Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возоаста
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Колобаева Людмила Владимировна

Начиная с детского сада флормируем у дошкольников представления о природе, умение беречь и любить её, правильно называть объекты природы, различать их между собой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_statya.docx16.12 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание

детей старшего дошкольного возраста

Возникнув еще в прошлом столетии, как часть зоологии, экология определялась как наука о взаимодействиях живых организмов с окружающей средой и друг с другом.

        Экологическое воспитание – это важное направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного, ознакомления детей с природой. Это направление стало активно развиваться в 90-е годы XX столетия, таким образом, представляя одно из самых современных направлений в воспитательно-образовательной педагогике, и в дошкольной педагогике в частности.

        Теоретические основы экологического воспитания дошкольников к настоящему времени представлены в различных психолого-педагогических исследованиях Л.И. Егоренкова, С.Н. Николаевой, Н.Н. Кондратьевой и многих других ученых. Созданы как отдельные образовательные программы по экологическому воспитанию («Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Мы» Н.Н. Кондратьевой, «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой), так и отдельные экологические разделы в общих программах для дошкольных учреждений («Развитие», «Детство», «Радуга» ,  примерная общеобразовательная

программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой  и др.).

Под экологическим воспитанием подразумевают процесс формирования у детей осознанно правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение возникает во взаимодействии интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах его поведения.                                              Под экологическим образованием понимают процесс присвоения личности экологической культуры общества, результатом которой является определенный уровень культуры личности или ее образованность.

        Важно отметить, что огромную роль в экологическом воспитании и

образовании детей дошкольного возраста играет использование народных

традиций. Это – народные праздники, приметы, сказки народов мира и, конечно же, игра. Большую часть своего времени дошкольники заняты не общением, учением или трудом, а именно игрой, в которой идет процесс воспитания и образования в такой же мере, как и в других видах деятельности.

        Основная и ведущая деятельность детей – игра, где объективно сочетаются два важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность; с другой – получают моральное и эстетическое удовлетворение от всей этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра – одно из комплексных средств воспитания и образования, в том числе и экологического.

        Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в эколого-природоведческом образовании, дают возможность полнее воспринимать окружающий мир природы.

        Детство без игры и вне игры аномально и аморально. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: богатства и микроклимата отношений, коммуникативности, активизации процесса познания мира природы и экологии. И независимо оттого, что дошкольнику свойственен антропоморфизм – перенос отношений, существующих между людьми на явления природы, у них непременным спутником выступает любознательность и интерес к природе.

Сегодняшние дети – это завтрашние лидеры, активные участники общества. Поэтому экологическое образование сегодня поможет сделать правильный выбор завтра и принять правильное решение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»

Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...

Апробация конспекта НОД. Познание и речевое развитие. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Прохождение экологической тропы».2016г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка-детский сад № 14 «Аленький цветочек» Истринского муниципального района с.Павловская СлободаПрограммное со...

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр экологической направленности.

Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, Ухудшение экологической ситуации в стране и мире диктует необходимость формирова...

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...

«Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...

Программа по экологическому воспитанию «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и сказок»

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе; накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышлени...