Тема: «Воздух невидимка!» конспект занятия
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Перексина Надежда Петровна

Образовательная область «Познание»

(поисково-исследовательская деятельность в природе)

Непосредственно образовательная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Воздух невидимка!»

Образовательная область «Познание. Поисковая исследовательская деятельность»

Тип: НОД – открытие

Возраст: старшая группа

Цель: расширение знаний о свойствах воздуха

Задачи:

Обучающая:

- уточнить и расширить знания детей о воздухе (его состав), роли в жизни человека и живой природы;

-активизировать знания детей об органах дыхания (нос, верхние дыхательные пути, легкие);

- познакомить детей со способами обнаружения воздуха в процессе экспериментирования;

- учить прогнозировать результат опыта;

- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – кляксография с трубочкой.

Воспитательные: 

- воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

- воспитывать уверенность, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца;

- воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту.

Развивающие: 

- развивать интерес к поисковой деятельности;

- развивать навыки проведения опытов в лаборатории;

- развивать желание участвовать в совместной коллективной деятельности;

- продолжать развивать умение устанавливать причинно следственные связи; 

- развивать эмоциональную отзывчивость, творческие способности, фантазию;

- развивать навыки сотрудничества;

- подвести детей к созданию выразительного образа при изображении предмета или явления;

- развивать эмоциональную отзывчивость, творческие способности, фантазию.

Интеграция образовательных областей:

    Коммуникация:

- обогащать и активизировать словарь (углекислый газ, кислород, трахея, верхние дыхательные пути, легкие, кляксография);

- учить высказывать свое мнение и делать простейшие выводы.

   Социализация:

- формировать умение работать в группе, парах.

   Безопасность:

- закреплять навыки безопасного поведения собственной жизнедеятельности.

   Здоровье:

-развивать умение избегать опасных для здоровья ситуаций.

   Художественное творчество:

-совершенствовать изобразительную деятельность;

-поддерживать стремление создавать выразительный образ и оценивать его.

   Художественная литература:

-способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.

Интегративные качества:

-формировать позицию «активного деятеля».

- развивать личностные качества: целеустремленность, решительность, настойчивость;

- формировать у детей предпосылки к учебной деятельности.

Методы и приемы:

Наглядные (показ, наблюдение, демонстрация);

Словесные (беседа, вопросы, объяснение,  разъяснение, художественное слово);

Игровые (коммуникативная игра «Дружные ребята», вхождение персонажа);

Практические (упражнения, экспериментирование, получение рисунка (способ получения рисунка: ребенок зачерпывает пластмассовой ложечкой краску и выливает на лист, делая небольшое пятно-капельку, затем дует из трубочки так, чтобы коней трубочки не касался ни пятна, ни листа)).

Педагогические технологии: гуманно-личностные, информационные, игровые, поисково-исследовательские.

Здоровьесберегающие технологии: минутка настроения, динамическая пауза, релаксация, дыхательная гимнастика.

Индивидуальная работа: помочь ребенку, если есть необходимость в выборе материала.

Предварительная работа: знакомство со свойствами воздуха; чтение познавательной литературы по данной теме; проведение опытов по данной проблеме.

Оборудование и материалы: Мыльные пузыри; стаканчики; трубочки; воздушный шар; бумага; гуашь, разведенная водой; пластмассовые ложечки, рисованные  мыльные пузыри на количество детей (для подведения итога), технические средства оборудования: аудиоколонка, флешка, мультимедийная установка.

ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Этапы НОД

Действия педагога

   Действия детей

   Используемые

 методы, приемы,

      технологии

Предполагаемые

результаты

Вводная часть

I.Организационный

Цель: создание эмоцио-нального настрое-ния детей.

Основная часть

II.

Познава-

тельно -речевая  и поисково-исследовательская деятельность

Цель:

Развитие познава-тельно -речевой деятель-ности.

Заключи

тельная часть

IY.

Итоговый

Цель:

Обобщить знания детей о пройден-ном материале

Дети заходят в группу, встают полукругом.

Воспитатель: Запах дружбы в воздухе летает,

Катя, Коля, Саша аромат вдыхают.

Мы вдыхаем, выдыхаем

Мир чудес нам двери открывает.

 Воспитатель: Ребята обратите внимание на экран. Перед нами дом, в котором мы живем. Назовите те предметы, которые есть в нашем доме. (Что в нем есть?)

