КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Конспект  НОД  по знакомству со скульптурой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Знакомство детей со скульптурой»

Программное содержание: познакомить детей с такими понятиями, как скульптура, объёмное изображение, монументальная, станковая. Учить детей различать плоскостное и объёмное изображение предметов. Закрепить название народных промыслов России; умение определять материал изготовления. Развивать зрительное внимание, зрительную память. Воспитывать любовь уважение к русским традициям.

Материал: корзина, подлинные изделия декоративно прикладного искусства России: богородские игрушки, дымковские игрушки, филимоновские игрушки, скульптуры разных форм и жанров, стекляная посуда, муляжи фруктов, фартук, нарукавники, берет, кусок влажной глины. Иллюстрации дымковской игрушки, животных, птиц, людей, мольберт.

Ход НОД:

 Дети сидят на стульях полукругом. По середине стоит стол и мольберт. На столе подставка для лепки скульптур малых форм. Входит воспитатель, переодетый в фартук, нарукавники, берет.

Воспитатель: сегодня я не воспитатель. Я – скульптор. А кто такой скульптор? Не знаете? А сейчас я всё вам расскажу и покажу. Но вначале отгадайте загадку:

 Что за чудо? Это в ряд

 Фигурки разные стоят

 Из камня, дерева и глины

 Их названия знать должны мы-

 Птицы, звери, человек

 Любовались ими б век

 Разномастные фигуры

 Называют их … ?

Дети: (молчат) Не знаем.

Воспитатель: это скульптуры. Так что же такое скульптуры? Хотите узнать? Ну, тогда слушайте внимательно и смотрите.

Скульптура – это объёмное изображение человека, животного, птицы.  Слово «изображение» мы знаем, а что же такое «объёмное»?

(вывешивает на мольберт иллюстрации с изображением дымковской барышни, животных птиц, людей) . Что это?

Дети: это рисунки.

Воспитатель: рисунки - это плоскостное изображение, нарисованное на листочке, на плоскости. Его нельзя не повернуть, ни посмотреть что там сзади, сбоку, сверху.

(поворачивает)

 На листочке мы ничего не увидим. А скульптура – это объёмное изображение. Например:

(достаёт из корзины скульптуры барышни, животного, птицы) .

 Её можно потрогать, повернуть, рассмотреть со всех сторон. Она вылеплена или вырезана. Назовите её.

Дети: дымковская игрушка, филимоновская игрушка.  богородская игрушка.

Воспитатель: правильно. Это не только игрушка, но и дымковская скаульптура,  богородская скаульптура,  филимоновская скульптура. Ведь она, СКУЛЬПТУРА, это объёмное изображение животного, птицы и человека. Давайте повторим.

Дети: объёмное изображение птиц, человека, зверей.

Воспитатель: (выставляет дымковские игрушки) Назовите их. Это скульптура? Почему? Из чего сделаны?

Дети: барышни, лошадка, олешек, курица, индюк, наездник на лошади, коза, козёл. Да! Это скульптура, потому что здесь и животные, и птицы, и человек. Сделаны из глины.

Воспитатель: (выставляет скульптуры малых форм) . Назовите их. Из чего сделаны (спросить 2-3 детей)

 Дети: это лошадь, сова, дама с собачкой, щенок, слонёнок, утята, дедушка, балерина, лебеди. Они сделаны из фарфора.

Воспитатель:(поочерёдно выставляет скульптуры) .Из чего сделана эта скульптура?

Дети: из камня, дерева, глины, железа, стекла, фарфора, ракушек, гипса, бронзы, пластмассы. Пластилина?

Воспитатель: да! Из пластилин, на занятии, вы тоже делаете скульптуры.

(выставляет другие скульптуры)  А как называется эта скульптура? Назовите их.

Дети: это гжельская скульптура. Сделана из фарфора. Это уточка, барышня, заяц, дбезьянка, котенок.

Воспитатель: (выставляет другие скульптуры) .А как называется эта скульптура?

Дети: богородская игрушка. Медведь, гармонист, собака, орёл, ворона, сова, сундучок. А сундучок - лишний, потому что он не человек, ни птица, ни животное, а значит, не скульптура.

Воспитатель: правильно. Следите внимательно, может, я ошибусь, а вы исправите ошибку.

 Но бывает ещё один вид скульптуры – это монументальная, а значит большая скульптура.

(выставляет фотографии памятников города на мольберте)

Дети: да это наш город! Наши памятники!

Воспитатель: правильно! Это тоже вид скульптуры. Маленькие скульптуры скульпторы изготавливают на станке (показывает) и поэтому её называют «СТАНКОВАЯ», А большие скульптуры называют «МОНУМЕНТАЛЬНАЯ». Повторите. (спрашивает 2-5детей) .Профессия человека изготавливающая скульптуры – «СКУЛЬПТОР». Повторите (спрашивает 2-5 детей) .

 Вот так скульптор берёт влажную глину, кладёт на специальную подставку и начинает работать, поворачивая станок. (показ изготовления из глины лебедя, сопровождая словами объяснения приёмов лепки) .

 Сейчас поиграем в игру «Что лишнее? »

Цель: учить детей различать и называть скульптуру, убирать лишнее, объяснять «почему? »

Воспитатель: ЗАГАДКА.

 Что за чудо? Это в ряд

 Фигурки разные стоят

 Из камня, дерева, и глины

 Их названье знать должны мы

 Птицы, звери, человек,

 Любовались ими б век

 Разномастные фигуры,

 Называют их….

Дети: СКУЛЬПТУРЫ!

Воспитатель: как называется профессия человека изготавливающего скульптуру?

Дети: скульптор.

Воспитатель: что же такое скульптура? Для чего она нам нужна?

Дети: объёмное изображение человека, животного, птицы. Она нужна для красоты, что бы любоваться.

Воспитатель: из чего изготавливают скульптуры?

 Дети: из глины, камня, дерева, фарфора, гипса, бронзы, стекла, пластмассы, ракушек.

 

Демонстрационный материал:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»

Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...

Конспект занятия по окружающему миру "Знакомство с миром профессий" в средней группе

Конспект занятия по окружающему миру "Знакомство с миром профессий"...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла».

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла»....

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»

В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...