Конспект-викторина в старшей группе по теме «Знаешь ли ты зимующих лесных птиц?»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19 «Радость»
г. Урай, ХМАО – Югра, Тюменской области
Конспект-викторина в старшей группе по теме
«Знаешь ли ты зимующих лесных птиц?»
Составила:
воспитатель,
Архипова Любовь Михайловна
2014 г.
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о зимующих птицах, стимулировать мыслительную деятельность, учить работать сообща, воспитывать товарищеские отношения между детьми.
Задачи: - формировать навыки работы в группах
- развивать творческие способности
- воспитывать интерес, любовь и чуткое отношение к птицам.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поиграем в игру «Умники и умницы». Вы уже много знаете о зиме и о том, как живут зимой птицы, и легко справитесь со всеми заданиями. Для начала нам с вами надо разделиться на две команды (дети делятся и придумывают названия для команд). Каждой команде будут заданы вопросы, и за каждый правильный ответ вы будете получать фишки. Победит та команда, у которой по окончании игры фишек будет больше.
Воспитатель: Итак, первая команда у нас, как называется?
Дети: «Снегирята».
Воспитатель: А вторая?
Дети: «Совята».
Воспитатель: Прошу вас ребята сесть за столы. Для игры нам нужно выбрать жюри (представляют жюри).
Задание №1.
Воспитатель: Вам нужно внимательно послушать вопрос и ответить так бывает или нет и почему?
Вопросы команде «Снегирята».
Вопрос №1. Бывает так, чтобы сова улетала на зиму в тёплые края? А почему?
Дети: Не бывает, потому что она не боится холода.
Воспитатель: Правильно.
Вопрос №2. А бывает так, чтобы глухари прилетали на кормушки? А почему?
Дети: Не бывает, потому что это лесные птицы.
Воспитатель: Молодцы, верно.
Вопрос №3. На дворе мороз, а в гнезде птенчики, бывает так или нет?
Дети: Не бывает, потому что птенцы зимой не выводятся.
Вопросы команде «Совята».
Вопрос №1. Бывает так, что тетерев зарывается в снег? А для чего?
Дети: Да, бывает, чтобы не замёрзнуть.
Воспитатель: Правильно ребята, тетерев ночью зарывается в снег, чтобы не замёрзнуть и чтобы его не нашла лиса.
Вопрос №2. Бывает так, что рябчики живут в дупле? А почему?
Дети: Не бывает, потому что они живут на соснах.
Вопрос №3. Можно ли увидеть снегиря летом? А почему?
Дети: Нет нельзя, потому что снегирей мы встретим только поздней осенью или в начале зимы.
Воспитатель: Молодцы, переходим ко второму заданию.
Задание №2.
Загадывание загадок о птицах. Одна команда загадывает другой.
Загадки для команды «Снегирята».
- Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит (дятел).
- В лесу темно,
Все спят давно.
Одна птица не спит,
Мышей сторожит (сова).
- Краской сероватая,
Походкой мелковатая.
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая (ворона).
Загадки для команды «Совята».
- Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют,
Не боится он простуды,
С первым снегом он тут как тут (снегирь).
- Длиннохвоста, белобока,
А зовут её: (сорока).
- Спинкою зеленовата,
Животом желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика (синица).
Воспитатель: Загадки отгаданы, молодцы.
Задание №3.
Конкурс "Узнай птицу". А сейчас я предлагаю вам узнать птицу по описанию.
Описание для команды «Снегирята».
Воспитатель: Эта птица ведёт ночной образ жизни: днём спит, а ночью охотится на мышей, полёвок, насекомых. У неё острый слух и зрение, мягкое густое оперение. Летает совершенно бесшумно.
Дети: Это сова.
А теперь описание для команды «Совята».
Воспитатель: Эта птица - лесной доктор. Он ловко, передвигаясь по дереву, долбит кору и длинным языком вытаскивает из-под неё вредных для дерева насекомых.
Дети: Это дятел.
Воспитатель: Хорошо, птичек вы тоже узнали.
Физминутка.
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули– ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.
Задание №4.
Узнайте часть какой птицы изображена на фотографии.
Вопросы команде «Снегирята».
Воспитатель: Чей клюв вы видите на этом изображении?
Дети: На этом изображении мы видим клюв дятла.
Воспитатель: А чьё это крыло?
Дети: Крыло вороны.
Воспитатель: Как можно назвать ворону за её чёрное крыло?
Дети: Чернокрылая ворона.
Вопросы команде «Совята».
Воспитатель: У какой птицы грудка красного цвета?
Дети: У снегиря.
Воспитатель: Тогда какое название получил снегирь по цвету своей грудки?
