Метод проектов в формировании основ безопасности жизнедеятельности
статья по окружающему миру на тему

Ермолова Наталья Вахитовна

Опыт работы педагогов МБДОУ "ЦРР - детский сад № 41 "Звездочка" г.Саров Нижегородской области по использованию метода проектов в формировании у детей безопасного поведения при взаимодействии с объектами природы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_metod_proektov_v_formirov.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Российская конференция

«Экологическое образование и воспитание в дошкольных образовательных учреждениях

и средней общеобразовательной школе»

8-9 декабря 2010 года. Г.Москва.

Метод проектов в формировании основ безопасности жизнедеятельности.

Ермолова Н.В., старший воспитатель

МДОУ «ЦРР -детский сад № 41 «Звездочка» г.Саров, Нижегородская обл.

Значимость   данного направления  подтверждается выделением в Федеральных государственных требованиях к  структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования области «Безопасность», которая предусматривает, в частности,  решение следующих задач:

 формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Несколько лет наш детский сад являлся экспериментальной площадкой по проблеме обеспечения экологической безопасности ДОУ. Практика работы с детьми в режиме эксперимента показала, что наиболее оптимальной технологией в решении задач обучения детей экологически безопасному поведению является метод проектов.

Мы считаем, что девизом выбора и использования проектной деятельности в работе с детьми могут стать слова   Ральфа У.Эмерсона «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».         

Самый простой и самый нерезультативный путь – это прямая передача знаний. Во-первых, не факт, что эти знания вообще будут восприняты, во-вторых, столкнувшись с реальной проблемой в изменившихся условиях, ребенок вряд-ли сможет использовать полученные таким образом знания применительно к новой ситуации. Следование указаниям взрослых, опора на чужой опыт воспитывает личность пассивную, робкую, несамостоятельную.

В качестве примера и подтверждения нашего убеждения о результативности проектного метода мы предлагаем вашему вниманию несколько проектов.

С тем, что такое экологическая опасность и каковы ее последствия, столкнулись этим летом практически все жители России.

Одним из самых «горячих» мест оказался наш город – Саров. Дети стали очевидцами этих событий. Конечно, пожаров они не видели. Но, как и взрослые, а скорее даже больше них,  страдали от дыма, просыпались и засыпали под гул огромных самолетов, своими газами видели, как черпают воду из местных водоемов вертолеты МЧС. Родители многих детей участвовали в тушении пожаров. Об этом писали газеты, рассказывали  по телевидению, говорили по радио.

К сожалению, в возникновении пожаров зачастую были виновны люди. Наши дети имели возможность убедиться в этом, придя после отпусков на свою любимую полянку возле реки. Что же они увидели?

Следы отдыха людей на каждом шагу. Выжженная земля, мусор. Печальное зрелище…

И даже – сожженное дерево. Оно ведь не само загорелось… В ходе проекта «После костра» дети думали, как вернуть красоту любимой полянке. Они решили высадить на места костров саженцы ивы и ольхи.

Написали письмо лесникам и вместе с родителями и воспитателями  посадили у реки девять молоденьких саженцев.

Проект «После костра» - призер Нижегородского областного конкурса «Единые дни действий в защиту рек»

Подчеркнем, что в основе каждого проекта лежит реально существующая проблема. Одна из них связана с теми, кого дети искренне любят, кого считают равными себе живыми существами. Речь идет о домашних животных – кошках и собаках.

Проблема эта, на наш взгляд, чрезвычайно актуальна.  Эта  тема неспроста  волнует многих взрослых. У детей выработано два стойких убеждения: все собаки хорошие, всех можно ласкать и гладить, а в случае опасности всегда можно убежать самому или напугать собаку. …

        Анализ методической литературы продемонстрировал практически полное отсутствие материалов, позволяющих воспитателю грамотно и последовательно  осуществлять деятельность в названном направлении. Во многих пособиях даются некоторые общие сведения, рекомендации о содержании занятий, т.е. описывается то, о ЧЕМ должен говорить воспитатель, ЧТО должны знать дети. А вот того, КАК, с помощью КАКИХ МЕТОДОВ  просто и доступно донести необходимые знания до детей, КАК научить их быть осторожными, КАК отработать навыки правильного поведения при взаимодействии с животными, в литературе нам обнаружить не удалось.  

В ходе данного проекта мы  использовали следующие методы и приемы:

Чтение художественных произведений о собаках; беседы;

Сбор детьми и родителями интересного материала о жизни собак;

Выставка книг и журналов о собаках;

Коллекционирование календариков и маленьких резиновых игрушек собак разных пород, их классификация по внешнему виду,   составление морфотаблицы;

Сравнение живых объектов с игрушками;

Демонстрация агрессивного поведения животных (с помощью специально тренированных собак)

Инсценировки;

Придумывание концовок рассказов;

Игровые обучающие ситуации

Рассказы педагога из личного опыта;

Рассматривание картинок, изображающих различные варианты поведения людей в ситуации опасности;

Этюды «Я – бездомная собака», «Я жду хозяина у магазина», «Собака, которая потерялась», и т.д.

В результате проектной деятельности дети самостоятельно вывели правила обращения с собаками, которые говорят не только о том, как НЕЛЬЗЯ поступать, что может вызвать агрессию животного, но и о том, как поступать НУЖНО, ЧТО можно предпринять, чтоб избежать неприятности.

