Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Задачи:
- расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида оленя, повадках и приспособлении к среде обитания тундры (сезонные изменения, способы защиты);
- расширять представление детей о жизни животных в условиях Крайнего Севера.
- воспитывать у детей бережное отношение к прир
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdravstvuy_severnyy_olen.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной деятельности на тему «Здравствуй, северный олень»
для детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
- расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида оленя, повадках и приспособлении к среде обитания тундры (сезонные изменения, способы защиты);
- расширять представление детей о жизни животных в условиях Крайнего Севера.
- воспитывать у детей бережное отношение к природе
Предварительная работа: подвижные игры «Важенка и оленята», «Олени и волк»; рассматривание иллюстраций, презентация «Северный олень»
Словарная работа: Важенка, оленята, оленевод, кочуют, стадо, газопровод.
1 часть
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о самом распространенном жители тундры. Я вам загадаю загадку, а вы, разгадав, узнаете, о ком идет речь.
Словно царскую корону
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга.
От рогов ветвистых, стройных
На снега упала тень.
Кто бежит к нам, с ветром споря?
Это северный: (олень).
Воспитатель: Правильно, отгадали. Сегодня мы поговорим с вами о северном олене. Какие бывают олени?
- Дикие и домашние.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, чем отличается дикий олень от домашнего?
Дети: Они живут и кочуют по тундре, сами добывают себе пищу, а домашние олени живут рядом с людьми.
Воспитатель: Правильно. Дикие олени сами по – себе кочуют по тундре. Обыкновенно дикие олени держатся стадами, в которые собирается множество животных. Домашних оленей держат в стадах, за ними присматривает человек.
Воспитатель: Как называют человека, который присматривает за оленями?
Дети: Оленевод
Воспитатель: Давайте посмотрим на экран и сравним изображения двух оленей: дикого и домашнего
Дети описывают оленей: Они очень похожи. У северного оленя вытянутое приземистое тело. На шее короткая, не всегда заметная грива, морда удлиненная. Окраска летом бурая, зимой серая. Маленькие оленята одноцветные. Рога есть и у самцов, и у самок. Они очень длинные, тонкие.
Воспитатель: Дикиеолени выше и несколько крупнее.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему олени не проваливаются в снег?
Дети: Их передние ноги имеют широкие копыта с углублениями в виде ложек, удобные для разгребания снега. Когда олень ходит по мягкой почве или снегу, копыта раздвигаются в стороны, поэтому он более крепко стоит на ногах, устойчив и не падает.
Дети рассматривают оленьи следы (иллюстрации)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему олень зимой не мерзнет?
Дети: У них теплая шерсть, и к зиме они толстеют.
Воспитатель: Олени великолепно чувствуют себя среди суровой северной природы. Их тело покрывает густая и длинная шерсть. Особенно густая шерсть на шее. На зиму волосы утолщаются, под ним образуется воздух, который препятствует потере тепла. К зиме олени жиреют.
Воспитатель: Как называется в стаде олениха?
Дети: Важенка
Воспитатель: Кто в стаде оленей вожак?
Дети: Бык
Воспитатель: как называют детенышей оленей
Дети: Оленята.
Воспитатель: ребята, мы с вами вспомнили, как выглядят олени. А сейчас поиграем в игру
«Важенка и оленята».
Ход игры. По залу разложены обручи. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит в углу.
Бродит в тундре важенка,
С нею – оленята,
Объясняет каждому
Все, что непонятно…
Топают по лужам
Оленята малые,
Терпеливо слушая
Наставления мамины.
Играющие оленята свободно бегают по залу, наклоняются: едят траву, пьют воду. На слова: «Волк идет!», оленята и важенка убегают в свои домики. Пойманного олененка волк уводит с собой.
2 часть
Воспитатель: Дети, а чем питаются олени?
Дети: Олени любят мох, грибы, ягоды.
Воспитатель: Когда наступает зима, вся тундра покрыта снегом, чем тогда питаются олени?
Дети: Они разгребают копытами снег и добираются до ягеля.
Воспитатель: Зимой олени тундры переходит на ягель – лишайник, который еще называют «олений мох». У них очень развито обоняние, они могут обнаружить пищу, которая находится под снегом.
Дети рассматривают иллюстрации
Воспитатель: Когда наступает зима, вся тундра покрыта снегом, чем тогда питаются олени?
Дети: Они разгребают копытами снег и добираются до ягеля, едят кору деревьев
Воспитатель: Зимой олени тундры переходит на ягель – лишайник, который еще называют «олений мох». Они грызут свои рога, пьют морскую воду. У них очень развито обоняние, они могут обнаружить пищу, которая находится под снегом на глубине более метра. Но на откапывание пищи у этих животных уходит много сил, поэтому они всегда стараются уйти в более малоснежные районы, т. е кочуют.
Воспитатель: Оленя называют бродягой Севера, потому что он постоянно кочует по тундре в поисках корма. Нередко в пути их застает пурга.Олени предпочитают местности, где много мха и альпийских трав, которые составляют их пищу. Олени совершают ежегодные путешествия, весной из лесов в тундру, а летом, когда там появляются тучи комаров, они бегут обратно в леса. Такие переселения совершаются большими стадами.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, у оленей есть враги?
Дети: Есть, самый страшный зверь для оленя это волк.
Воспитатель: Главные враги северного оленя в тундре – это волки. Они буквально идут по пятам за стадом, нападая на молодых, еще не окрепших, и на старых особей. Волки, как правило, охотятся на них стаей.
Воспитатель: давайте поиграем с вами в игру «Олени и волк»
Ход игры.
Ведущий: - Волки, волки, где вы были?
Волки: - За оленями ходили, по долам, по лугам. Ловим мы их тут и там.
Ведущий: - А куда же вы олени?
Олени: - Мы из тундры в лес кочуем, за кормом везде идём.
Ведущий: - Так бегите, как хотите, только ноги берегите. Волки следуют за вами. С острыми зубами.
Воспитатель: Как вы думаете, кто еще может навредить оленям?
Дети: Люди.
Воспитатель: А как человек может навредить тундре?
Дети: Человек осваивает тундру, разрабатывает новые месторождения газа и нефти, но страдает от этого олени. Техника портит растительность тундры. А олень не может существовать без корма.
Воспитатель: Что можно сделать, чтобы помочь оленям?
Дети: Не ходить в тундру, не вытаптывать ягель, не срывать грибы.
Воспитатель: Олени как тропу натоптали, так там и будут ходить. В них сохраняется этот инстинкт дикой жизни. Наша задача сегодня — не нарушать эти тропы. А чтобы не нарушать эти тропы люди придумали поднять трубу газа над тропой, или поместят глубже в землю.
Воспитатель: послушайте стихи, которые для вас приготовили Света и Саша
Любите родную природу
Озера, леса и поля
Ведь эта же наша с тобою
Навеки родная земля!
На ней мы с тобою родились
Живем мы с тобою на ней
Так будем же, дети, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Воспитатель: давайте беречь и охранять нашу природу. Ведь от нас с вами зависит, как будут в ней жить животные.
Приложение
Информация для взрослых
ЗАО «Ямалгазинвест» начало строительство газопровода в рамках мегапроекта «Ямал-Европа» в конце 2009 года. По словам А.Чуткина, тогда администрации Инты и Воркуты и руководители сельхозпредприятий подписали протокол, который определил строительство переходов для оленьих стад в местах, где сооружения перекрывают пути миграции животных. Переходы будут представлять собой своеобразные ворота - трубу газопровода либо поднимут над тропой, либо поместят глубже в землю.
«Олени как тропу натоптали, так там и будут ходить, - отметил А.Чуткин. - В них сохраняется этот инстинкт дикой жизни. Наша задача сегодня - не нарушать эти тропы. По поводу вопросов сохранения фауны в местах строительства газопровода было собрано множество совещаний. В результате договорились, что переходы будут строиться в любом количестве, какое определят сельхозпредприятия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Народные мастера гжели"
Данное мероприятие разработано для воспитанников подготовительной группы по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством, которое предполагает использование ИКТ и инновационных технолог...
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по физической культуре «Отгадай и сделай»
Конспект совместной деятельности по физической культуре с детьми старшей группы «Отгадай и сделай»...
План-конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Развиваем выносливость в беговых заданиях и ловкость в упражнениях с мячами»
План-конспект совместной деятельности с детьми подготовительного дошкольного возраста. При написании конспекта были использованы технологии: развивающая - Таишева М.М., Яковлева А.И.; здоровьесберегаю...
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома»
Данный материал направлен на ознакомление детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства. Учит детей замечать художественные элементы, определяющие специфику «золотой хохломы...
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Что такое радость?"
Досуговая деятельность с дошкольниками по развитию эмоциональной сферы и корректировки эмоционального фона детей....
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Прогулка в зоопарк"
Конспект досуга с детьми старшего дошкольного возраста. Плюс - презентация к конспекту. Направление - формирование представлений об эмоциональной сфере живых объектов, музыкальная игровая т...
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ ЗА СЕКРЕТОМ ЗДОРОВЬЯ»
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ПУТЕШЕСТВИЕ ЗА СЕКРЕТОМ ЗДОРОВЬЯ» ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПСИХОГИМНАСТИКАДЫ...