Конспект НОД "Путешествие с осенью"
план-конспект занятия по окружающему миру по теме
Совершенствовать грамматически правильную речь детей: умение правильно употреблять предлоги, пользоваться приемами словообразования и словоизменения. Развивать физиологический и фонематический слух, речевое дыхание, силу голоса, темп речи. Развивать навыки элементарного звукового анализа и синтеза. Развивать связную речь. Закреплять знания о деревьях, как представителях флоры Земли. Развивать память, зрительное и слуховое внимание, тактильные ощущения, мышление в игровой форме. Формировать мелкую и общую моторику, тренировать координацию движений и речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_osen_4.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД: «Путешествие с осенью»
Программное содержание:
- Активизировать знания детей по лексическим темам: « Осень», «Деревья», «Овощи», «Фрукты».
- Совершенствовать грамматически правильную речь детей: умение правильно употреблять предлоги, пользоваться приемами словообразования и словоизменения.
- Развивать физиологический и фонематический слух, речевое дыхание, силу голоса, темп речи.
- Развивать навыки элементарного звукового анализа и синтеза.
- Развивать связную речь.
- Закреплять знания о деревьях, как представителях флоры Земли.
- Развивать память, зрительное и слуховое внимание, тактильные ощущения, мышление в игровой форме.
- Формировать мелкую и общую моторику, тренировать координацию движений и речи.
Оборудование:
- Игрушки и модели предметов для сюрпризных моментов (солнышко, тучка, дятел, колобок, незнайка).
- Мольберты.
- Изображения осенних деревьев (клен, дуб, рябина, осина).
- Ветка с листочками
- Осенние листья разных размеров.
- Кубик «Обучайка»
- Модели разных настроений солнца;
- Прищипки разного цвета
- Вырезанные из картона деревья и грядки
- Вырезанные из ковролина части лица для самостоятельного составления изображений настроений солнца.
- Спортивные атрибуты: скамейка, полочки, мешочки, сенсорная тропа.
- Подносы для овощей и фруктов.
- Овощи и фрукты разных цветов и размеров.
- Символы — картинки звуков « А» и «У».
- Пипетки, гуашь в бутылочках, салфетки, подносы, заготовки открыток с готовыми изображениями предметов
- Музыкальный диск с записями шумов и звуков дождя, ветра, стук дятла, курлыканья журавлей.
- Костюм для осени.
Предварительная работа:
- Чтение и заучивание пальчиковых игр.
- Рассматривание иллюстративного и наглядного материала по темам: «Осень», «Деревья», «Овощи», Фрукты».
- Словарная работа по данным лексическим темам.
- Тренировка памяти, внимания, мышления.
1 этап Мотивационно – побудительный.
Ведущий - « Ребята, какое сейчас время года?» (осень)
- «Давайте позовем в гости осень»
-«Осень, осень в гости просим. А теперь позовем все вместе» (дети повторяют вместе с педагогом).
Осень - « Здравствуйте ребята, здравствуйте взрослые. Я осень, пришла к вам в гости, принесла много интересного, а еще я приглашаю вас в осеннее путешествие».
Ведущий - «Хотите ребята отправиться в путешествие с осенью? Тогда в путь.
2 этап Организованно - поисковый раздел.
Осень - « Первой встанет Олеся, перед Олесей Яша, за Яшей Андрей, а Оля встанет между Яшей и Олесей».
Ведущий - « Мы идем тропинками, мы идем дорожками, ручейки мы перейдем в лес осенний попадем.
Осень - « Вот мы и пришли в мой сказочный лес. Как хорошо в лесу! Какой чистый и свежий воздух, давайте подышим:
Носом - вдох,
А выдох - ртом.
Дышим глубже,
А потом,
Марш на месте не спеша.
Как погода хороша!
- «Ребята, если погода хорошая, что что на небе светит? (солнышко)
- «А какое у нас солнышко?» (теплое, ласковое, доброе, круглое, желтое, лучистое, золотистое)
Ведущий – солнышко - «Здравствуйте, ребята. Я увидело вас и захотело с вами поиграть в игру. Отгадайте, какие у меня бывают настроения.
Когда на небе нет туч, я сияю ярко. Какое у меня настроение? (радостное, веселое, улыбчивое).
Осень - «Покажи Олеся, где у нас радостное и веселое солнышко.
Давайте покажем солнышку, как мы умеем улыбаться и радоваться».
Ведущий – солнышко - « Ребята, но вдруг, подул ветер, и на небе показалась туча» (показать тучку). Какое у меня настроение? (грустное, печальное, расстроенное).»
Осень - «Покажи Андрюша, где у нас грустное солнышко Давайте мы покажем как мы грустим (уголки губ опустили вниз, брови опущены)».
Солнышко - «А теперь подул сильный ветер и туча совсем меня заслонила. Какое у меня стало настроение?» (сердитое, хмурое).
Осень - «Покажи Яша, какое хмурое и сердитое стало солнышко. Теперь мы покажем, как у нас рассердилось солнышко (губы надо плотно сжать и сдвинуть к переносице, к носику)».
Солнышко - «Ну вот ветерок подул сильнее, и тучка стала убегать. Я очень удивилось. Какое у меня теперь настроение?».
Осень - «Покажи Оля, где наше солнышко удивилось. А теперь ребята покажут, как удивилось солнышко (ротик приоткроем, брови высоко поднимем вверх)».
Солнышко - «А теперь я вам улыбаюсь, радуюсь». Ребята, теперь попробуйте собрать и показать мои настроения».
Осень - «Оля соберет удивленное солнышко, Яша соберет сердитое солнышко, Олеся нам соберет радостное солнышко, Андрюша печальное солнышко» (дети выкладывают на ковралин разные изображения настроения солнца).
Солнышко - « Спасибо ребята, вы меня порадовали. Теперь я вас всегда буду радовать и согревать. Я с вами прощаюсь».
Осень - «А теперь ребята присаживайтесь на полянку и послушайте, какие звуки живут в моем лесу». (проводится игра « Что мы услышали» (звучит диск с записями шумов и звуков дождя, ветра, стук дятла, курлыканья журавля).
Ведущий - дятел - « Здравствуйте ребята! Я дятел, я лечу деревья от вредных жуков и гусениц. А вы хотите мне помочь?».
Осень - « Конечно дятел, сейчас мы тебе поможем лечить деревья. Правая рука у ребят будет деревом, а левый указательный палец клювом. Сейчас Яша будет лечить дерево и повторит стук дятла (да - до - ду ). Теперь Олеся (ды - да - ды).
Оля (ды- да - ду), Андрей (ды - до - ды).
А теперь у ребят язычок превратится в клювик дятла , поднимем язычок вверх и постучим как дятлы.»
Дятел - «Хорошие у меня помощники. Спасибо ребята, я полечу дальше лечить деревья».
Осень - « Ребята подойдите и посмотрите, что это у меня? (дерево). А в моем лесу что растут? (деревья). Что это? (ветка). А на деревьях? (ветки).где они растут? (на деревьях). Что у меня? (лист). А на ветках? (листья). Как называются деревья, которые растут на нашей поляне? Как называется лист клена (осины, дуба, рябины)? (ответ детей). Я украсила деревья листьями разных цветов . Какого цвета стали листья на деревьях? Что можно сказать про осенний лес, какой он? Ребята, а что происходит с листьями осенью, когда дует ветер? (листочки опадают). Ветер срывает листья с веток. Как это называется? (листопад).
Ведущий - «Осень, а наши дети знают игру про ветерок и листопад. Давайте поиграем (пальчиковая игра)
Ветер по лесу летал
Ветер листики срывал
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый резной.
Вот последний лист осинки
Ветер бросил на тропинки.
