Проект "Тряпичные куклы наших прабабушек"
проект по конструированию, ручному труду (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Тряпичная кукла в старинное время имелась в каждом доме, в каждой семье и была она не одна, так как куклы изготавливались к каждому празднику и несли в себе разные значения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тряпичная кукла наших прабабушек | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Лукоморье»
Творческий проект
«Тряпичные игрушки наши прабабушек»
Автор проекта:
Воспитатель средней подгруппы-
Вождаева Татьяна Владимировна
2017год
Паспорт проекта
Вид проекта: Творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный (ноябрь)
Участники проекта: Дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.
Тематическое поле: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое развитие.
Цель проекта: Приобщение детей к таланту и мастерству предков и бережному отношению ко всему тому, что они создали и оставили нам, через старинную куклу как этнографический источник.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с историей русской народной куклы;
- Содействовать углублению интереса к истории и традициям народной игрушки;
- Познакомить с вариантами и технологией изготовления куклы – оберега, раскрыть символику;
- Учить мастерить традиционные куклы старинным бесшовным способом;
- Учить разыгрывать с помощью изготовленных кукол различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам;
- Формировать умение взаимодействовать и сотрудничать в процессе работы по реализации проекта;
- Продолжать формировать трудовые навыки: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание и др.
Роль родителей в реализации проекта:
- Консультации: «Русская народная кукла в жизни ребёнка», «Старая кукла на новый лад» и т.д.;
- Подбор материалов и информации по теме: «Тряпичные куклы для детей и вместе с детьми»;
- Выставки совместных работ детей и родителей: «Необычные чудо-куклы», «Тряпичные игрушки наши прабабушек»
- Альбом-эстафета: «Старая кукла на новый лад».
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
- О.А. Соломенникова «Радость творчества»;
- В.А. Деркунская «Проектная деятельность дошкольников»;
- Т.А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством»;
- С.Р. Николаева «Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками»;
- Н.Е. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»;
- Н.А. Кочкина «Метод проектов в дошкольном образовании»;
- Л.В. Кокуёва «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»;
- И.А. Лыкова «Художественный труд в детском саду»;
- Е. Берстнёва, Н. Догаева «Кукольный сундучок»;
- Г.Д. Дайн «Русская народная игрушка»;
- О.А. Цыгвинская «Мастерская народных кукол»;
- Материалы Интернета.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- Материалы: лоскутки однотонного и цветного ситца, солома, разноцветные нитки, салфетки, основа для наматывания ниток, вата, синтепон, крупа и т.д. ;
- Инструменты: ножницы;
- Образцы кукол из различных материалов;
- Схемы пошагового изготовления кукол;
- Подбор книг, альбомов с различными видами кукол;
- Коллекция кукол в русском народном костюме;
Продукт проектной деятельности:
- Коллекция русских народных кукол – новоделов;
- Дидактические игры по теме;
- Оформление выставки в дошкольном учреждении;
- Оформление технологических карт по изготовлению куклы;
- Фотоальбом;
- Выставка кукол, изготовленных детьми и родителями;
- Подбор художественного слова по теме.
Этапы проведения и реализации проекта: Информационно-накопительный:
- Изучение интереса детей к данному проекту;
- Подбор методической литературы, литературы для детей, материально-технических ресурсов;
- Информация для родителей «Участвуем в проекте «Куклы наших прабабушек»;
- Взаимодействие с родителями по реализации проекта;
- Определение тематики бесед;
- Тематическое планирование;
- Сбор информации;
Планирование: В ходе обсуждения дети пришли к выводу что необходимо:
- Найти информацию о старинных русских народных игрушках (обратиться за помощью к родителям, чтобы прочитать об этом в книгах, энциклопедиях, интернете);
- Попробовать изготовить кукол самостоятельно (с небольшой помощью взрослого);
- Организовать выставку русской народной куклы;
- Рассказать о кукле другим детям и родителям.
Формы и методы реализации проекта:
Образовательная область. | Виды детской деятельности. | Формы работы. |
Социально-коммуникативное развитие. | Игровая. Коммуникативная |
|
Художественно-эстетическое развитие. | Продуктивная. Музыкальная. Восприятие художественной литературы, фольклора. Конструирование из разного материала. | Рисование:
Лепка:
Аппликация:
Музыка:
Чтение: - «О куклах-закрутках…», - «Кусочек ткани…», - «Вот для куколки подружки…», - р.н.с. «Василиса Прекрасная», -р.н.с. «Терешечка», -норвежская народная сказка «Куколка в траве», -рассказ К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»
Изготовление детьми русских народных кукол. |
Речевое развитие. | Коммуникативная. |
|
Познавательное развитие. | Познавательно-исследовательская. |
|
Презентационно-завершающий:
- Развлечение с родителями и детьми: «Праздник куклы».
- Создание презентации по проекту;
- Оценка этапов реализации проекта.
Контрольно-рефлексивный:
- Подведение итогов.
- Беседа с детьми о том чему они научились и как они достигли поставленных целей.
