Экскурсия вокруг детского сада
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Во время экскурсии дети наблюдают за многообразием красок золотой осени. Конкретизируются представления об осенних изменениях в природе. 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_vokrug_detskogo_sada.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия вокруг детского сада

Цель: Показать детям многообразие красок золотой осени. Конкретизировать представления об осенних изменениях в природе. Развивать любознательность, наблюдательность, познавательное отношение к окружающему, стимулировать эмоциональные проявления. Воспитывать эстетическое чувство.

Предварительная работа: Ежедневные наблюдения за изменениями в природе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и репродукций картин русских художников, заучивание стихотворений об осени.

Ход экскурсии

Звучит музыка А. Вивальди «Осень». В группу медленно входит взрослый, одетый в костюм осени.

Воспитатель: Если на деревьях листья пожелтели,

                Если в край далекий птицы улетели,

                Если небо хмурится, если дождик льется,

                Это время года…осенью зовется.

Осень: Здравствуйте, мои, ребята! Я Осень золотая, снова в гости к вам пришла! Ждали вы меня?

Ребенок:         Здравствуй, осень, здравствуй, осень,

                Хорошо, что ты пришла!

                У тебя мы, осень спросим,

                Что с собою принесла?

Осень: Принесла я вам подарки:

        Танцы, игры и загадки.

        Но, чтоб выполнить заданья,

        Нужно приложить старанье.

Хотите со мной поиграть? Тогда я приглашаю вас на прогулку, полюбоваться на яркий, разноцветный наряд природы. А еще я вам принесла волшебную корзинку, в которую вы будете складывать красивые и необычные дары осени, которые найдете на прогулке.

Воспитатель: Спасибо, тебе, Осень, за твои подарки и приглашение. Мы сейчас же с ребятами отправимся на прогулку. А тебя, Осень, мы приглашаем подольше погостить у нас.

Осень: Ну, спасибо, ребята, а сейчас я отправлюсь в другую группу, чтобы пригласить всех ребят на прогулку.

Дети идут по дорожкам. Останавливаются там, где лучше всего просматриваются все деревья.

Воспитатель: Вот мы и пришли в гости к осени. Ребята посмотрите, как красиво все вокруг, деревья словно нарядились к празднику. Почему? (Наступила золотая осень). Землю покрыли листья, на клумбе много цветов. А какие еще признаки осени вы знаете? (Листья желтеют, птицы улетают в теплые края…).

Пожелтевшие деревья, желтые листья – все желтое. Скажите, а все деревья желтые? Конечно, не все. Поэтому осень называют не только золотой, но и багряной. А как еще можно назвать осень?

Осень воспевали многие писатели, художники, музыканты и поэты в своих произведениях. Вот, например, А.С. Пушкин так писал об осени:

                Унылая пора! Очей очарованье!

                Приятна мне твоя прощальная краса –

                Люблю я пышное природы увяданье

                В багрец и в золото одетые леса…

Кто расскажет еще стихотворение про осень?

Ребенок:         Закружила осень

                Рыжие метели,

                Золотые листья

                С кленов полетели,

                Закружился листьев

                Пестрый хоровод, заблестел на лужах

                Первый тонкий лед.

Воспитатель: Пойдемте, тихо побродим по листьям, посмотрим, послушаем, как они шуршат. Подумайте и скажите, почему осенью опадают листья с деревьев? Почему листья нужно убирать только с дорожек, а под деревьями их лучше оставить? (Листья оберегают деревья от потери влаги, вымерзания и защищают от морозов.) Какие деревья вы знаете? (Береза, сосна, тополь, клен, рябина…). Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

Воспитатель: Правильно, первый осенний месяц – сентябрь, его еще называют «запевалой осени» или «златоцветом». Как вы думаете, почему его так называют? (Травы в лугах высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников).

