Мастер-класс для воспитателей «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
материал по рисованию
Художественно-эстетическое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_vospitateley.docx | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей
«Художественно-эстетическое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Мастер-класс подготовила:
воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска
ДС №38 «Домовёнок»
Пятница Гюзель Рифовна
I. Вступительная часть
Слайд 1, Слайд 2
Воспитатель: - Добрый день, уважаемые педагоги! Тема сегодняшней нашей встречи «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО».
- Что должен уметь выпускник ДОУ? По мнению многих родителей готовый к школе ребенок это тот, кто умеет читать, считать, хотя бы до 20, правильно держит в руке карандаш. На современном этапе дошкольного образования и требований, выдвигаемых школой перед первоклассником, акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие качеств, обеспечивающих социальную успешность.
- В концепции федерального государственного образовательного стандарта в качестве конечного результата образовательной деятельности ДОО фиксируется портрет первоклассника, в котором одно из важнейших мест отводится развитию творческих качеств личности ребёнка.
Слайд 3
Воспитатель: - Наиболее важным условием успешного развития детского художественного творчества является разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Слайд 4
Воспитатель: - Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
- Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.
Слайд 5
Воспитатель: - Чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию необходимо начать с игры. Реализуя направление художественно-эстетическое развитие дошкольников в ДОУ, воспитатель ИЗО использует нетрадиционные техники рисования, которые превращают обычные занятия в игру, в сказку. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать.
II. Основная часть (практическая)
Слайд 6
Воспитатель: - Изобразительное творчество - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в развитии творческих людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства, делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.
- В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растёт, а всё большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперёд человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
- Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Слайд 7
Воспитатель: - Дошкольный возраст - это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только одарённых, но и всех детей.
- Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашам, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования. Очень часто отсутствие этих навыков быстро отвращает ребёнка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребёнка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
- Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться.
- Мой опыт работы с детьми в детском саду показал: рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции.
- Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов заставляет все время, что ни будь придумывать. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы взрослому, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.
Слайд 8
Воспитатель: - Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.
- Задача взрослого – создавать новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.
- Вот тут то и приходят на помощь нетрадиционные техники рисования. Я расскажу о некоторых из них, и покажу их в действии.
Слайд 9
Воспитатель: - Неожиданным открытием для детей рисование мыльной пеной. Интересная техника рисования, которая обязательно понравится вашему малышу - рисование мыльными пузырями. Здесь есть всё - и яркие краски, и возможность подуть в трубочку, чтобы получились пузыри, и волшебство превращения мыльной пены в забавные узоры на бумаге, и развитие детской фантазии. Для того что бы нарисовать рисунок мыльными пузырями сначала надо приготовить специальный цветной раствор. Сделать его не сложно в домашних условиях. Добавьте в любой мыльно-пенящийся раствор, например, в разбавленный водой детский шампунь, акварельную краску или пищевой краситель.
Слайд 10
Воспитатель: - Знакомимся с рисованием по сырой бумаге. «Монотипия». Монотипия - это графическая техника. В переводе с греческого языка монотипия - один отпечаток. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый, неповторимый отпечаток. То, что отпечаталось можно оставить в таком же виде, а можно дополнить новыми деталями. Она помогает детям развивать фантазию, воображение, пространственное мышление. Для выполнения рисунков в технике монотипия можно использовать гуашевые, акварельные, акриловые, масляные и другие краски. Краска наносится на поверхность так же различными инструментами: кистью, валиком, тампоном. Поверхность на которую наносится краска, что бы сделать потом оттиск может быть: альбомная бумага, картон, пластмассовая доска, стекло, металлическая пластина и т.д.
- Первый приём - складывание листа бумаги пополам. Рисунок (его половина, или часть) рисуется на ½ листе бумаги у линии сгиба. При складывании листа пополам мы получаем почти такой же отпечаток и на другой его части. Делать такие рисунки можно и на тонированной заранее бумаге, и просто на белом листе.
- Лист бумаги можно складывать не только по вертикали, но и по горизонтали - получаются симметричные изображения или двойники (братья - близнецы, «два цыпленка», «веселые медвежата», «город на реке» - нарисовать город на согнутой по горизонтали бумаге, раскрыли - город отразился на реке), «маски» к Новому году и другим народным праздникам.
