Семинар-практикум для родителей «Введение детей в мир труда и экономики в семье» (для родителей детей старшей группы).
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Грасмик Светлана Викторовна

Цель: совместно с родителями определить способы введение детей в мир труда и экономики. 

Задачи:

1)      Создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей, установить с родителями эмоциональный контакт.

2)      Определить  приемлемые способы для формирования представления о социальной значимости и содержании деятельности людей разных профессий.

3)      Повысить педагогическую компетентность родителей в образовательной деятельности.

4)      Способствовать организации родителями психологически грамотного взаимодействия с детьми по выявлению и развитию интереса рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности.

5)      Расширить кругозор детей посредством игр экономической направленности.

Воспитывать уважение к трудящемуся человеку, бережно относится 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_roditeley.docx42.06 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

«Введение детей в мир труда и экономики в семье»

(для родителей детей старшей группы).

Цель: совместно с родителями определить способы введение детей в мир труда и экономики.  

Задачи:

  1. Создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей, установить с родителями эмоциональный контакт.
  2. Определить  приемлемые способы для формирования представления о социальной значимости и содержании деятельности людей разных профессий.
  3. Повысить педагогическую компетентность родителей в образовательной деятельности.
  4. Способствовать организации родителями психологически грамотного взаимодействия с детьми по выявлению и развитию интереса рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности.
  5. Расширить кругозор детей посредством игр экономической направленности.
  6. Воспитывать уважение к трудящемуся человеку, бережно относится к его труду.

Категория участников: педагог, родители.

Этапы

  1. Организационный. Содержание деятельности: педагог организует среду, соответствующую целям семинара. Организует взаимодействие с родителями для эффективной совместной работы (оформляет помещение, готовит необходимые материалы и оборудование, произносит вступительное слово, проводит игры на приветствие и раскрепощение участников).
  2. Основной. Содержание деятельности: педагог проводит основную работу по теме в виде дискуссий, мини-лекции, упражнений, анкетировании.
  3. Заключительный. Содержание деятельности: подводятся итоги проделанной работы, оценивается её эффективность, участники высказывают свои пожелания на будущее.

Предварительная работа:

Ознакомление родителей с теоретическими материалами.  Рекомендуется  раздать раздаточный материал каждому родителю. Так же можно предложить родителям самостоятельно найти информацию и изучить вопрос о том, что такое экономика, как познакомить с экономической и хозяйственной деятельностью.

Материалы и оборудование:

  1. Листы бумаги, ручка для письма (по количеству родителей).
  2. Анкеты (по количеству родителей).
  3. Мультимедийное оборудование.

Звучит детская песенка из развивающего мультфильма «Три котенка»: «Что такое деньги».

На столах материал для работы.

Ход семинара.  (Слайд 1.)

  1. Вступительное слово педагога. 

Здравствуйте, уважаемые родители! Рада приветствовать  вас на  семинаре - практикуме «Введение детей в мир труда и экономики в семье».

Сегодня мы с вами вместе разберемся нужно ли знакомить дошкольников с финансовой грамотностью, и как это делать.

  1. Цитаты.

Вашему вниманию предлагаю  цитаты из известной нам с детства любимой повести-сказки советского писателя Алексея Толстого «Приключения Буратино». В этом произведении есть моменты, где речь идет об экономике.

Слайд 2. (можно отрывки из сказки-видео).

Цитата из диалога Буратино и черипахи Тартилы:  «… А разве Вы не знаете, что за деньги можно все купить?».

   Диалог Буратино и хозяина таверны:

 – А ты умеешь считать?

 – Нет.

 – Отлично... два сольдо плюс два сольдо – будет десять сольдо. Десять сольдо плюс десять сольдо – будет сто сольдо. Плати один золотой».

Обсуждение - ответ на вопрос:

«На какие выводы натолкнули вас эти цитаты?»

                                     (обсуждение) 
  Предполагаемые ответы родителей: 

Буратино глуп и доверчив, не понимает цену деньгам, не умеет ими распоряжаться.

Беседа. (Слайд 3-4)

(Родителям предлагается сформулировать понятие  «экономика». Используют самостоятельно найденные материалы.)

Уважаемые родители, сейчас поговорим о том, что же это такое экономика:

  • что такое экономика?
  • что такое деньги и цена (стоимость)?
  • что такое реклама? Зачем существует реклама.
  • что такое труд и продукт труда (товар)?
  • что такое финансовая грамотность?

4. Дискуссия. Слад 5

(повышение мотивации родителей к экономическому воспитанию детей.)

Правильно ли знакомить с экономикой детей в дошкольном возрасте с  ее сложными понятиями и явлениями?

Может подождать, ребенок подрастет, и многое поймет сам.