Дошкольники  много времени проводят на улице, поэтому участки  детских садов должны отвечать всем требованиям экологической безопасности. К сожалению, на многих участках, несмотря на  прилагаемые  усилия, остаются довольно большие островки голой земли. В сухую погоду с них поднимается пыль, а в дождливую появляются лужи, обувь детей после прогулки становится грязной.       Обсуждение с детьми этой проблемы легло в основу проекта

"Расти, травка!"        

На первом этапе дети с воспитателями внимательно рассмотрели каталоги, выбрали насколько сортов газонных трав, которые могли бы прижиться на солнечном участке.

         Вместе с детьми заготовили землю в ящиках, посеяли семена и стали наблюдать за ростром травы.

С помощью  линеек – ростомеров выяснили, какая трава растет быстрее,  фиксируя результаты  наблюдений в календарях.

         В результате первого этапа деятельности отобрали два вида газонных трав, которые показали быструю и дружную всхожесть.         

Следующим шагом было выявление реакции трав на "вытаптывание".

 Весной с детьми засеяли свободные от растительности места на участке выбранной в ходе экспериментов травой и стали  ждать результата. В результате участок зазеленел, стал ровным и красивым.

        Дети в результате проекта "Расти, травка!" приобрели новые знания, умения,  и понимание того, что решение экологических проблем возможно при вдумчивом и творческом подходе к делу.

В ходе проекта «Шапочка для лета» (призер российского конкурса исследовательских работ «Мой проект») дети выяснили не только то, отчего в одних головных уборах голова потеет, а в других – нет, но изобрели оптимальную модель шапочки. Дети исследовали ткани на продуваемость (с помощью фена), нагреваемость, составляли морфотаблицы,  дополнили шапочку лучшей деталью  от солнца - козырьком

Территорию нашего детского сада жители микрорайона называют благоухающим островом.

Дело в том, что, благодаря усилиям взрослых и детей, на нем произрастает большое количество разнообразных цветов. Они радуют глаз, издают чудесный аромат, и … привлекают ос и пчел. Особенно активно ведут себя насекомые, когда на улицу выносится сок, они жужжат над  подносом, лезут в чашки. Гнезда ос, конечно, убираются работниками МЧС, а что делать с залетающими на территорию жалящими насекомыми? Дети и воспитатель Азмагулова Т.А. решали эту проблему вместе в ходе проекта «Как уберечься от ос? ». Они пытались отвлечь ос с помощью ярких лоскутков, искусственных цветочков, конфет.

Выход оказался простым – осы слетались на блюдце с медом, воспитатель накрывала их на время большим чехлом, а дети могли выпить свой сок довольно спокойно. Это лето, к сожалению, было особым. Из-за пожаров, жары и  дыма осы были необыкновенно агрессивны и сок приходилось пить в группе

Очень интересным и результативным оказался проект «Мы любим чистым воздухом дышать».

Проведен он был не просто так, а в связи с проблемой, которая волнует, как нам кажется, не только наш детский сад. Многие владельцы автомобилей считают, что территория у ворот детского сада – удобное место для стоянки машин. Это очень опасно, т.к. трогаясь с места, водители могут не заметить маленьких пешеходов. Кроме того, выхлопные газы отравляют воздух, которым дышат дети. Мы – взрослые  - принимали разные меры: обращались к родителям на собраниях, повесили объявление на ворота…  Плакат, который придумали сделать дети, оказался гораздо более результативным. Подъехав к воротам и увидев просьбу, написанную их же детьми, водители отгоняли машины на некоторое расстояние от ворот детского сада.  

Детьми и педагогами нашего детского сада проведено много интересных проектов.

 «Осторожно, ножки, - скользкие дорожки!», «Чистая вода»,  «Шум – это опасно», «Путешествие бумажного листочка», «Снежные сюрпризы», «Секреты дождя»  и другие.  Многие из них стали победителями и призерами различных конкурсов:      

                 Завершая наше выступление, хочется сказать о том, что

проведение мониторинга в начале и конце каждого проекта демонстрирует результативность выбранного нами  метода работы с детьми.  В ходе проектов дети приобретают достаточно прочные знания, самостоятельность, ориентируются в способах защиты от экологических опасностей.

Мы убеждены в том, что проектная деятельность  – одно из наиболее перспективных направлений   в  решении задач обучения детей безопасному поведению при взаимодействии с объектами природы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы по формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников.

Данная методическая разработка поможет педагогам ДОО выбрать оптимальные формы и методы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников....

Проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности «Азбука безопасности».

Расширение пространства, которое осваивает ребенок 4-го года жизни – от квартиры до помещений детского сада, от двора к улице и району своего города – неизбежно диктует необходим...

Проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности «Азбука безопасности»

Расширение пространства, которое осваивает ребенок 4-го года жизни – от квартиры до помещений детского сада, от двора к улице и району своего города – неизбежно диктует необходимость форми...

Проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста 5 - 7 лет «Азбука безопасности»

Участившиеся в последнее время трагические ситуации травматизма детей в быту, в лесу, на улицах и анализ причин их возникновения убеждают в необходимости систематической подготовки детей к встрече с р...

Проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста 5-7 лет «Азбука безопасности»

АктуальностьУчастившиеся в последнее время трагические ситуации травматизма детей в быту, в лесу, на улицах и анализ причин их возникновения убеждают в необходимости систематической подготовки детей к...