрушку и рассказывает о ней так, чтобы дети поняли, о чём идёт речь.

«Путаница».

Цель:  Учить детей группировать русские народные игрушки.

Игровое задание:  Расставить игрушки на свои места по промыслам.

Правила игры:  Запомнить, какие игрушки и на какой полке стоят. Рассказать как нужно восстановить порядок.

Материал:  Русские народные игрушки.

Игра:  Все игрушки стоят на полках, на определённых местах. Дети отворачиваются, а воспитатель снимает игрушки с полок и расставляет вперемешку на столе. Дети должны вспомнить, как было раньше, сказать об этом и только потом восстановить порядок предметов.

«Подбери узор».

Цель:  Учить находить характерные для определённой росписи элементы орнамента. Развивать умение сравнивать, классифицировать и обобщать.

Игровое задание:  Подобрать к предмету подходящие элементы росписи.

Правила игры:  собрать картинку.

Материал:  Разрезные картинки.

Игра:  Предложить детям сгруппировать карточки по видам росписи. Сложить из них картинки.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему:"Куклы наших прабабушек"

Проект по ознакомлению дете старшей группы с традиционными русскими куклами. Куклы, как элемент культуры, представляют особый интерес при изучении национальных особенностей и традиций любого наро...

Проект «Куклы наших прабабушек»

В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. Мы живем в такое время, когда начинаем что-то заново открывать или пере...

Куклы наших прабабушек

Воспитание чувств патриотизма, уважение к национальным традициям...

Родительское собрание – посиделки «В горнице» Тема: «Куклы наших прабабушек» (мастер – класс) для детей и родителей старшей группы «Б»

Родительское собрание – посиделки «В горнице»  Тема: «Куклы наших прабабушек» (мастер – класс) для детей и родителей старшей группы «Б»...

Куклы наших прабабушек

Познакомить детей с игрушками прабабушек ,с тряпичной куклой....

Паспорт мини-музея «КУКЛЫ НАШИХ ПРАБАБУШЕК»

Цель: привитие и укрепление интереса к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества. Задачи:Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушк...

Проект: "Куклы наших прабабушек"

Русская народная тряпичная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции.Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы кукол, но, к сожалению, долгое время народная ку...