от куда хлеб пришёл
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Долбнева Валентина Васильевна

Издавна чтят хлеб в народе как самое большое богатство. Не случайно в русской народной игре каравай - это подарок, это радость для всех. Был бы каравай на твоем столе - и вырастишь ты здоровым и крепким. Колосились бы в полях раздольные хлеба - и будет сильною страна наша. Потому забота о хлебе - это главная забота всего народа. Тысячи людей должны вложить в него свой труд, чтобы упал он в землю зернышком, их земли взошел колосом, на твоем столе обернулся душистым калачом.

Всюду, где живет и трудится человек, золотой душистый каравай красуется на самом почетном месте. Ведь хлеб - сила тысяч рабочих рук, тепло тысяч горячих сердец. Хлеб - это сама жизнь.

В нашем детском саду № 24 "Родничок" проводится большая работа по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых. Мы поставили перед собой цель: воспитать у детей бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_kuda_khleb_prishyol.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Издавна чтят хлеб в народе как самое большое богатство. Не случайно в русской народной игре каравай – это подарок, это радость для всех. Был бы каравай на твоем столе – и вырастишь ты здоровым и крепким. Колосились бы в полях раздольные хлеба – и будет сильною страна наша. Потому забота о хлебе – это главная забота всего народа. Тысячи людей должны вложить в него свой труд, чтобы упал он в землю зернышком, из земли взошел колосом, на твоем столе обернулся душистым калачом.

     Всюду, где живет и трудится человек, золотой душистый каравай красуется на самом почетном месте. Ведь хлеб – сила тысяч рабочих рук, тепло тысяч горячих сердец. Хлеб – это сама жизнь.

    В нашем детском саду №24 «Родничок» проводится большая работа по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых. Мы поставили перед собой цель: воспитать у детей бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов.

     Привожу конспект занятия: «Откуда хлеб пришел».

П.с. Познакомить детей с историей хлеба, орудиями труда, результатами труда людей, его общественную значимость, воспитывать любовь и бережное отношение к хлебу,  уважение к людям вырастившего его.

Словарная работа: хлебозавод, хлеб из лебеды, ржаной, хлебороб.

Ход: Воспитатель загадывает загадку:

Славится он первым на земле,

Славится он первым на столе,

Ветер его холит, холят степи,

Пред гостями он лежит парной,

Сытный, белый, черный и ржаной.

(Хлеб)

Вы, наверное, уже догадались, о чем я хочу рассказать. О том, что всегда заботило и радовало человека, чему он отдавал свой труд и талант. О том, что для каждого из нас обычно, как солнечный свет, как дыхание. О том, без чего не представляешь ни степные дали, ни рассветного утра, ни родного дома.

      - О хлебе.

Вы видели пшеничное зерно? Оно такое маленькое! Четь больше капли, какую ты замечал на ветке дерева осенью. А знаешь какое оно сильное? Никого на земле нет сильнее зерна. Потому что оно никогда не живет в одиночку. Зерно живет вместе с такими же, как оно само зернышками, в КОЛОСЕ.

А сейчас я предлагаю Вам экскурсию в наш музей.

     Дети отправляются в музей хлеба, их встречает экскурсовод.

1зал: «Хлеб в сказках, загадках, пословицах.

    Расставлены книги, загадки и иллюстрации из книг, пословицы на плакатах.

    Экскурсовод рассказывает о том, что во многих сказках говорится о хлебе, много пословиц и загадок. Пересказывает сказку Г.Н.Андерсона «Девочка, которая наступила на хлеб».

Спрашивает какие пословицы они знают о хлебе.

Хлеб всему голова.

Без печки холодно – без хлеба голодно.

Что посеешь, то и пожнешь.

Снегу много – хлеба много.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи..

          Молодцы ребята, знаете пословицы, а загадки умеете отгадывать?

   - Золотист он и усат, в ста  карманах – сто ребят.   (колос)

  -   На просторе в море хлеба замок с башнями до неба,

   - Замок с башнями до неба сохранит все море хлеба.  Элеватор)

    - Не море, а волнуется.   (поле)

   Молодцы ребята! А стихи о хлебе почитаете? Читают. (5мин.)

А теперь перейдем в другой зал: «От хлеба древнего».

       Здесь вы видите древние орудия труда земледельца. Я хочу вам рассказать о том, как появился хлеб.

      Давным – давно это было, в теплых краях, там где никогда не бывает снега, не трещат морозы. Летней порою среди трав выросли из земли золотые теремки. Теремки стояли на тоненьких золотых столбиках. Стояли и хранили великие тайны для человека. А человека рядом не было. Он тогда жил высоко в горах, ел коренья и мясо дикого зверя. Долго ждал колос человека. И все-таки дождался. Встретились они. Было это тоже давно. А случилось это так…

Много дней и ночей лили холодные дожди. Мужчины ушли на охоту и долго не возвращались. В пещере остались одни женщины и дети. Дети плакали от голода. Все корешки, луковицы около пещеры были съедены и вот старейшина из женщин отправилась на поиски пищи. Но ничего не было видно, кроме мокрой, пожелтевшей травы, но возвращаться с пустыми руками нельзя и она продолжала поиски. И вдруг, на склоне увидела незнакомые растения. Их стебли были увенчаны колосьями. «Что в них?» Старейшина нагнулась к одному из растений. Из колоса на ладони упали золотистые зерна. Женщина бросила их в рот, разжевала. «Вот пища! Вот спасение!»

      Вот так человек открыл хлебные растения. А чтобы зерна удобно было есть, женщины растирали их на камне, смачивали водой и питались вот таким жидким киселем. Затем люди изобрели вот такую ступу для размельчения зерна. (Показ).

      Однажды женщины натерли столько киселя, что весь не съели и оставили его на камне около огня. За ночь камень раскалился от огня и жидкий кисель на камне спекся. Люди погоревали, что пропало столько добра, но когда камень остыл, они почувствовали приятный вкусный запах. Соскоблили запекшийся кисель и попробовали на вкус, им очень понравилось, вот так ночной огонь научил людей печь хлеб.

       Со временем они научились пахать землю, совершенствовались орудия труда. (Рассказ об орудиях на выставке).  (5мин.)

      3й зал: «Горький хлеб»

        А сейчас я вам расскажу о горьком хлебе. Почему горький? Да потому, что речь здесь пойдет о трагических страницах в истории хлеба. Хлеб всегда доставался великим трудом, а особенно он ценился в военные годы. Солдат уходил на войну, брал с собой горсть родной земли и горсть пшеницы.

Послушайте стихотворение «Горстка пшеницы» Ивана Кашпурова, написанная в память рядового Ивана Бессменного.

Весна

Зацветают хлеба на Кубани, а брат мой не вернулся с войны.

Нес горстку пшеницы в нагрудном кармане,

А жизнь не донес до победной весны,

Согретые сердцем последним биеньем,

Пшеничные зерна в свой срок проросли.

Зеленой семьей порою весенней

Упрямо пробились они из земли,

И там, на околице, у польской границы,

Где степь удивительно в мае цветет,

Десяток колосьев кубанской пшеницы

К земле наклоняясь хозяина ждет.

Пройдет ли здесь пеший, проедет ли конный –

И каждый  услышит средь трав поутру,

Как зреющий колос над миром зеленым

Протяжно и мирно звенит на ветру.

       Посмотрите на этот кусочек хлеба, здесь 200гр., а в этом 125гр., это столько хлеба получали в день в блокадном Лениграде. Голодом и огнем пытались фашисты сломить сопротивление  жителей. Дорогой жизни называли Ледовую дорогу через Ладожское озеро, связывающую блокированный, голодный но не сдавшийся, не сломленный духом Ленинград с Большой Землей, со всей нашей огромной Родиной. По дороге жизни в город везли, прежде всего, хлеб, один мешок, которого , спасал сотни жизней.

Послушайте стихотворение Морозова «Военный хлеб».

Я помню хлеб военный, горький, он весь почти из лебеды,

В нем в каждой крошке, в каждой корке

Был горький вкус людской беды.

На той беде замешен круто,

Нелегкий хлеб, нелегких дней,

Но, как сладка была минута,

Когда кусок в руке моей посыпан был щепоткой соли,

Приправлен маминой слезой.

Я есть хотел, а мама с болью взгляд отводила стороной.

Я знал: война, но что такое совсем – совсем не понимал.

И только слышал как порою, средь ночи запад громыхал.

Как горе было гостем частым, им были детства дни полны

Особо помню я, что счастью был равен горький хлеб войны.

       И если сейчас, наш народ обеспечен разнообразным хлебом, булочками, батонами, пирожками, то в этом заслуга тех, кто сражался за хлеб, кто отдавал свои жизни в великой битве против фашизма.

      Хлеб надо беречь как самое драгоценное в мире. Вот что в народе говорят: «Если ты хлеб ценить перестал, ты человеком быть перестал».   (5мин.)

    4й зал: «Кормилец»

      Кормилец! Так на Руси называли самых уважаемых, самых лучших людей. И в настоящее время – люди, посвятившие свою жизнь выращиванию хлеба, становятся в нашей стране национальными героями, ведь цена ему ЖИЗНЬ.

     Рассказ о хлебозаводе в городе Изобильном.  (5мин.)

    «Хлеб – всему голова» - так называется наш последний зал.

     Рассказ экскурсовода о выставке хлебных изделий, как называется и что еще можно спечь.  (3мин.)

     Затем дети идут в группу, воспитатель предлагает одеть фартуки и из теста сделать хлебные изделия. Дети делают и кладут на противни, несут на кухню. Перед этим воспитатель читает стихотворение: «Хлеб» П. Руденко.

Хлеб в трудах добывается, сам собой не родясь.

Хлеб не просто богатство – хлеб опора, опора для нас.

«Будет хлеб, будет песня» - правда в этих словах.

Будет хлеб полновесный – будет радость в глазах.

Каждый к хлебу причастен, будем бережны же,

Будет хлеб – будет счастье, будет жизнь на земле.       (12мин.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От куда хлеб пришел.

Конспект занятия...

Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"

Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....

«От куда хлеб к нам пришёл?»

  Конспект интегрированной  непосредственной образовательной  деятельности по познавательному  развитию и лепке в подготовительной группе. Занятие направ...

нод на тему :" От куда хлеб пришёл"

Продолжать формировать знания детей о работе хлеборобов, о важности и значение их труда.Расширять и пополнять словарный запас детей по теме " От куда хлеб пришёл".Воспитывать уважение к труд...

Презентация "От куда к нам хлеб пришёл""

презентация в старшей группе...

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группы на тему: «От куда хлеб к нам на стол пришёл»

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группы на тему:«От куда хлеб к нам на стол пришёл»...

проект "От куда хлеб на стол пришёл"

проект "От куда хлеб на стол пришёл"...