Заключение: В данном педагогическом проекте представлена система работы по ознакомлению детей с русской народной куклой. В доступной детям форме проект знакомит их с характерными особенностями, видами и способами её изготовления. В результате реализации проекта:
- дети получили представление о русской народной кукле: о материале, из которого она изготавливается (солома, лён, лоскут, береста, нитки и т.д.), об игровых действиях, которые можно совершить с ней;
- различают понятия «Крупеничка», «Стригушка», «Кукла-скрутка», «Неразлучники», «Кувадка», «Столбушка», «Купавка», «Берегиня»;
- знают и показывают некоторые приёмы изготовления русской
народной куклы;
- имеют простейшие представления о значении куклы в жизни наших прабабушек и современного ребёнка;
- дети познакомились с материалами и инструментами для изготовления различных видов кукол, у них выработались умения и навыки их практического использования;
- использование детьми результатов своей деятельности в качестве украшения, сувенира, создания игрового пространства;
- широкое включение выполненных детьми кукол в жизнь ДОУ;
- У детей появился интерес к истории и культуре своей родины;
- Дети применяют полученные знания в продуктивной деятельности.
Приложение 1.
Художественное слово.
Вот для куколки подружки.
Не похожи друг на дружку.
Как пуховые подушки,
Мягки новые игрушки!
Вот и куклы расписные
Всех на свете краше!
В сарафанах распрекрасных
Эти куклы наши!
О куклах-закрутках сейчас вам расскажу.
Сделаем подружек ей.
А если вам понравится - как сделать подскажу
Известно всем, что в русской деревушке
Была закрутка – самая любимая игрушка!
Я знаю, в юности прабабушка моя
В такие куклы с удовольствием играла.
И девушка, похожей на себя,
Обычно куколку такую создавала.
Кусочек ткани в столбик я сверну,
Получится для куколки хорошая основа.
А белой тряпочкой лицо ей обтяну,
И вот уж куколка практически готова!
Дидактические игры.
«Из чего сделаны».
Цель: Углубить представления детей о различных материалах, из которых сделаны окружающие предметы. Осваивать способы изучения предметов.
Игровое задание: Найти предметы, сделанные из одного материала.
Правила игры: Называть материал из которого сделаны игрушки и свойства этого материала.
Материал: Подборка русской народной игрушки, изготовленной из разных материалов (дерево, глина).
Игра: Все предметы вперемежку лежат на столе. Дети рассказывают о игрушках и материалах из которых они сделаны. Можно предложить детям разделить игрушки на группы.
«Что изменилось?».
Цель: Развивать память, сообразительность. Закрепить знания о назначении игрушек, их классификации.
Игровое задание: Угадать, что изменилось.
Правила игры: Не подсматривать.
Материал: Тематические подборки русских народных игрушек.
Игра: Разложить игрушки за ширмой. Отодвинуть её и предложить детям запомнить порядок расположения игрушек. Затем за ширмой поменять их местами. Дети должны отгадать, что изменилось.
«Четвёртый лишний».
Цель: Развивать логическое мышление. Научить детей объединять предметы в группы по определённому свойству, различать результаты труда мастеров (гончара, столяра).
Правила игры: Определить предмет, не подходящий к другим как результат труда человека определённой профессии.
Материал: Предметы из музейного уголка: цеп, крынка, кувшин, деревянная миска, ложка и т.д.
Игра: Предметы сгруппированы по четыре, три из которых относятся к результатам труда одной профессии. Необходимо определить «лишний» предмет, который сделан мастером другой профессии.
«Узнай по описанию».
Цель: Закреплять у детей умение выделять характерные признаки предметов, учить основам обобщения, классификации.
Игровое задание: Узнать предметы по описанию.
Правила игры: Загадать загадку.
Материал: Русские народные игрушки.
Игра: Выбирается водящий. Он выбирает игрушку и рассказывает о ней так, чтобы дети поняли, о чём идёт речь.
«Путаница».
Цель: Учить детей группировать русские народные игрушки.
Игровое задание: Расставить игрушки на свои места по промыслам.
Правила игры: Запомнить, какие игрушки и на какой полке стоят. Рассказать как нужно восстановить порядок.
Материал: Русские народные игрушки.
Игра: Все игрушки стоят на полках, на определённых местах. Дети отворачиваются, а воспитатель снимает игрушки с полок и расставляет вперемешку на столе. Дети должны вспомнить, как было раньше, сказать об этом и только потом восстановить порядок предметов.
«Подбери узор».
Цель: Учить находить характерные для определённой росписи элементы орнамента. Развивать умение сравнивать, классифицировать и обобщать.
Игровое задание: Подобрать к предмету подходящие элементы росписи.
Правила игры: собрать картинку.
Материал: Разрезные картинки.
Игра: Предложить детям сгруппировать карточки по видам росписи. Сложить из них картинки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему:"Куклы наших прабабушек"
Проект по ознакомлению дете старшей группы с традиционными русскими куклами. Куклы, как элемент культуры, представляют особый интерес при изучении национальных особенностей и традиций любого наро...
Проект «Куклы наших прабабушек»
В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. Мы живем в такое время, когда начинаем что-то заново открывать или пере...
Куклы наших прабабушек
Воспитание чувств патриотизма, уважение к национальным традициям...
Родительское собрание – посиделки «В горнице» Тема: «Куклы наших прабабушек» (мастер – класс) для детей и родителей старшей группы «Б»
Родительское собрание – посиделки «В горнице» Тема: «Куклы наших прабабушек» (мастер – класс) для детей и родителей старшей группы «Б»...
Куклы наших прабабушек
Познакомить детей с игрушками прабабушек ,с тряпичной куклой....
Паспорт мини-музея «КУКЛЫ НАШИХ ПРАБАБУШЕК»
Цель: привитие и укрепление интереса к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества. Задачи:Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушк...
Проект: "Куклы наших прабабушек"
Русская народная тряпичная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции.Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы кукол, но, к сожалению, долгое время народная ку...