Метод проектов в формировании основ безопасности жизнедеятельности
статья по окружающему миру на тему
Опыт работы педагогов МБДОУ "ЦРР - детский сад № 41 "Звездочка" г.Саров Нижегородской области по использованию метода проектов в формировании у детей безопасного поведения при взаимодействии с объектами природы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_metod_proektov_v_formirov.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская конференция
«Экологическое образование и воспитание в дошкольных образовательных учреждениях
и средней общеобразовательной школе»
8-9 декабря 2010 года. Г.Москва.
Метод проектов в формировании основ безопасности жизнедеятельности.
Ермолова Н.В., старший воспитатель
МДОУ «ЦРР -детский сад № 41 «Звездочка» г.Саров, Нижегородская обл.
Значимость данного направления подтверждается выделением в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования области «Безопасность», которая предусматривает, в частности, решение следующих задач:
формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Несколько лет наш детский сад являлся экспериментальной площадкой по проблеме обеспечения экологической безопасности ДОУ. Практика работы с детьми в режиме эксперимента показала, что наиболее оптимальной технологией в решении задач обучения детей экологически безопасному поведению является метод проектов.
Мы считаем, что девизом выбора и использования проектной деятельности в работе с детьми могут стать слова Ральфа У.Эмерсона «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».
Самый простой и самый нерезультативный путь – это прямая передача знаний. Во-первых, не факт, что эти знания вообще будут восприняты, во-вторых, столкнувшись с реальной проблемой в изменившихся условиях, ребенок вряд-ли сможет использовать полученные таким образом знания применительно к новой ситуации. Следование указаниям взрослых, опора на чужой опыт воспитывает личность пассивную, робкую, несамостоятельную.
В качестве примера и подтверждения нашего убеждения о результативности проектного метода мы предлагаем вашему вниманию несколько проектов.
С тем, что такое экологическая опасность и каковы ее последствия, столкнулись этим летом практически все жители России.
Одним из самых «горячих» мест оказался наш город – Саров. Дети стали очевидцами этих событий. Конечно, пожаров они не видели. Но, как и взрослые, а скорее даже больше них, страдали от дыма, просыпались и засыпали под гул огромных самолетов, своими газами видели, как черпают воду из местных водоемов вертолеты МЧС. Родители многих детей участвовали в тушении пожаров. Об этом писали газеты, рассказывали по телевидению, говорили по радио.
К сожалению, в возникновении пожаров зачастую были виновны люди. Наши дети имели возможность убедиться в этом, придя после отпусков на свою любимую полянку возле реки. Что же они увидели?
Следы отдыха людей на каждом шагу. Выжженная земля, мусор. Печальное зрелище…
И даже – сожженное дерево. Оно ведь не само загорелось… В ходе проекта «После костра» дети думали, как вернуть красоту любимой полянке. Они решили высадить на места костров саженцы ивы и ольхи.
Написали письмо лесникам и вместе с родителями и воспитателями посадили у реки девять молоденьких саженцев.
Проект «После костра» - призер Нижегородского областного конкурса «Единые дни действий в защиту рек»
Подчеркнем, что в основе каждого проекта лежит реально существующая проблема. Одна из них связана с теми, кого дети искренне любят, кого считают равными себе живыми существами. Речь идет о домашних животных – кошках и собаках.
Проблема эта, на наш взгляд, чрезвычайно актуальна. Эта тема неспроста волнует многих взрослых. У детей выработано два стойких убеждения: все собаки хорошие, всех можно ласкать и гладить, а в случае опасности всегда можно убежать самому или напугать собаку. …
Анализ методической литературы продемонстрировал практически полное отсутствие материалов, позволяющих воспитателю грамотно и последовательно осуществлять деятельность в названном направлении. Во многих пособиях даются некоторые общие сведения, рекомендации о содержании занятий, т.е. описывается то, о ЧЕМ должен говорить воспитатель, ЧТО должны знать дети. А вот того, КАК, с помощью КАКИХ МЕТОДОВ просто и доступно донести необходимые знания до детей, КАК научить их быть осторожными, КАК отработать навыки правильного поведения при взаимодействии с животными, в литературе нам обнаружить не удалось.
В ходе данного проекта мы использовали следующие методы и приемы:
Чтение художественных произведений о собаках; беседы;
Сбор детьми и родителями интересного материала о жизни собак;
Выставка книг и журналов о собаках;
Коллекционирование календариков и маленьких резиновых игрушек собак разных пород, их классификация по внешнему виду, составление морфотаблицы;
Сравнение живых объектов с игрушками;
Демонстрация агрессивного поведения животных (с помощью специально тренированных собак)
Инсценировки;
Придумывание концовок рассказов;
Игровые обучающие ситуации
Рассказы педагога из личного опыта;
Рассматривание картинок, изображающих различные варианты поведения людей в ситуации опасности;
Этюды «Я – бездомная собака», «Я жду хозяина у магазина», «Собака, которая потерялась», и т.д.
В результате проектной деятельности дети самостоятельно вывели правила обращения с собаками, которые говорят не только о том, как НЕЛЬЗЯ поступать, что может вызвать агрессию животного, но и о том, как поступать НУЖНО, ЧТО можно предпринять, чтоб избежать неприятности.