Воспитатель: А этот дом природы. Из чего состоит дом природы?

Воспитатель: Ребята, что общего между домом природы и нашим домом?

Воспитатель: Правильно, а зачем нам нужен воздух?

Воспитатель: А вы знаете, что воздух состоит из кислорода и азота. Мы с вами вдыхаем кислородом, а выдыхаем углекислый газ. Растение наоборот поглощают (вдыхают) углекислый газ, выдыхают кислород. А теперь давайте глазками посмотрим, как попадает воздух к нам в легкие.

Воспитатель:  Вдох: через дыхательные пути входит в легкие воздух.  Там он через тончайшие стенки трубочек-сосудов, по которым течет кровь, отдает ей необходимые для жизни  человека вещества, забирает вредные, ненужные, и воздух - выталкивается наружу. Мы обычно не замечаем этого.

Незнайка: Постойте, постойте чего выдумали, кто его видел, этот воздух?

Воспитатель: Ребята, а кто знает, как можно увидеть воздух.

Опыт1( воздух - невидимый)

Воспитатель: А хотите узнать? Возьмите зеркала, вдохните и выдохните на зеркало. Что вы увидели?

(Воспитатель объясняет, что воздух хоть и не видимый, но с помощью зеркал его можно увидеть.). А как вы думаете, почему зеркало запотело?

Воспитатель: Правильно вдыхаем холодный воздух, а выдыхаем теплый.

Воспитатель: Послушайте песенку о носах:

У всех зверей, у всех людей имеются носы.

Носы важны, носы нужны не только для красы.

И ни чихнуть и ни вздохнуть без носа нам нельзя.

-Посмотрим в зеркало на носы. Чем они похожи? А для чего в носу дырочки?

Незнайка: ааа, я думал, что дырочки нужны, чтобы в них ковыряться, а что у растений тоже есть носы?  

 Воспитатель: Растения дышат через маленькие дырочки (поры), которые можно рассмотреть в микроскоп, мы это проверим на следующем занятии.

 Воспитатель: Давайте немного отдохнем. «Физминутка»

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко - легко подышим…

Воспитатель: Ну-ка подышите,  я послушаю.

Воспитатель: Ребята, а воздух можно не только увидеть, но и услышать. Давайте подойдем к столам.

Опыт №2 (воздух - легкий)

Воспитатель: Ребята, для нашего эксперимента потребуется стаканы с водой и коктейльные трубочки. Подуйте и послушайте, слышите? А, почему пузырьки поднимаются вверх? Какие предметы будут опускаться на дно, а какие подниматься вверх.

Воспитатель: Вывод: бурление происходит, почему?

(Потому что в трубочку мы выдыхаем воздух, и он поднимается вверх, потому, что он легче, чем вода.

Незнайка: Подождите, подождите, что значит воздух легче, чем вода, пузырьки ведь не летали.

Опыт №3.

Воспитатель: Незнайка, мы с  ребятами проведем еще один эксперимент и постараемся тебе доказать что воздух легкий. Воспитатель: Ребята, вы знаете из чего получаются мыльные пузыри?

Воспитатель: Правильно, для следующего эксперимента нам пригодятся те самые мыльные пузыри. Надуйте все пузыри, что происходит? (они поднимается  вверх), почему?

 Воспитатель: Ну, что, Незнайка,  мы тебе доказали?

Незнайка: Доказали. Ребята, что-то я устал, давайте отдохнем.

Воспитатель: Я вам предлагаю пойти и лечь на ковер и закрыть глаза. Представьте, что вы мыльные, радужные пузыри, которые летают на весенней лужайке.

Опыт №4. (воздух не имеет формы)

Воспитатель: Ребят, давайте следующим экспериментом, докажем, что воздух не имеет Формы? В этом эксперименте поучаствуешь ты, Незнайка. Возьмите по резиновому шарику и надуйте его.

Воспитатель: Ребята, у всех ли получились шарики одной формы? Какой формы шарик у тебя, Незнайка (круглой). Ребята, у кого получились шарики круглой формы подойдите к Незнайке, а у кого овальной формы подойдите ко мне.

Воспитатель: Значит какой можно сделать вывод? (воздух принимает  форму того шара которого надували, а следовательно, мы доказали, что воздух не имеет формы).

Незнайка: Ребята, а вы умеете рисовать воздухом. Посмотрите вот эти все рисунки нарисованы воздухом. Хотите, я вас научу.

Незнайка: Зачерпните пластмассовой ложечкой краску и вылейте на лист бумаги. У нас получилось пятно- капелька. Затем возьмите трубочку и дуйте на это пятно, так чтобы её конец (трубочки) не касался ни пятна, ни бумаги. На это пятно можно воздействовать и управлять им, преобразовывая в какой либо задуманный объект. Можно добавить краску другого цвета и дальше раздувать, чтобы получился у вас изображение.

 Незнайка: Давайте теперь посмотрим на наши рисунки, что получилось.

Незнайка: Ребята, вот вы и научились рисовать воздухом. Такая техника рисования называется -  кляксография с трубочкой. Можно я возьму на память от нашей встречи ваши рисунки, а вам подарю вот такие нарисованные мыльные пузыри, которыми вы отметите самые интересные моменты нашей встречи.

Воспитатель:  Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас. (воздух)

 Воспитатель: Благодарю вас за работу! До свидания, ребята.

Дети берут друг друга за руки

Отвечают на вопрос воспитателя, рассуждают.

Ответы детей.

Дети получают полную информацию по теме.

Дети выполняют упражнения

Ответы детей

Ответы детей

Дети самостоятельно берут необходимый материал и приступают к опыту

Выполняя инструкцию воспитателю

Ответы детей

Дети выполняют инструкции по тексту

дети дуют в трубочки наблюдают за процессом

Отвечают на вопрос воспитателя, рассуждают, делают умозаключение.

Ответы детей

Дети берут мыльные пузыри и проводят опыт

Отвечают на вопрос воспитателя, делают вывод

Дети выполняют задание воспитателя

Ответы детей и Незнайки

Ответы детей. Рассуждают, делают умозаключения.

Ответы детей

Дети самостоятельно берут необходимый материал и приступают к рисованию

Выполняя инструкцию  Незнайки

Дети берут «мыльные пузыри» и наклеивают в той части, которая больше всего понравилась и запомнилась

Игровой прием -

Дыхательная гимнастика

Информационные технологии.

Словесный метод (вопросы, беседа)

Зрительный анализатор Мультимедийная система.

(лазерным фонариком  дети просматривают путь поступления воздуха  в организм)

Коммуникативная

технология

Словесный метод (объяснение)

Здоровьесберегающие технологии –«Бегающий взгляд»

Коммуникативная

технология

Поисковый метод

Словесные методы (художественное слово)

Динамическая пауза

Дыхательная гимнастика

Познавательно-исследовательский

Словесный метод (вопросы, рассуждения)

Релаксация

Словесный метод(объяснения, указания)

Продуктивная деятельность

Практический метод

Рефлексия

Словесный метод (загадка)

Поощрение детей

Эмоциональный  

  настрой детей.

Дети заинтересованы предстоящей деятельностью

Познавательный интерес к занятию. Дети активно поддерживают беседу

Выполняют гимнастику

Проявляют знания детей по теме

Дети проявляют

   логику,   мышление.

Дети соблюдают правила безопасного поведения при работе с водой

Дети соблюдают правила безопасного поведения при работе с мыльными пузырями

Эмоциональное погружение  в воображаемый объект.

Познавательный интерес

Дети проявляют

   творческое

   мышление и

  воображение.

Удовлетворение от работы

Возникает желание поделиться знаниями с окружающими.

Подводят итог мероприятия

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка"                              ...

Конспект занятия для средней группы на тему: "Воздух – невидимка"

ЦЕЛЬ УРОКА: Знакомство с понятием “ВОЗДУХ”. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; ЗАДАЧИ: ·        Показать способы обнаружения во...

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Воздух - невидимка».

Цели и задачи:         Уточнить знания детей о космосе, о разнообразии планет, учить различать планету Земля от других планет. Расширять знания о планете Земля. Уточнить...

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Воздух - невидимка».

Занятие построено в виде экспериментально-познавательной деятельности, дети выполняют небольшие эсперименты с воздухом и водой, что способствует развитию наблюдательности, умению, анализировать и дела...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Воздух – невидимка»

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи:  1.Обучающая: Дать представление о воздухе, как о компоненте неживой природы, его свойст...

Воздух - невидимка. Конспект занятия в подготовительной группе

Расширить представления детей о свойствах воздуха, о значимости воздуха в жизни человека....