Дети: Красногрудый.
Воспитатель: Чей хвост изображён на этой фотографии?
Дети: Хвост тетерева.
Воспитатель: Молодцы, обе команды успешно справились с заданием.
Задание №5.
Игра «Четвертый лишний».
Воспитатель: У каждой команды на столе лежат четыре картинки с птицами. Вам надо будет убрать одну лишнюю и объяснить свой выбор.
У команды «Снегирята»: сорока, ворона, ласточка и воробей.
Дети: Лишняя ласточка, потому что она перелётная, а все остальные – зимующие птицы.
У команды «Совята»: синица, дятел, скворец и снегирь.
Дети: Лишний скворец, потому что скворец перелётная птица, а все остальные – зимующие.
Воспитатель: Молодцы ребята, переходим к следующему заданию.
Задание №6.
Собери картинку.
Воспитатель: Вам нужно собрать из нескольких частей картинку с птицей, назвать её и сказать, перелётная она или зимующая.
Команда «Снегирята» собирает сову.
Команда «Совята» собирает снегиря.
Воспитатель: Молодцы, обе команды быстро справились с заданием.
Задание №7
Игра «Правда-неправда».
Воспитатель: Сейчас я задам обеим командам вопросы о лесных зимующих птицах и вы должны на них ответить «Да» или «Нет».
Вопросы команде «Снегирята».
- Правда ли, что сова – птица полезная? (да)
- Правда ли, что дятел питается корой деревьев? (нет)
- Правда ли, что птицы, которые зимуют с нами, называются перелётными? (нет)
- Правда ли, что у синицы имеется черный галстук на желтой манишке? (Да)
- Правда ли, что дятел вьёт гнездо? (нет)
- Правда ли, что сороку называют «воровкой»? (да)
Вопросы команде «Совята».
- Правда ли, что снегирям зимой, хорошо живётся? (да)
- Правда ли, что сова ловит мышей? (да)
- Правда ли, что птичий дом называется кормушкой? (нет)
- Правда ли, что птицам хорошо живётся в зимнее время? (нет)
- Правда ли, что сова ночью спит, а днем летает? (нет)
- Правда ли, что дятла называют санитаром леса? (да)
Воспитатель: Хорошо, обе команды справились отлично. Наша викторина подошла к концу. Слово предоставляется уважаемому жюри.
Подведение итогов.
- Дети, какие вы сегодня были молодцы, как много вы знаете о зимующих птицах. А теперь настало время подвести итоги, какая же из команд стала победителем.
По итогам проведённой викторины победила дружба.
Литература.
- Г. М. Блинова «Познавательное развитие детей». Москва 2006.
- Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми» ТЦ «Учитель» Воронеж 2004.
- В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология» ТЦ «Учитель» Воронеж 2004.
- В. В. Смирнова, Н. И. Балуева, Г. М. Парфёнова «Тропинка в природу» Санкт-Петербург. Издательство РГПУ им. Герцена. Издательство «СОЮЗ» 2001.
- М. Федотова «Познаём окружающий мир» 2014.
- Журнал «Дошкольное воспитание» №12 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. «Лесная сказка». Дифференциация звуков «С» - «Ш».
Рекомендован учителям- логопедам и воспитателям , работающим с детьми с тяжелыми нарушениями речи....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/08/picture-446110-1399571762.jpg)
Перспективный план работы по ОО «Речевому развитию» (Чтение Художественной литературы) в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Лесная сказка» на 2016– 2017 учебный год.
Перспективный план работы по ОО «Речевому развитию» (Чтение Художественной литературы) в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Лесная сказка» на 2016– 2017 учебный год....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/04/picture-843613-1549297433.jpg)
Конспект викторины для детей старшей группы
Конспект викторины для детей старшей группы Тема: «Знатоки птиц»Воспитатель: Опарина А.С.Цель: обобщение знаний детей о перелётных и зимующих птицах. Задачи:-Закрепить зн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/30/picture-1213268-1580400645.jpg)
Конспект викторина для детей старшей группы "Юные знатоки правильного питания"
Конспект викторины для детей старшей группы "Юные знатоки правильного питания"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/28/picture-305388-1382981479.jpg)
Конспект викторины «Будем здоровы!» Старшая группа
Конспект викторины «Будем здоровы!» Старшая группа Пояснительная записка Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Именно...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/17/picture-1058966-1537215406.jpg)
Конспект викторины для детей старшей группы на тему: «Моя семья»
Цель: создание условий для закрепления представлений детей о семье, как о людях, которые живут вместе.Задачи:1. Обобщать и уточнять знания детей о семье, о том, кто такие родные(мама, папа, ...