В сентябре дни становятся короче, солнце уже не поднимается в небе так высоко, как летом. Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом на нижних ветках. Чаще налетают порывистые холодные ветры. По утрам стелются влажные туманы. Идут мелкие, моросящие дожди. Жизнь насекомых замирает, а перелетные птицы  готовятся к отлету в теплые края. Звери строят норы, делают запасы и меняют шубки с летних на зимние. Каких перелетных птиц вы знаете? (Стрижи, ласточки, журавли, грачи, кукушки…).

Воспитатель: Октябрь – середина осени. В старину его называли «листопадом». В октябре часто идет холодный мелкий дождь, небо заволакивают серые облака, травы от дождя буреют, цветы вянут. В народе говорят: «От осени к лету поворота нету». По ночам бывают заморозки. Но характер у этого месяца переменчивый: он и плачет, и смеется. За день погода может измениться несколько раз: то солнышко светит, то дождик заморосит, а то и первые снежинки запорхают.

Воспитатель: Ноябрь – последний месяц осени. Листва с деревьев облетела, травы побурели. Пышный, пестрый ковер из листьев потемнел и поблек, зеленеют лишь сосна и ель. В народе ноябрь называют «чернотропом». Небо затягивается свинцовыми облаками, часто идут дожди со снегом, земля промерзла, а на ветру звенят ветви деревьев. Ноябрь открывает ворота матушке–зиме.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем: я вам задаю вопрос, если утверждение верное, хлопаем в ладоши, нет – топаем.

Осень цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достают ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Продолжаем нашу экскурсию. Обратите внимание, что листочки на каждом дереве окрашены по-разному. А теперь найдите самые красивые листья и расскажите, какие они. (Лист красный, зеленый, яркий, резной, золотой…). Давайте сложим наши осенние листочки в корзину и пойдем дальше.

Воспитатель:         Отгадайте загадку:

                        Стоит Алена – платок зеленый,

                        Тонкий стан, белый сарафан (Береза).

Подойдем к березе, полюбуемся ее нарядом. Русская береза красива в любое время года! Поднимите голову и увидите ветви с маленькими резными листочками. Кора березы – береста – белая, гладкая, шелковистая. С давних времен бересту использовали для изготовления бытовых изделий (туески, кружки, хлебницы, короба, корзинки …). Из березовых почек и бересты готовили лекарства, а березовым соком и по сей день угощаются люди и лесные обитатели (птицы, медведи, муравьи, бабочки).

Береза не только красивое дерево, но и самое смелое. После лесных пожаров, когда на больших участках выгорает вся растительность, первым деревом, которое вырастет на пепелище, будет береза. Она любит свет, простор, не боится ни трескучих морозов, ни порывистых ветров, ни весенних заморозков. Береза – символом России. Предлагаю вам собрать самые красивые листочки березки и сложить их в нашу корзину.

Воспитатель:         Подойдите-ка, поближе,

                        Наклонитесь-ка, пониже,

                        Что там под березой?

                        Правильно, грибы!

Давайте соберем грибы и сварим грибной суп. Только, смотрите, съедобные грибы собирайте, а несъедобные – оставляйте! Какие вы знаете съедобные грибы? (Белый гриб, лисички, подберезовик, опята…).

Проводится игра «Грибы и грибники». 

Воспитатель: Молодцы, ребята, много грибов собрали в свои лукошки.

Идем дальше. Поднимаю кленовый листок, кладу на ладошку. Послушайте стихотворение.

                В густой синеве,

                Апельсиново-ал,

                Кленовый листок

                Надо мною летал.

                Я следом бегу:

                Он, как будто дразня,

                Куда-то манил

                За собою меня.

                Листок, утомившись кружить в вышине,

                Доверчиво сел

                На ладошку ко мне.

Воспитатель: Клен легко отличить от других деревьев по большим узорным листьям с пятью острыми концами. За свои красивые листья, дерево в народе называют «кудрявым». Особенно красив клен осенью. Посмотрите, какое это высокое стройное дерево, с прямым стволом, покрытым гладкой, тонкой, серой корой. Растут клены быстро, и за год их поросль вырастает почти на метр. Клен любит тепло и свет. Семена у него хитрые, созревают в конце лета и приспособились перелетать на крыльях, за что их еще называют «крылатками». Из древесины клена мастера изготавливают мебель, шкатулки, лыжи, а также музыкальные инструменты (скрипки, гитары).

