Сценарий образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с категорией "движение".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Авторский сценарий образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с категорией "движение". Содержит подробное описание хода совестной деятельности детей и педагого, описание неоходимого материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_dvizhenie_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe.docx | 26.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий ООД по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной к школе группы
«Движение»
Педагогические задачи:
Образовательные:
-формировать основу целостного видения картины мира-систему универсальных знаний об окружающей действительности;
-учить соотносить знак –символ со способом передвижения.
-Обогащать словарь детей словами, обозначающими движения в подборе синонимов.
Развивающие:
-развивать специфические для ребенка дошкольника формы мышления, обеспечивая постепенный переход от наглядно- действенной ее формы к наглядно-образной, которая является ступенью в развитии логического (понятийного) мышления.
-развивать информационную культуру, как базовую основу овладения ребенком специфическими способами познания окружающего мира (экспериментирование, знаково-символическая деятельность)
Воспитательные:
воспитывать доброжелательные отношения.
-формировать желание помогать, заботится о людях.
Материал к занятию: ноутбук, видеописьмо Иван –Царевича, презентация «Современный транспорт», карта путешествия, знаки-символы способов движения, д/и «Кольца Луллия», предметные картинки транспортных средств, сундучок с загадками и картинками транспортных средств из сказок, д/и «Что сначала, что потом» по количеству детей, Д/и «Волшебные превращения» по количеству детей.
Ход образовательной деятельности
1. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Анатольевна, я очень хочу с вами познакомиться и подружиться. Мне пришло одно необычное послание, я решила его взять с собой! Давайте посмотрим?
Воспитатель показывает видеопослание Иван- Царевича .
Иван-Царевич: «Помогите! Мою невесту унёс Змей Горыныч за тридевять земель, в тридесятое царство-государство! Оставил лишь мне эту карту и сказал, если до заката не успею – не видать мне больше Василисы Прекрасной!»
На доске остается изображение карты.
Воспитатель: Ребята, вы хотите ему помочь?
Дети: Да!
Воспитатель: А, сможете?
Дети: Смогли бы. Можно попробовать. Да!
Воспитатель: Тогда нам нужно торопиться, ведь время неумолимо движется вперёд!
2. Актуализация знаний детей.
Д/ игра «Объясни значение выражения»
А вы знаете, что в русском языке много слов звучат одинаково, а обозначают разные действия. Вот, например, «Как ползёт время!». Когда так говорят? (объяснения детей). Или «Ой, как время быстро пролетело!» Разве время может пролететь? Когда так говорят? (объяснения детей).
Воспитатель: Отлично! Умнички! А попробуйте объяснить слово «идёт» в разных выражениях:
Идет дождь – льёт, моросит, капает;
Идёт человек – передвигается;
Идёт фильм – демонстрируют или показывают по телевизору кино;
Идёт весна – светит солнце, распускаются цветы, тепло на улице, прилетели птицы, приближение времени года;
Идёт занятие – воспитатель учит детей рисовать, считать или лепить;
Идёт автобус – едет, двигается по дороге.
Воспитатель: И нашему Ивану – Царевичу нужно идти преодолевать все преграды, стоящие на пути, а чтобы ему было легче, я предлагаю вам подобрать символы-подсказки, где и как ему нужно двигаться.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту. Какие препятствия встречаются на пути Ивана–Царевича,
Дети: равнина, болото, лес, горы, море.
Воспитатель: Как он может их преодолеть?
Дети: Доплыть, добежать, дойти, доехать, проползти, перепрыгнуть.
Воспитатель: Правильно! Как можно, одним словом, назвать эти действия?
Дети. Способы передвижения!
Воспитатель: Молодцы! А как вы считаете, что значит передвигаться? Как можно объяснить это слово?
Дети: Когда человек двигается или предмет меняет место, положение в пространстве, передвигается с места на место.
Воспитатель: Хорошо, а когда человек, например, сидит – он движется?
Дети: Нет.