Для того, чтобы дискуссируя посмотреть на этот вопрос с положительной и отрицательной стороны, взвесить все «за» и «против», лучшим из способов будет методика Эдвард де Боно – британского психолога-писателя, он является экспертом в области всестороннего мышления. Один из таких его способов, метод со шляпами. Шляпу легко надеть и снять, а примеряя  на себя шляпу определённого цвета, необходимо думать и высказываться в заданном направлении, в котором требует цвет шляпы. В результате этой дискуссии мы с вами придем к верному ответу. Шляпы желтого и черного цвета.

Желтая шляпа солнечная, позитивная. Хозяева этой шляпы ищут выгоду предложенного решения, видят и высказывают только положительные моменты.

Черная шляпа напротив отрицающая все хорошее. Обладатели черной шляпы высказывают сомнения по данному вопросу, ищут все противоречивые аргументы, даже если думают иначе.

 И так, сколько у нас положительных ответов?

 Сколько отрицательных?

                                    (родители дискуссируют)

И так, положительных ответов больше.

Таким образом, напрашивается вывод: детей необходимо  знакомить  с миром экономики как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни.

5. Тестирование родителей.

В период дошкольного детства огромную роль для развития и познания детей играет семья.

Ответив на вопросы данной анкеты, вы увидите, насколько грамотно кладете фундамент основ экономической финансовой грамотности у своего ребенка.   

Прошу вас  ответить на  вопросы анкеты.

Анкета

  1. Часто ли Вы разговариваете с ребенком на экономические темы

(роль труда, стоимость различных товаров и т.п.?)

«Да» «Нет»

  1. Считаете ли Вы, что давая  деньги ребенку, можно привить «нездоровый» интерес к ним?

«Да» «Нет»

  1. Считаете ли Вы важным развить в своем ребенке такие качества, как бережливость, экономность, расчетливость?

«Да» «Нет»

  1. В случае если бы Вы были не в состоянии купить ребенку понравившуюся вещь, стали бы Вы объяснять причину отказа?

«Да» «Нет»

  1. Рассказываете ли Вы ребенку о стоимости приобретаемых товаров?

«Да» «Нет»

  1. Рассказываете ли Вы ребенку, откуда берутся деньги?

«Да» «Нет»

  1. Рассказываете ли Вы ребенку о своей работе?

«Да» «Нет»

  1. Рассказываете ли Вы детям о своей работе, о труде других?

«Да» «Нет»

  1. В чем с Вашей точки зрения польза этих рассказов?

Ответ_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Участвует ли Ваш ребенок в домашнем труде?

«Да» «Нет»

  1. Есть ли у Вашего ребенка какие-либо постоянные небольшие обязанности (например, уборка игрушек, помощь младшему в одевании)?

«Да» «Нет»

  1. Какие черты, по Вашему мнению, могут воспитываться у ребенка в процессе  соразмерными с его силами труда?

Ответ_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Оплачиваете ли Вы помощь ребенка по дому?

«Да» «Нет»

  1. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для экономического воспитания детей?

«Да» «Нет»

  1. Какая помощь от педагогов детского сада вам требуется по проблеме экономического воспитания вашего ребенка?

«Консультация» «Мастер-класс»

«Совместная с детьми деятельность» «Не нуждаюсь в помощи»

                              Благодарим за сотрудничество!

6.Мини-лекция «Как вводить детей в мир труда и экономики».   

      (Психолого-педагогическое просвещение родителей)

 Впервые экономическое воспитание в дошкольном периоде включил в свою программу материнской школы Ян Амос Коменский, родоначальник научной педагогики. В своей книге «Материнская школа» Коменский предлагает давать детям «экономические познания», понимание управления домашним хозяйством: дети должны знать свою одежду для будней и праздников, беречь ее.

  Детям рассказывали, для чего людям нужны сундуки, шкафы, кладовые, подвалы, замки, ключи.

«Постепенно открывать глаза на маленькие вещи, чтобы не остались слепыми для больших», говорил Ян Амос Коменский.

Огромную роль он отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкали «избегать ленивого досуга». Так же Ян Каменский обращал внимание на нравственное воспитание детей.     

 Взрослые часто сталкиваются с ситуациями не всегда честного обмена – «детского бартера»: есть  дети, которые зачастую пытаются схитрить, обмануть, выгадать. Это важный настораживающий сигнал осознанного отношения к ценности вещи и понимания ребенком самого факта нечестного обмена. В этом случае первые опыты экономической деятельности ребенка оказываются вне нравственного поля.

В дошкольном возрасте дети не понимают, что обман, выгода за счет другого, воровство и т. п. это неприемлемо.  В таких  жизненных ситуациях,  взрослым важно  объяснить ребенку что хорошо, а что плохо! Не правильно молчать, когда дети не ценят того, что им покупают.  Дарят одежду, игрушки, карандаши, бумагу, краски, гаджеты и др., а они бездумно и безжалостно портят, ломают и выбрасывают эти вещи.

Еще раз подчеркну, что  в период дошкольного детства огромную роль играет семья, именно в семье закладывается  культурная  база  для формирования у ребенка  экономических ценностей.

В первую очередь  семья  решает задачу экономического воспитания – семья-ведущий социальный институт. 

   В семье ребенок становится свидетелем  экономических проблем, или наоборот.  От того, какое настроение у родителей зависит  и эмоциональное состояние  маленького члена семьи.  

  И если вдруг семью настигли экономические неудачи,  настроение должно быть оптимистичное, вера в то, что все можно решить, и  убедить в этом  ребенка:  да, есть трудности, но их мы обязательно решим.  

  В ходе взросления у ребенка необходимо воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

  Так же важно в этом возрасте  знакомить их с профессиями, формировать представления о денежных отношениях,  о доходах.  Знать что такое заработная плата, пенсия, (это доход-деньги),  и что такое  расход (платежи, покупки). Иметь первоначальное представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран.

  Понимать  взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества.  

   Важен еще один аспект в экономическом воспитании. Дети должны знать, что такое реклама, ее назначение, иметь объективное отношение к ней   отличать собственные потребности от навязанных рекламой. Необходимо учить детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить вещь, подумай, хватит ли денег на все, что хочется).

  С раннего детства необходимо  воспитывать уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги.

  Вывод: таким образом, в старшем дошкольном возрасте необходимо  знакомить ребенка с миром экономики как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие детей.

  Кроме того, правильное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.  Учите детей ценить деньги с раннего возраста, это только будет способствовать их успеху в дальнейшей жизни.

  Развивать   финансовую культуру детей в семье можно на примере героев познавательных мультфильмов, сказок, через творческую деятельность (участие в конкурсах по теме),  играть в  сюжетно-ролевые, дидактические игры вместе с ребенком.

 С некоторыми из них мы сейчас познакомимся и поиграем.

7.  Дидактическая игра «Семейный бюджет».

Цель игры: формирование представлений детей  о семейном бюджете.

Задачи образовательные:

Познакомить детей с понятиями «доход», «расход», «бюджет». Заложить основы планирования семейного бюджета; закрепить знания детей об одежде, обуви, головных уборов.

 Задачи развивающие: развивать умение классифицировать обязательные и не обязательные расходы семьи.

8. Дерево «Экономическое воспитание»

Задание для родителей: на листиках от  дерева написать практические качества  ребенка по экономическому воспитанию и приклеить их к дереву.

9. Подведение итогов.

На мольберте карточки с изображением мясорубки (информация полезна, буду работать), чемодана (информация  полезна, но может подождать и мусорного ведра (информация бесполезна).

Вопросы для проведения итогов:

  1. Насколько полезной была полученная информация?
  2. Что было для вас новым, интересным? Что запомнилось?

( Каждому родителю предоставляется слово.)

Литература

  1. Сборник материалов «Банк лучших практик по формированию предпосылок финансовой грамотности у дошкольников».  Авт-сост. С. Н. Голикова, Т.А. Чернобай. БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области», 2021.
  2. Омское Прииртышье (программа для дошкольных образовательных организаций).
  3. Примерная парцианальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет. «Экономическое воспитание дошкольников: формироания предпосылок финансовой грамотности.
  4. Образовательная программа «Школа для родителей». Омск БОУ ДПО « ИРООО»
  5. «Социализация детей дошкольного возраста в условиях дошкольного возраста в условиях домашнего воспитания»  автор Толмачова Алена  Александровна. http://www.dslib.net/doshkoln-obrazovanie/socializacija-detej-doshkolnogo-vozrasta-v-uslovijah-domashnego-vospitanija.html 
  6. Интернет ресурсы: 7 правил финансовой грамотности для родителей маленьких детей  https://www.google.com/search?q=   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект взаимодействия с родителями детей старшей группы «Моя семья» (совместная деятельность детского сада и семьи по духовно-нравственному воспитанию).

Долгосрочный проект взаимодействия с родителями детей старшей группы«Моя семья»  (совместная деятельность детского сада и семьи по духовно-нравственному воспитанию).     ...

Проект "Лук от семи недуг" для детей старшей группы

Тема "Лук от семи недуг " была выбрана с учетом возрастных особенностей детей.В этом возрасте дети любят экспериментировать, изучать, они хотят понять всё что им интересно. Вместе с детьми мы не прост...

Консультация для родителей детей старшей группы на тему: «Основы нравственных отношений в семье»

Нравственное отношение – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие чувств. «Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и...

Консультация для родителей детей старшей группы на тему: «Вместе с семьей»

Консультация для родителей  детей старшей группы   на тему :  «Вместе с семьей»...

Методический круиз для родителей детей старшей группы компенсирующей направленности на тему "Автоматизация поставленных звуков в условиях семьи"

Встреча учителя-логопеда с родителями с целью поиска ответа на вопросы родителей: нужны ли домашние задания логопеда, зачем они нужны, когда и как их выполнять....