Давайте соберем кленовых листьев и полюбуемся ими. В какие цвета окрашены кленовые листья? Скажите, какие животные утепляют опавшими листьями свои жилища на зиму?

Проводится игра «Дует, дует ветер…»

Воспитатель:         Что же это за девица:

                        Не швея, не мастерица,

                        Ничего сама не шьет,

                        А в иголках целый год? (Ель).

О каком дереве говорится в загадке? Правильно, о елке, или, по-научному, о ели. Она родственница других хвойных деревьев, таких как сосна, только у ели крона гуще, чем у сосны.

Ель – стройное дерево с пушистыми ветками, покрытыми хвоей. Для хорошего роста ели требуется влажная питательная почва. В нашей стране растет ель обыкновенная – самое высокое дерево, которое достигает высоты 70 метров. Ель – ценное дерево, из ее древесины делают бумагу и музыкальные инструменты.

Давайте соберем шишки и положим их в нашу корзинку. Послушайте стихотворение.

                Ели на опушке – до небес макушки –

                Слушают, молчат, смотрят на ребят.

                А внучата-елочки, тонкие иголочки,

                У лесных ворот водят хоровод.

Предлагаю и нам с вами встать в хоровод вокруг нашей зеленой красавицы и рассказать ей это стихотворение хором.

Далее проводится игра «С какой ветки детка»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, наша корзина уже до краев наполнена дарами осени и прогулка подходит к концу.

Посмотрите, какие у меня красивые листья! Читаю стихотворение:

                Соберем букет осенний

                В детский сад для наслажденья.

                Лист зеленый, лист бордовый.

                Вот зеленый листик снова,

                Желтый лист, лист золотой…

                Отнесем мы их домой.

                Много листьев надо нам!

Вам понравилось наша прогулка? Расскажите, что интересного вам запомнилось или понравилось? Какие деревья мы встретили по пути? Какие дары осени мы собрали в корзину? Как их можно использовать?

А сейчас мы отправляемся назад в группу, где вы изобразите в своих рисунках то, что вам больше всего запомнилось у осени в гостях. Из ваших рисунков мы сделаем выставку на тему «Вот какая осень», а дары осени мы используем для последующей творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия с детьми вокруг детского сада (средний возраст) на тему: «Петушок в гостях у ребят»

Экскурсия с детьми вокруг детского сада (средний возраст) на тему:«Петушок в гостях у ребят»...

Хорошо у нас в детском саду. Экскурсия по детскому саду

Цель: сформировать знания о всём детском саде, умение ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения; воспитывать доброжелательное отношение, уважение к работникам дошкольного учреждени...

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе «Теремок». Экскурсия по детскому саду: «Хорошо у нас в детском саду».

Конспектнепосредственно образовательной деятельностиво второй младшей группе «Теремок».Экскурсия по детскому саду: «Хорошо у нас в детском саду»....

Экскурсия вокруг детского сада

Экскурсия вокуг детского сада...

Экскурсия по детскому саду «Хорошо у нас в детском саду» (младшая группа)

Конспект НОД во второй младшей группе № 6 «Солнышко» ГБДОУ  д/с №1 Красногвардейского района г. Санкт-ПетербургаЭкскурсия по детскому саду «Хорошо у нас в детском саду».Со...

Экскурсия с детьми младшей группы вокруг детского сада.

Цель: знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением.Задачи:1. воспитывать любовь и бережное отношение к природе;2. развивать наблюдательность и коммуникативные качества у дете...

Экскурсия по детскому саду, знакомство с профессиями в детском саду

laquo;В гостях у кастелянши»Цель: Познакомить детей с деловыми и личностными качествами кастелянши. Подвести к пониманию целостного образа кастелянши.Задачи:1....