Воспитатель: А если он сидит в автобусе?
Дети: Да.
Воспитатель: Оказывается, двигаться можно по-разному! Давайте, поможем Иван –Царевичу определить маршрут и выбрать способы передвижения.
Дети рассматривают карту, определяют способ передвижения и подбирают значок-символ.
Воспитатель: Иван-Царевич должен переправиться через равнину.
Какой способ передвижения он может использовать?
Дети: пройти, пробежать, проскакать, проехать.
Воспитатель: Ребята, выберете транспортное средство, которое больше всего подойдет Ивану-Царевичу, чтобы очень быстро преодолеть этот участок пути. Дети из предложенных карточек (конь, телега, самокат, велосипед, мотоцикл, машина) выбирают самый быстрый транспорт (машина).
Воспитатель: Какой способ передвижения лучше выбрать Иван Царевичу?
Дети: проехать.
Воспитатель: давайте подберем значок –символ (Дети выбирают значок, обозначающий езду ( колесо) и прикрепляют его на карту.
Воспитатель: Какой способ передвижения вы посоветуете Ивану-Царевичу, чтобы переправится через болото.
Дети: пройти, перепрыгнуть с кочки на кочку.
Воспитатель: Кто из животных и птиц прыгает? (лягушка, заяц, кузнечик, белка, воробей, галка…)
Воспитатель: Давайте подберем знак- символ – подсказку (заяц – прыгающий).
Дети подбирают символ и прикрепляют его на карту.
Воспитатель: Следующее препятствие- лес. Какой же способ передвижения выбрать Ивану-Царевичу?
Дети: пройти, пролезть, пробраться, проскакать на сером волке.
Воспитатель: какой транспорт может ему помочь?
Дети: самокат, велосипед, скутер, лошадь.
Д/игра «Хорошо-плохо». Дети обсуждают каждое транспортное средство с точки зрения его достоинств и недостатков.
- самокат –это хорошо: не надо бензина, можно проехать по самой узкой тропе.
Это плохо- быстро устанут ноги, далеко не уедешь.
Велосипед –это хорошо: тоже не надо бензина, можно груз довезти, едет быстрее самоката.
Плохо: быстро устанут ноги, можно упасть с него, может пробить шину, через речку не переберешься.
Скутер: это хорошо: можно быстро ехать, проедет по дорожке.
Плохо: может кончиться бензин, а в лесу нет заправки, через речку не предет, можно столкнуться с деревом, трудно ехать по узкой тропе.
Лошадь- хорошо: не устанут ноги. Не надо бензина, ест травку. Прбирается сквозь заросли и речку.
Плохо: заболит спина.
Воспитатель: Как Иванушке лучше перебраться через лес? (На лошади)
Воспитатель : Давайте подберем знак – символ.
Физминутка: движение по знаку-символу
Воспитатель: На пути Иван- Царевича самое сложное препятствие-это ?
Дети: горы.
Воспитатель: как можно передвигаться в горах?
Дети: подниматься на гору, съезжать с горы, скатываться, скользить.
Какие средства передвижения ему помогут?
Дети: санки, лыжи, снегоход,
Воспитатель: Как же можно преодолеть горы? Какой транспорт поможет?
Дети: мост, канатная дорога, самолет, вертолет…
Воспитатель: Давайте обозначим символом транспорт, который вы выбрали (самолет- знак птичка).
Воспитатель: Какой способ передвижения вы посоветуете Ивану-Царевичу, чтобы перебраться через море?
Дети: Море нужно переплыть.
Воспитатель: Какой транспорт ему поможет?
Дети: пароход, яхта, корабль, лодка…
Воспитатель: Кто из животных и птиц умеет плавать?
Дети: рыбы, дельфин, кит, собака, лягушка, утка…
Воспитатель: Иван – царевич торопится. Давайте разложим транспортные средства: от самого медленного, до самого быстрого.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Дети раскладывают карточки по мере возрастания скорости транспортного средства: катамаран, лодка, яхта, пароход, корабль.
Воспитатель: Дети, давайте выберем карточку с изображением транспортного средства, которое быстро переправит Иван –Царевича и подберем ему карточку символ.
Дети выбирают карточку самого быстрого плавающего транспортного средства. (Корабль) Подбирают знак- символ и прикрепляют на карту
Воспитатель: Ребята, давайте подберем к различным транспортным средствам карточки символы.
Дидактическая игра «Кольца Луллия».
Воспитатель: Ребята, кто покажет и расскажет с помощью символов по какому маршруту и на каких транспортных средствах Ивану-Царевичу отправляться на помощь Василисе Прекрасной.
(Дети показывают маршрут, объясняют выбор транспортного средства).
Воспитатель: Люди с давних лет мечтали как можно быстрее перемещаться, преодолевая любые преграды. Давайте вспомним, какие сказочные предметы им помогали.
Воспитатель загадывает загадки о волшебных предметах: ковер- самолет, печка, метла, сапоги-скороходы и достает картинки этих предметов из волшебного сундучка.
1.На полу он тихонько лежит
И тепло моих ног сторожит.
Но отправиться может в полёт
Разноцветный…. (ковёр-самолёт)
2.Умудриться бы суметь
нам везде-везде поспеть!..
Тут уж, братцы, не до моды-
Обуваем …. (сапоги- скороходы)
3.Скажи, о чём мечтают
Все девочки на свете?
Мечтают прокатиться
на сказочной…… (карете)
4.Можно в ней пирог испечь,
Можно отдохнуть прилечь.
Ну, а если ты Емеля,
То тебя прокатит…. (печь)
5.Она по воздуху летает,
Хромую бабушку катает.
А если в руки взять её,
Дорожки чисто подметает. (метла)
6.То ли зверь он, то ли птица,
По земле и в небе мчится.
С ослиными ушами, горбат и невысок,
Верный друг Ивана….. (конёк-горбунок)
Воспитатель: современные ученые тоже создают транспортные средства, которые могут передвигаться по- разному.
Воспитатель показывает презентацию «Современные транспортные средства».
Воспитатель: Ребята, давайте, и мы с вами помечтаем и придумаем для Иван -Царевича транспортное средство, которое может передвигаться разными способами.
Воспитатель: ребята садитесь за столы и конструируйте из разрезных картинок свой «Чудоход».
Ребята конструируют фантастическое средство передвижения, которое может передвигаться разыми способами. Изображения этого транспорта отправляется Иван-Царевичу.
Иван – Царевич появляется на слайде вместе с Василисой Прекрасной и благодарит ребят.
Итог занятия:
-Ребята, вам понравилось помогать Иван-Царевичу. Вы смогли это сделать?
-Чему вы научились?
-Какие способы передвижения вы знаете?
- Какие средства передвижения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект: "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей строительства Московского Кремля".
Образовательный проект: " Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей строительства Московского Кремля". Задачи: знать из каких строительных материалов был построен Московский Кремль, ...
Сценарий образовательного мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему: «Помощники гномов».
Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....
Цикл мероприятий непосредственно образовательной деятельности «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с военными профессиями»
Цикл мероприятий непосредственно образовательной деятельности по физической культуре «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с военными профессиями»...
Сценарий образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями "Права ребёнка"
Сценарий образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями "Права ребёнка"...
Сценарий образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями "Права ребёнка в сказках"
Сценарий образовательной деятельности для детей дошкольного возраста совместно с родителями "Права ребёнка в сказках"...
Сценарий образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями"
Сценарий образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста совместно сродителями "Права ребёнка в сказках"...
"Шапокляк в детском саду" Сценарий развлечения по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения.
Сценарий развлечения по ознакомлению детей с правилами дорожного движения « Шапокляк в детском саду»(для детей старшего дошкольного возраста).Восп: Внимание, внимание! Начинаем вечер...