- Второй приём - на стекле, зеркале, пластмассовой доске, бумаге, полиэтиленовой пленке наносятся пятна или рисунок гуашью, сверху накладывается лист бумаги и отпечатывается. Начинать с маленького листочка бумаги, потом - размер альбомного листа и т.д. Темы работ очень разнообразны: «Жизнь на севере», «Аквариум», «Ваза с фруктами, овощами», «Лес».
Слайд 11
Воспитатель: - Рисование по мятой (предварительно скомканной) бумаге. Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги (там, где нарушается ее структура) краска, при закрашивании, делается более интенсивной, темной - это называется «эффектом мозаики».
- Рисовать по мятой бумаге можно в любом возрасте, т.к. это очень просто. А старшие дети сами аккуратно сминают лист бумаги, расправляют и рисуют на нем. Потом можно детские рисунки вставить в рамочку и устроить выставку.
Слайд 12
Воспитатель: - «Волшебные кляксы». Кляксография - это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы.
- Вызывает интерес к «оживлению» необычных форм (клякс), развивает образное мышление, восприятие, воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.
- Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат. Также рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле).
Слайд13
Воспитатель: - Знакомимся с рисованием по сырой бумаге цветной тушью. Техника «Пушистики». Обычно тушь используют для написания шрифтов в оформительских работах, но наиболее интересным получаются работы выполненные кистью. Она быстро высыхает, плохо смывается и хорошо держится на бумаге. При работе тушью лучше проводить в форме игры - эксперемента. Ребенок ставит пятно тушью, а потом его дорисовывает.
Слайд 14
Воспитатель: - Техника «Эбру». Вы пробовали рисовать на воде? Если нет - попробуйте! Рисовать можно на чем угодно. Существует способ рисования на воде - техника эбру. Эбру - это особая графическая техника создания художественного оттиска за один прием, при котором получается единственный и уникальный оттенок изображения на бумаге с поверхности воды.
Техника Эбру пришла из Турции. Для Эбру используется специальный раствор, смесь воды с соком турецкого растения гевены. Этот компонент придает воде дополнительную клейкость. Краски для Эбру нерастворимые, растекающиеся по поверхности воды.
Слайд 15
Воспитатель: - В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!
- Опыт свидетельствует, что рисование с помощью необычных материалов и использование оригинальной техники рисования позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества.
III. Заключительная часть
Слайд 16
Рефлексия
Воспитатель: - «Творческая палитраэмоций и настроения». На макет палитры необходимо поместить цветовые обозначения ваших эмоций и настроения, полученных на сегодняшнем мероприятии:
- «Меня удивило, всё для меня ново, буду использовать» (красный цвет);
- «Было интересно, очень полезно» (жёлтый цвет);
- «Познавательно, частично знакомо» (зелёный цвет);
- «Знакомо всё, иногда применяю» (синий цвет).
Итог
Воспитатель: - Подводя итоги, хочется отметить, что в дошкольном возрасте рисование является не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Городское родительское собрание Сценарий проведения мастер – класса для родителей по направлению «Художественно – эстетическое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС
Городское родительское собраниеСценарий проведения мастер – класса для родителей по направлению «Художественно – эстетическое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС...
«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
laquo;Социально-коммуникативноеразвитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...
Мастер-класс «Применение технического творчества в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС»
laquo;Развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через Тико-моделирование» Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роб...
Мастер-класс. Презентация "Как оборудовать физкультурный центр в группе в соответствии с ФГОС ДО"
Цель: обеспечение и регулирование уровня двигательной активности детей в режиме дня...
Мастер - класс для педагогов ДОУ "Социально-коммуникативное развитие дошкольников с использованием современных технологий в соответствии с ФГОС ДО"
Цель: представление опыта работы по использованию игровых технологий, напраленных на развитие социальных навыков у дошкольников....
Мастер – класс: «Использование «Куба – трансформера» для патриотического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДО «Патриотизм начинается с детства»
Мастер – класс: «Использование «Куба – трансформера» для патриотического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДО «Патриотизм начинается с детства»....