Дошкольники много времени проводят на улице, поэтому участки детских садов должны отвечать всем требованиям экологической безопасности. К сожалению, на многих участках, несмотря на прилагаемые усилия, остаются довольно большие островки голой земли. В сухую погоду с них поднимается пыль, а в дождливую появляются лужи, обувь детей после прогулки становится грязной. Обсуждение с детьми этой проблемы легло в основу проекта
"Расти, травка!"
На первом этапе дети с воспитателями внимательно рассмотрели каталоги, выбрали насколько сортов газонных трав, которые могли бы прижиться на солнечном участке.
Вместе с детьми заготовили землю в ящиках, посеяли семена и стали наблюдать за ростром травы.
С помощью линеек – ростомеров выяснили, какая трава растет быстрее, фиксируя результаты наблюдений в календарях.
В результате первого этапа деятельности отобрали два вида газонных трав, которые показали быструю и дружную всхожесть.
Следующим шагом было выявление реакции трав на "вытаптывание".
Весной с детьми засеяли свободные от растительности места на участке выбранной в ходе экспериментов травой и стали ждать результата. В результате участок зазеленел, стал ровным и красивым.
Дети в результате проекта "Расти, травка!" приобрели новые знания, умения, и понимание того, что решение экологических проблем возможно при вдумчивом и творческом подходе к делу.
В ходе проекта «Шапочка для лета» (призер российского конкурса исследовательских работ «Мой проект») дети выяснили не только то, отчего в одних головных уборах голова потеет, а в других – нет, но изобрели оптимальную модель шапочки. Дети исследовали ткани на продуваемость (с помощью фена), нагреваемость, составляли морфотаблицы, дополнили шапочку лучшей деталью от солнца - козырьком
Территорию нашего детского сада жители микрорайона называют благоухающим островом.
Дело в том, что, благодаря усилиям взрослых и детей, на нем произрастает большое количество разнообразных цветов. Они радуют глаз, издают чудесный аромат, и … привлекают ос и пчел. Особенно активно ведут себя насекомые, когда на улицу выносится сок, они жужжат над подносом, лезут в чашки. Гнезда ос, конечно, убираются работниками МЧС, а что делать с залетающими на территорию жалящими насекомыми? Дети и воспитатель Азмагулова Т.А. решали эту проблему вместе в ходе проекта «Как уберечься от ос? ». Они пытались отвлечь ос с помощью ярких лоскутков, искусственных цветочков, конфет.
Выход оказался простым – осы слетались на блюдце с медом, воспитатель накрывала их на время большим чехлом, а дети могли выпить свой сок довольно спокойно. Это лето, к сожалению, было особым. Из-за пожаров, жары и дыма осы были необыкновенно агрессивны и сок приходилось пить в группе
Очень интересным и результативным оказался проект «Мы любим чистым воздухом дышать».
Проведен он был не просто так, а в связи с проблемой, которая волнует, как нам кажется, не только наш детский сад. Многие владельцы автомобилей считают, что территория у ворот детского сада – удобное место для стоянки машин. Это очень опасно, т.к. трогаясь с места, водители могут не заметить маленьких пешеходов. Кроме того, выхлопные газы отравляют воздух, которым дышат дети. Мы – взрослые - принимали разные меры: обращались к родителям на собраниях, повесили объявление на ворота… Плакат, который придумали сделать дети, оказался гораздо более результативным. Подъехав к воротам и увидев просьбу, написанную их же детьми, водители отгоняли машины на некоторое расстояние от ворот детского сада.
Детьми и педагогами нашего детского сада проведено много интересных проектов.
«Осторожно, ножки, - скользкие дорожки!», «Чистая вода», «Шум – это опасно», «Путешествие бумажного листочка», «Снежные сюрпризы», «Секреты дождя» и другие. Многие из них стали победителями и призерами различных конкурсов:
Завершая наше выступление, хочется сказать о том, что
проведение мониторинга в начале и конце каждого проекта демонстрирует результативность выбранного нами метода работы с детьми. В ходе проектов дети приобретают достаточно прочные знания, самостоятельность, ориентируются в способах защиты от экологических опасностей.
Мы убеждены в том, что проектная деятельность – одно из наиболее перспективных направлений в решении задач обучения детей безопасному поведению при взаимодействии с объектами природы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы по формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников.
Данная методическая разработка поможет педагогам ДОО выбрать оптимальные формы и методы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников....
Проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности «Азбука безопасности».
Расширение пространства, которое осваивает ребенок 4-го года жизни – от квартиры до помещений детского сада, от двора к улице и району своего города – неизбежно диктует необходим...
Методы и способы формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
Консультативный материал для родителей...
Проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности «Азбука безопасности»
Расширение пространства, которое осваивает ребенок 4-го года жизни – от квартиры до помещений детского сада, от двора к улице и району своего города – неизбежно диктует необходимость форми...
Проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста 5 - 7 лет «Азбука безопасности»
Участившиеся в последнее время трагические ситуации травматизма детей в быту, в лесу, на улицах и анализ причин их возникновения убеждают в необходимости систематической подготовки детей к встрече с р...
Проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста 5-7 лет «Азбука безопасности»
проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет...
Проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста 5-7 лет «Азбука безопасности»
АктуальностьУчастившиеся в последнее время трагические ситуации травматизма детей в быту, в лесу, на улицах и анализ причин их возникновения убеждают в необходимости систематической подготовки детей к...