Осень - « А теперь ребята превратятся в ветерок и подуют на листочки ( проводится упражнение на дыхание). Все листочки разлетелись по полянке, помогите мне их собрать. Яша собирает листочки с клена. Как они называются? (кленовые). Оля с осинки (осиновые). Олеся с рябины (рябиновые). Андрюша с дуба (дубовые)».
« Молодцы ребята, спасибо! Найдите свое дерево и сложите букеты под дерево». Во время выполнения задания спросить: где росли листочки ( на дереве), откуда их сорвал ветер (с дерева), куда упали листочки (на землю),
какого цвета и размера. Что ты делаешь? - « Я собираю кленовые листочки» (ответ детей) и т. д (совместная работа осени и ведущего).
Осень - « Спасибо ребята, вы мне помогли. А теперь мы отправляемся дальше. Осенью часто идут дожди. Что образуется на дорогах после дождя? (лужи).
По камушкам пойдем, в лужи мы не попадем» (дети преодолевают препятствие).
Ведущий - « Я слышала, что кто-то заблудился в лесу и зовет на помощь».
Осень - «Мы сейчас узнаем, как нас зовут на помощь. Споем песенки звуков. « А» - « У». Какой первый звук мы спели, а второй? Сколько звуков мы спели? Давайте ответим тихо «ау», а теперь громко «ау».
Ведущий - колобок - «Здравствуйте, ребята, это я вас звал, я хочу с вами поиграть. Посмотрите на мой большой язычок, он очень любит играть».
Осень - «Хотите ребята поиграть с колобком? Садитесь на стульчики». Далее проводится артикуляционные упражнения
Надувание щек, втягивание щек, улыбочка, дудочка, широкая и узкая дорожка, дождик, грабельки, часики.
Колобок - «Спасибо вам ребята, мне пора отправляться дальше. До свидания»
Осень – « А мы с ребятами идем дальше, и сейчас пройдем по лесной тропинке.( дети идут по спортивному тренажеру сенсорная тропа)
Ведущий - Незнайка - « Здравствуйте ребята, здравствуй осень! Вы меня узнали? Я Незнайка. Ребята, мне мои друзья подарили волшебный кубик. А что на нем нарисовано я никак не пойму.»
Осень – Поможем, ребята. Незнайке? Кубик бросай – картинки называй. (на гранях кубика наложенные и зашумленные изображения овощей и фруктов) . Ребята, а что это такое: огурец, морковь, помидор, свекла, тыква ?–(овощи). Где растут овощи? (Овощи растут в огороде, на грядках). Ребята, а что такое лимон, яблоко, груша, банан, апельсин? (фрукты). Где растут фрукты? (Фрукты растут в саду на деревьях). Незнайка, сейчас тебе ребята покажут, как растут фрукты и овощи. Садитесь за столы. Сейчас в овощи и фрукты превратятся наши прищепки. У Оли вырастут на яблоне яблоки, у Олеси - сливы, у Андрюши на грядке вырастут помидоры и огурцы, а у Яши на грядке вырастут кабачки и тыква.
Незнайка - « Хорошо, хорошо я теперь знаю, что такое овощи и фрукты и где они растут.»
Осень - «Незнайка, сейчас я загадаю тебе загадки, а ребята проверят умеешь ли ты их отгадывать.
Этот фрукт как неваляшка,
Одет он в желтую рубашку,
В саду покой нарушив
С дерева сорвалась …..(груша)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке,
Любят меня взрослые
И маленькие детки…(яблоко)
Ее тянут бабка с внучкой,
Кошка, дед и мышка с Жучкой …(репка)
Расту в земле на грядке я –
Красная, длинная, сладкая…(морковь)
Незнайка - «Спасибо, ребята, помогли мне отгадать все загадки.»
Осень - «Ребята, я приготовила для вас сюрприз. Хотите узнать, что в этой корзине? Я вам покажу, если вы угадаете, чем я вас буду угощать. Садитесь на стулья, закройте глаза и пробуйте мои угощения». (Проводится игра «узнай на вкус»)
Осень - « Молодцы ребята! А теперь посмотрим, что у меня в корзине» (осень показывает корзину с овощами и фруктами). Дети вместе с осенью рассматривают овощи и фрукты. Проводится работа над грамматическими формами ( игры «Назови ласково», «Один – много», « Скажи наоборот», «Какой, какая, какие – цвет. форма») А сейчас поиграем в игру «Хлопнем в ладоши»
Гру-ша
Ре-па
Сли-ва
Тык-ва
Ли-мон
Ки-ви
КА-пус-та
КА-ба-чок
Свек-ла
«Ребята, у меня на подносе овощи и фрукты, давайте их разделим - овощи на поднос слева, а фрукты на поднос справа»
Далее проводится игра « Разложи овощи и фрукты»
Осень - «Ребята, давайте расскажем, что можно приготовить из овощей?»
(ответ детей). Суп, салат - какой? Пюре из моркови - какое? Запеканка из картофеля - какая?
Ведущий - «Осень, ребята знают игру из чего можно сварить компот»
Далее проводится игра « Будем мы варить компот»...
Будем мы варить компот.
Фруктов много надо, вот:
Будем яблоки крошить,
Будем груши мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим – варим мы компот
Угостим честной народ.
Осень – «Молодцы ребята, вкусный компот вы сварили. А в чем вы варили компот? Чем мешали компот ?
Незнайка - «Ребята, я тоже сейчас соберу фрукты для компота» Проводится игра «Четвертый лишний» (яблоки, груша, слива - огурец ).
Осень - « Правильно ребята? (нет - почему?)
Незнайка - «Ладно, тогда я соберу овощи для супа» (морковь, картофель, тыква - апельсин). Дети дают правильный ответ.Спасибо ребята, теперь я знаю, где растут овощи и фрукты и что из них можно приготовить. До свидания ребята и осень!»
Осень - « Ну вот и заканчивается наше путешествие, нам пора отправляться домой».( возвращаются по дорожке). Вот мы и дома.»
Ведущий - «Осень, ты много подарков принесла ребятам, а наши дети хотят подарить тебе на память красивые открытки. Ребята, у вас на столах лежат открытки для осени, вы сейчас их разукрасите разноцветными красками».
(дается инструкция выполнения работ по системе Монтессори «капельки».
Дети с помощью пипеток капельками заполняют изображения на открытках.
Ведущий - «Осень, посмотри какие открытки мы тебе приготовили».
Осень - «Спасибо ребята, за ваши подарки, а я вас хочу угостить яблочным вареньем. До свидания, до новых встреч!»
3 этап Рефлексивно - корригирующий.
Ведущий - « Ребята, понравилось вам путешествие с осенью?
« Что больше всего вам понравилось?
« Какое задание осени было самым интересным?
« Молодцы ребята!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на осеннюю тематику «Осень продолжается!»
Систематизировать и дополнить знания детей об осенних дарах природы....
Конспект игрового занятия "Осень, осень золотая...".
Для старшей группы...
Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»
Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...
Конспект интегрированного занятия "Осень, осень в гости просим"
В конспекте представлен материал по уточнению представлений детей среднего дошкольного возраста о характерных признаках осени и осенних явлениях....
Конспект занятия Дары осени.Золотая осень смешанная дошкольная группа
Цель:• Развитие речи,• Логического мышления• Закрепление знания об овощах, фруктах.Задачи:• Закрепить обобщающие понятия овощи и фрукты, знания о полезных свойствах овощей и фрукто...
Конспект НОД«Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени с опорой на картинки – символы».
Учить называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть отличительные черты поздней осени от «золотой»; учить составлять описательный рассказ об осени с опорой на картинки-...
Методическая разработка: конспекта игрового досуга «Осень, осень в гости просим» для детей имеющих с интеллектуальные нарушения.
методическая разработка: конспекта игрового досуга для детей разновозрастной группы с интеллектуальными нарушениями «Осень, осень в гости просим» проведенного учителем-дефектол...