Труд детей в крестьянской семье
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Цыбуляева Надежда Анатольевна

дать детям знания о семейном укладе крестьян ,

о жизни и труде крестьянских детей, познакомить со значением и

    употреблением старинных слов; воспитывать интерес к истории народов Сибири.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zan_trud_v_krest_seme.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №118»

Конспект занятия в подготовительной  группе

Тема: « Труд детей в крестьянской семье »

 

                                                  

                                                          Воспитатель : Цыбуляева Н.А

Братск 2009

Цель:

 дать детям знания о семейном укладе крестьян ,

о жизни и труде крестьянских детей, познакомить со значением и

    употреблением старинных слов; воспитывать интерес к истории народов Сибири.

Наглядный материал:

люлька, березовый веник, русская печь (макет), шесток, чугунок, заслонка. Иллюстрации из рабочей тетради для занятий по программе

«Приобщение детей к истокам русской культуры» О. Л Князевой,

«Как жили люди на Руси».

Музыкальный материал:

колыбельная «Зыбаю - позыбаю».

Активизация словаря:

 шесток, голик, коробка, роспись, сменить лоскуток, байкать.

Ход беседы:

     Сегодня, ребята, мы продолжаем знакомство с историей земли сибирской.

Вы уже знаете, как люди постепенно обживали тайгу, строили остроги.

 Послушайте, как об этом сказал поэт М. Гезунгейт:

Тропою дикою, звериною, по неизведанной тайге

       Пришли казацкие дружины к реке сибирской Ангаре.

       Срубили здесь землепроходцы по берегу реки острог,

         Чтоб от врагов, коль доведется, он земли новые сберег.

             А знаете ли вы, как трудились наши предки – сибиряки?

Чем занимались дети, как помогали взрослым?

Наши предки – сибиряки жили семьями, занимались крестьянским трудом: обрабатывали землю, выращивали хлеб, пасли скот.

 Трудиться дети начинали очень рано, в таком возрасте кА вы сейчас.

Каждый ребенок в семье приучался к труду. Дети рвали траву скоту, как появится трава – косить еще рано, а на подкормку теленочку надо нарвать корзиночку травы. Мыли посуду в судомойках – деревянных чашах на трех ногах.

 В них загружалась посуда, и ребенок рогожной мочалкой мыл эту посуду.

Затем ее опрокидывали на шесток, к заслонке, вот так ( показ).

В 5 - 6 лет поливали грядки, воду носили им взрослые. Сами подметали вот таким березовым веником. Не смотрите, что он почти без листьев, называли его «голик», им было очень удобно подметать. Мать, уходя на работу, этот веник обдавала горячей водой, чтобы он был мягкий, и ребенок должен был вымести пол чисто. Дети постарше носили в ведрах воду домой, чтобы варить пищу, поить скотину.

 Как вы думаете, какую скотину держали раньше хозяева?

 (коров, лошадей, овец, коз и др.)

             Вспомните,

 в какой русской народной сказке говориться о том, как девочка сама наносила воды, принесла дров, натопила печку, наварила каши, тесто поставила и напекла пирожков? («Маша и медведь»).

В каких еще русских народных сказках говориться о труде детей?

             Мальчики с 8 лет начинали ездить на лошадях, подвозить дрова из лесу,

чтобы топить печь.

             Как вы думаете легко или тяжело детям было возить дрова на лошадях? Конечно, трудно, ведь дети были малы ростом, а лошади большие животные и надо было уметь ими управлять.

             Русский поэт Николай Алексеевич Некрасов

 написал стихотворение «Мужичок с ноготок»

о том, как мальчик помогал отцу вывозить дрова из леса.

Однажды, в студеную зимнюю пору,

  Я из лесу вышел, был сильный мороз.

 Гляжу, поднимается медленно в гору

                                     Лошадка, везущая хворосту воз.

         И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок,

              В больших сапогах, в полушубке овчинном,

                В больших рукавицах, а сам … с ноготок!...

             Ребята, а каким словом можно назвать этого мальчика?

     Девочек учили прясть с 5 – 6 лет, они пряли толстую пряжу, которая свивалась в клубки, а затем в длинные веревки.

А первое, что было напрядено у девочки, называлось «супрядок», его мать вместе с девочкой бросала в печь, обе смотрели, как горит, и приговаривали:

Печь – перепечь, научи меня прясть,

Шить, да ткать – и в коробку класть!

             Всю пряжу, которую девочка пряла, складывали в «коробку» (лубяной короб с росписью, где хранили приданое девочки).

Приданное – это одежда, когда та выходила замуж.

             В 10 лет все дети уже косили, гребли сено, пасли коров, лошадей, возили навоз, снопы. А девочки еще и лен рвали, кто кучи носил, кто на стогу стоял, все были заняты  делом. Много ягод было на покосах. Посадят маленького ребеночка, а он ползает, выбирает ягодки из травы, да ест. Постарше ребятишки к обеду всем ягод набирали, взрослые их ели с молоком и хвалили. Недаром поется в колыбельной:

Ты коси, хоть не коси – только по лугу ходи,

Только по лугу ходи – сладкие ягоды бери.

             Мальчиков учили боронить землю перед посевом, а в  старшем возрасте – пахать (показ иллюстраций).

             Девочки с 6 лет оставались дома с маленькими детьми, и были уже настоящими няньками.

 А вы водитесь со своими младшими братьями и сестрами?

 Зыбки качали, да лоскуток из – под ребеночка меняли. А брать ребеночка на руки не разрешалось. Бабушки и мамы учили их петь колыбельные, байкать, чтобы дети быстро засыпали. Послушайте сибирскую колыбельную песню

«Зыбаю позыбаю»:

Зыбаю – позыбаю, ушел отец за рыбою,

Бабушка уху варит..

             

Как вы думаете, чем кормили малышей?

 Бутылок с сосками не было, делали рожок из бараньего рога, да соски от вымени коровьего (когда скот забивали – от коровы оставалась), приладят, молочка туда нальют, и держит это нянька, пока ребеночек ест.

Взрослые гордились детьми, которые хорошо трудились, хвалили их.

 А хвалят вас родители за труд?

А какие вы знаете пословице о труде?

Хочешь, есть калачи – не сиди на печи. Без труда – не вынешь рыбку из пруда.

Труд человека кормит, а лень портит.

  Дети не только трудились, но и играли.

Вы хотели бы узнать, как и в какие игры играли дети в сибирской деревне?

КОРЗИНКА

Играющие делятся на пары и расходятся по площадке. Берут друг друга за руки и образуют кружки –« корзинки». Двое водящих стоят на некотором расстоянии друг от друга, один из них пятнашка, он догоняет второго игрока. Убегающий бегает между парами, и чтобы его не осалили, быстро называет по имени игрока из любой пары. Играющий чье имя называли, убегает, на его место встает игрок водящей пары. Если пятнашка осалил убегающего, то они берут друг друга за руки и образуют корзину.

     Правило: дети водящей пары не должны убегать далеко от остальных играющих.

НАРОДНАЯ ИГРА «ПИРОЖОК»

Играющие встают друг за другом, держась  за пояс. Впереди стоит булочник, он ведущий, последний – пирожок. К булочнику подходит покупатель и спрашивает:

«Где мой пирожок?»Булочник отвечает: «За печкой лежит». Последний игрок пирожок кричит: «Я бегу – бегу!» С этими словами он бежит в сторону ведущего, а покупатель старается его поймать. Если пирожок успевает встать впереди ведущего, он становится булочником, а последний игрок – пирожком, и покупатель вновь идет покупать. Если же пирожок будет пойман, то он выполняет роль покупателя, а покупатель – булочника.

            Правило: покупатель не должен стоять на одном месте, после слов

«За печкой лежит» он бежит в конец колонны и ловит пирожок.

НАРОДНАЯ ИГРА «ЛАПТИ»

            На середине площадке вбивают кол, к нему привязывают веревку длинной от 3 до 5 метров. Вокруг кола на длину веревки проводят круг. Водящий берет свободный конец ее и встает у кола. Участники игры встают за кругом, поворачиваются спиной к центру и через голову перебрасывают каждый какой – либо предмет (например, мешочек с песком). Повернувшись к водящему, спрашивают его: «Сплели лапти?» Водящий отвечает: «Нет». Играющие спрашивают еще раз: «Сплели лапти?» - и слышат такой же ответ. Спрашивают в третий раз: «Сплели лапти?» - «Сплели» - отвечает водящий. Тогда дети бегут в круг и стараются взять свой предмет, а водящий караулит лапти: он бегает по кругу и пытается запятнать играющих. Тот, кого водящий запятнал, встает на его место. Играющие берут свои предметы, и игра начинается сначала.

             Иногда водящему, сколько ни бегает по кругу, запятнать играющих не удается, и он вновь водит.

             Правила: 

1. водящий бегает по кругу только на длину вытянутой веревки, за круг забегать ему не разрешается.

2. если играющему не удается взять предмет, то он выходит из игры.

3. играющим за кругом разрешается переходить с одного места на другое.

4. салить играющих водящий может только в круге.

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду "Жили-были...": знакомим детей с крестьянской избой и крестьянским бытом

Вашему вниманию предлагается конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду  в рамках программы развития творческого потенциала детей старшего дошкольного во...

Как приучать к труду детей дошкольного возраста в семье ?

Многие родители задают вопрос," Как воспитать ребёнка ,чтобы он не вырос ленивым ?"и "Как это сделать правильно?"На эти и многие другие вопросы вы найдёте в моей статье.Большое значение имеет труд для...

Труд детей в семье

Почему необходимо приучать детей к труду....

Воспитание детей в крестьянских семьях

Напрасно мы хотим выдумать воспитание: воспитание существует в русском народе столько веков, сколько существует сам народ. Оно с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю, все его л...

Консультация для родителей на тему "Совместный труд детей и взрослых в семье"

В консультации раскрывается воспитательный смысл включения детей в труд вместе со взрослыми, говорится об основном условии совместного труда детей и взрослых - содержание труда должно соответсвовать и...

Консультация для родителей "Совместный труд детей и взрослых в семье"

Радость труда - могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребёнок должен глубоко пережить это благородное чувство"В. А. СухомлинскийЕсли детей включают в совместный со взрослыми и доступ...

Семинар-практикум для родителей «Введение детей в мир труда и экономики в семье» (для родителей детей старшей группы).

Цель: совместно с родителями определить способы введение детей в мир труда и экономики. Задачи: 1)      Создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей, установ...